Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности
методическая разработка
Вопросы адаптации детей с ОВЗ (особые возможности здоровья) в современном обществе сейчас стоит особенно остро: не решенными остаются как вопросы на уровне издания законодательных актов и создание социальных организации, так и вопрос атмосферы, в которой живут семьи этих детей. Но самый важный – это ощущение ребенка с ОВЗ в этом мире, возможности его общественной адаптации, формы через которые возможно само представление его как личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности
Вопросы адаптации детей с ОВЗ (особые возможности здоровья) в современном обществе сейчас стоит особенно остро: не решенными остаются как вопросы на уровне издания законодательных актов и создание социальных организации, так и вопрос атмосферы, в которой живут семьи этих детей. Но самый важный – это ощущение ребенка с ОВЗ в этом мире, возможности его общественной адаптации, формы через которые возможно само представление его как личности.
В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии.
Дети с ОВЗ наравне со всеми детьми обладают правом на образование, на полную интенсивную жизнедеятельность в социуме, а не вялотекущее пребывание в обществе.
Ребенок с низкими интеллектуальными способностями должен вовлекаться в социум – это один из важнейших общественных и демографических вопросов современного общества.
Человек, который хоть раз разговаривал с детьми с низким интеллектуальными способностями, понимает, как сложно найти путь общения с ним. Каждый из нас появляется на свет с разными возможностями. Но разные возможности никак не могут быть связаны с тем, что у ребенка с ОВЗ нет шансов быть счастливым.
Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, что у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. И, как известно, эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то в последствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено.
Понятие умственная отсталость есть самое неопределенное и трудное понятие социальной педагогики. До сих пор нет точных критериев для распознавания истинного характера и степени ответственности. По мнению Л.С.Выготского у таких детей основные жизненные процессы могут протекать вполне нормально, так что они могут служить источником наших знаний о детской природе.
В жизни всегда может найтись место не только для активного, не только для нейтрального ребенка, а даже для ребенка пониженной одаренности. К примеру, Ю.Б.Гиппенрейтер высказала мнение о том, что роль первых толчков в развитии способностей очень велика, и они связаны с яркими эмоциональными переживаниями и подкрепляет свои рассуждения известным фактом. Так Чарли Чаплин вышел на сцену в возрасте 5 лет. В тот день у его матери-актрисы сорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Возник неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Но тут директору пришла в голову мысль вывести на сцену мальчика, который был здесь же с матерью за кулисами. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал, подражая ей. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив мальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему стали кидать деньги. Он воодушивился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В тот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение; он понял, что сцена - его призвание.
Но этот пример рассматривается в рамках развития способностей в пределах нормы. А как яркие эмоциональные переживания могут влиять на развитие психики детей с особенностями? П.Я.Трошин, автор первой в России монографии по сравнительному изучению нормальных и аномальных детей, вышедшей в 1916 году, исследовал различия в перцептивных, мнемических и мыслительных процессах у детей здоровых и детей с умственной отсталостью.
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, т.е. те и другие – дети, и у тех и других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития». Тем не менее он не может не отметить, что детская ненормальность составляет в громадном большинстве случаев продукт ненормальных общественных условий, и величайшая ошибка в том, что в «ненормальных» детях видят только болезнь, забывая, что в них, кроме болезни есть еще нормальная психическая жизнь, которая – в силу особых условий – получает, такой примитивный, простой и понятный вид, которого мы не встретим у нормальных детей.»
Изучая проблемы развития личности, Л.С.Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу, реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе в общении с другими детьми. Таким образом, ребенок получает информацию, нужные умения, у него создаются личные потребности, приемы поведения, закладываются личные особенности характера. Ведь в самом ребенке есть все для того, чтобы стать активным участником социальной жизни.
Необучаемых детей нет, только лишь необходимо найти приемлемое для понимания ребенка задание и запастись терпением. Для детей с особыми потребностями незначительные успехи уже результат.
Театральная деятельность – это самый эффективный метод для социальной адаптации детей с интеллектуальным уровнем, ниже нормы, а также формирование у них коммуникативных способностей. Вся жизнедеятельность ребенка состоит из игровой деятельности. По мнению Л.С.Выготского, центральная педагогическая проблема – это связи специального обучения с общими началами социального воспитания. Все специальные дисциплины, по его мнению, должны без остатка раствориться в игре, в занятиях и трудах. Учить детей играть, а в ходе игры выполнять действия и принимать на себя роль, одновременно с этим помогать ему, приобретать житейский навык, - все это может помочь реализовать театральная деятельность. Она дает возможность формировать опыт специальных навыков поведения, вследствие этого, любая легенда, либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную направленность (добропорядочность, решимость). Вследствие чего, через театральную деятельность дети познают мир не только лишь разумом, но и сердечком и высказывают собственное мнение к доброму делу и злу.
Театральная деятельность может помочь детям справиться с неуверенностью в себе, стеснительностью. Театр научит детей наблюдать прекрасное в жизни, породить желание лично переносить в жизнь прекрасное и доброе. Излюбленные герои делаются примером для подражания. Играя роль, ребенок с ОВЗ учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует познавательные способности – мышление, внимание, память, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя увереннее и преодолевать страх. Для детей с ОВЗ показать себя, очень важно: привлечь внимание, посредством исполнения роли выразить свое собственные переживания и эмоциональные потребности. Всем известно: чем больше что-то делаешь, тем лучше это получается. Также и с выступлением – с каждым новым выходом на сцену особые дети чувствуют себя на сцене более уверенно, учатся преодолевать волнение, демонстрировать результаты своих трудов все более качественно и вдохновенно, оказывает положительное эмоциональное воздействие.
Через театральную деятельность совершается многостороннее формирование личности ребенка, существенно облегчается его адаптация к условиям жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Статья "ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ педагогов центра "Белый цветок"....

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья: механизмы интеграции учащихся в общество через трудовую деятельность
Аннотация: в статье рассматриваются существующие модели трудовой интеграции, а также практические подходы к включению детей с ОВЗ в трудовую деятельность, что способствует развитию их социальной компе...
