Эксперименты!
опыты и эксперименты по физкультуре
Предварительный просмотр:
ГЛАВА II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель: Исследовать развития физического качества выносливость на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Разработать наиболее эффективный комплекс упражнений для развития выносливости.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений для развития выносливости с учащимися среднего школьного возраста.
2.2. Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогический эксперимент.
3. Тестирование.
4. Математическая обработка данных.
2.3. Организация исследования.
Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществлялся на изучении литературы: теория и методики физического воспитания и спорта, легкая атлетика, физиология, анатомия, возрастная физиология. Было проанализировано 30 источников.
Педагогический эксперимент проводился с учащимися среднего школьного возраста средней общеобразовательной школы №2 города Брянска с 15 января по 30 февраля 2008 года. В экспериментальной группе использовался специально разработанный комплекс физических упражнений для развития выносливости у детей среднего школьного возраста. Возрастной и половой состав в обеих группах являлся идентичным. В эксперименте были использованы следующие тесты:
Тест №1 «6-минутный бег» - для определения общей выносливости. Преодоление расстояния учащимися (м) за данное время – 6 мин. При тестировании необходимо сообщать испытуемому, сколько ему еще осталась бежать. При недостаточной физической подготовленности тестируемые могут переходить на ходьбу, а восстановившись снова начинать бег.
Тест №2 «Вис на перекладине» - оценка статической выносливости мышц плечевого пояса. После принятия исходного положения висе не перекладине с максимально сложными (согнутыми) руками, подбородок расположен выше перекладины, но не касаясь ее и не помогая удерживаться в висе, включают секундомер. Оценивается максимально возможное время удерживания в висе: от старта до момента начального разгибания рук.
Перед проведением тестирования необходимо обучить учащихся правильно выполнять каждое тестовое упражнение за счет подводящих упражнений и предварительных прикидок.
Тест №3 «Поднимание туловища» - для измерения скоростной выносливости мышц. Из И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 900, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнить за 30 сек максимально возможное количество подъемов туловища, энергично сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь в И.п., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями тела (лопатками, затылком, локтями). Участник, опуская тело в И.п., может касаться пола последовательно сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Однако в заключительной фазе тело участника должно прийти в И.п., т.е. касаться пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком и локтями.
Вся программа исследования была выполнена в три этапа.
Первый этап проводился с 20 января по 28 февраля 2007 года. Основной целью исследования было изучение различных методов развития выносливости у детей общеобразовательной школы.
Второй этап – 29 января по 28 февраля предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач было изучено две группы школьников среднего школьного возраста (средний возраст 14 лет), общеобразовательной школы №2 города Брянска. Под наблюдением находилось 20 человек.
Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу.
Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу физических упражнений, направленных на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста.
Третий этап – март 2007 года. Предлагал выполнение статической математической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.
Комплекс упражнений для развития выносливости, используемый нами в среднем школьном возрасте:
Основными методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над развитием физических качеств является обязательная разминка перед выполнением упражнений.
Разминка имеет профилактическое предупреждающее значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняются движения, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение мускулатуры тела и главным образом значение для выполнения движений.
Занятия в экспериментальной группе представляло собой следующие: разминка, включает в себя бег 5-7 минут в непрерывном умеренном темпе, с выполнением специальных беговых и прыжковых упражнений. После бега необходимо выполнить 6 -12 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, на все группы мышц общеразвивающих, в основной части занятия мы включали упражнения с предложенных нами комплексов также использовали подвижные и спортивные игры, заключительная часть подведение итогов урока восстановление.
1 - вариант
1). И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Круговые движение головой вправо.
2. – Круговые движения головой влево.
2). И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1.– Круговые движения руками вперед.
2.– Круговые движения руками назад.
3). И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1.– Отведение рук в стороны.
4). И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Наклоны туловища вперед.
2. - Наклоны туловища назад.
5). И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
1. – Вращательное движение голени вправо.
2. – Вращательное движение голени влево.
6). И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
1. – Вращательное движение голени влево.
2. – Вращательное движение голени вправо.
2 - вариант
1). И.п. – о.с.
1. – Рывки руками, правая рука верху, левая в низу, 10 раз.
2. – Рывки руками, правая рука внизу, левая верху, 10 раз.
2). И.п. – руки перед грудью
1. – Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз.
2. – Наклоны туловища назад 10 раз.
3). И.п. – сидя на гимнастическом мате руки, перед собой.
1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.
4). И.п. – сидя на гимнастическом мате руки перед собой, партнер стоит сзади.
1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
5). И.п. – ноги на ширине плеч, руки на полу.
1. – Приседание на шпагат.
6). И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Круговые движение головой вправо.
2. – Круговые движения головой влево.
7). И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1.– Круговые движения руками вперед.
2.– Круговые движения руками назад.
8). И.п. – ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1 – Отведение рук в стороны.
9). И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Наклоны туловища вперед.
2. – Наклоны туловища назад.
10). И.п. – руки на пояс, поднять правое бедро.
1. – Вращательное движение голени вправо.
2. – Вращательное движение голени влево.
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее приседание в положении разведенных ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
После выполнения всех выше стоящих методических указаний использовался комплекс физических упражнений для развития физических качеств занимающихся.
1. Бег по пересеченной местности (кросс), в зависимости от пола и возраста.
2. «Тест Купера» - пробегание дистанции за 6-12 мин.
3. Пробегание дистанции испытуемым с заданной интенсивностью 60-90% от максимальной скорости.
4. Бег 20-30 м сходу.
5. Бег на тренажере.
6. Педалирование на велоэргометре (велотренажер).
7. Челночный бег 10х5.
8. Напрыгивание на возвышенность (в зависимости от высоты возвышенности).
9. Подтягивание на перекладине для определения силовой выносливости мышц плечевого пояса.
10. Сгибание разгибание рук в упоре лежа для оценки силовой выносливости мышц плечевого пояса.
11. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 5 мин.
12. В висе на гимнастической стенке поднимание ног до прямого угла, удерживания ног в статическом положении угол 90º.
13. Выполнение общеразвивающего упражнения с отягощением в горизонтальном положении.
Основным методическим условиям, которого нужно придерживаться в работе над развитием выносливости является разминка, выполнение упражнений.
2.4. Результаты исследования и их обсуждения
Анализ полученных данных показал, что между экспериментальной и контрольной группой испытуемых школьников имеются существенные различия.
В контрольной группе до начала эксперимента в тесте №1 показатель выносливости составил в среднем - 1313 м, в тесте №2 – 6 с, в тесте №3 – 81,5 раза. После выполнения школьной программы легкой атлетики на развитие выносливости в контрольной группе средние результаты были следующие: тест №1 – 1319 м, тест №2 – 5,5 с, тест №3 – 82,7 раза.
В контрольной группе за время практики изменение результатов оказались следующие (в %): в тесте №1 «6-минутный бег» - общая выносливость, увеличился на 0,46%, в тесте №2 «Вис на перекладине» - статическая выносливость, уменьшилась на 8,33%, в тесте №3 «Подъем туловища» - силовая выносливость, увеличился на 1,47%.
Соответственно показатели в экспериментальной группе были следующие: тест №1 – 1303 м, тест №2 – 8,5 с, тест №3 – 80 раз. После проведенного мной легкоатлетического комплекса физических упражнений на развитие выносливости, средний показатель в экспериментальной группе составил: тест №1 – 1342 м, тест №2 – 9,1 с, тест №3 – 83 раза.
Сравнивая средние результаты экспериментальной группы в начале и в конце педагогического эксперимента, мы получили результаты, которые выявили в %: в тесте №1 – результат увеличился на 2,99%, в тесте №2 – на 7,06%, в тесте №3 – на 3,75% .
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдались различия. Сравнивая процентное соотношение в экспериментальной и контрольной группах, мы пришли к выводу, что мой введенный комплекс легкоатлетических упражнений на развитие выносливости, дал результаты, отличающиеся от школьной программы легкой атлетики.
Таблица 1.
№ | Тест | Контрольная группа, % | Экспериментальная группа, % | Прирост, % |
1. | 6-минутный бег | Увеличился на 0,46 | Увеличился на 2,99 | 2,53 |
2. | Вис на перекладине | Уменьшился на 8,33 | Увеличился на 7,06 | 15,39 |
3. | Поднимание туловища | Увеличился на 1,47 | Увеличился на 3,75 | 2,28 |
Исходя из данных (таблицы 1) следует, что введенный мной комплекс направлен на повышение результата общей, статической и силовой выносливости. Поскольку после введения моего комплекса легкоатлетических упражнений на развитие выносливости, можно сказать, что в работе он эффективен, и мы это доказали на практике.
Таблица 2.
Приложение 1
Таблица контрольной группы на начальном этапе эксперимента
№ | Ф.И. | Возраст | Контрольные тесты | ||
6-мин бег, м | Вис на перекладине, с | Подним. туловища | |||
1 | З.О. | 15лет | 1050 | - | 70 |
2 | Ф.Ж. | 15лет | 1340 | 8 | - |
3 | М.П. | 15лет | 1250 | 6 | - |
4 | К.Ж. | 15лет | 1290 | - | 88 |
5 | З.И. | 15лет | 980 | - | 92 |
6 | Г.С. | 15лет | 1580 | 3 | - |
7 | М.П. | 15лет | 1210 | 5 | - |
8 | С.С. | 15лет | 1660 | 12 | - |
9 | П.С. | 15лет | 1370 | - | 76 |
10 | К.В. | 15лет | 1400 | 2 | - |
Средний балл | 1313 | 6 | 81.5 | ||
Приложение 2
Тесты экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента
№ | Ф.И | Возраст | 6-мин бег, м | Вис на перекладине, с | Поднимание туловища |
1 | Ш.А. | 15 | 1410 | 6 | - |
2 | Л.С. | 15 | 1070 | - | 104 |
3 | З.С. | 15 | 1330 | 5 | - |
4 | З.П. | 15 | 1460 | 13 | - |
5 | П.В. | 15 | 1360 | 9 | - |
6 | Б.С. | 15 | 1220 | - | 72 |
7 | К.Ж. | 15 | 1180 | 11 | - |
8 | С.Ж. | 15 | 1400 | - | 81 |
9 | Ф.Т. | 15 | 1380 | - | 63 |
10 | С.Ю. | 15 | 1220 | 7 | - |
Средний балл | 1303 | 8,5 | 80 |
Приложение 3
Тесты контрольной группы на конец эксперимента
№ | Ф.И. | Возраст | Контрольные тесты | ||
6-мин бег, м | Вис на перекладине, с | Поднимание туловища | |||
1 | З.О. | 15лет | 1480 | - | 72 |
2 | Ф.Ж. | 15лет | 1110 | 6 | - |
3 | М.П. | 15лет | 1260 | 7 | - |
4 | К.Ж. | 15лет | 1505 | - | 89 |
5 | З.И. | 15лет | 1360 | - | 88 |
6 | Г.С. | 15лет | 1280 | 4 | - |
7 | М.П. | 15лет | 1200 | 3 | - |
8 | С.С. | 15лет | 1310 | 10 | - |
9 | П.С. | 15лет | 1410 | - | 82 |
10 | К.В. | 15лет | 1290 | 3 | - |
Средний балл | 1319 | 5,5 | 82,7 | ||
Приложение 4
Тесты экспериментальной группы на конец эксперимента
№ | Ф.И | Возраст | 6-мин бег, м | Вис на перекладине, с | Поднимание туловища |
1 | Ш.А. | 15 | 1120 | 8 | - |
2 | Л.С. | 15 | 1352 | - | 108 |
3 | З.С. | 15 | 1380 | 6 | - |
4 | З.П. | 15 | 1220 | 11 | - |
5 | П.В. | 15 | 1130 | 9 | - |
6 | Б.С. | 15 | 1560 | - | 76 |
7 | К.Ж. | 15 | 1230 | 12 | - |
8 | С.Ж. | 15 | 1640 | - | 83 |
9 | Ф.Т. | 15 | 1365 | - | 65 |
10 | С.Ю. | 15 | 1420 | 9 | - |
Средний балл | 1342 | 9,1 | 83 |
Приложение 5
Средний показатель развития физического качества выносливость у учащихся среднего школьного возраста
К л а с с | Название теста | ||||||
6-минутный бег, м | Вис на перекладине, с | Поднимание туловища | |||||
до | после | до | после | до | после | ||
9 | Экспериментальная | 1303 | 1342 | 8,5 | 9,1 | 80 | 83 |
9 | Контрольная | 1313 | 1319 | 6 | 5,5 | 81,5 | 82,7 |
Приложение 6
Средний показатель развития физического качества выносливость у учащихся среднего школьного возраста в %
К л а с с | Название теста | |||
6-минутный бег, % | Вис на перекладине, % | Поднимание туловища, % | ||
9 | Экспериментальная | 2,99 | 7,06 | 3,75 |
9 | Контрольная | 0,46 | -8,33 | 1,47 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что урок акцентированного развития действительно влияет на развитие физического качества выносливость, мы доказали это на примере СОШ №2 города Брянска.
Целенаправленное развитие выносливости в среднем школьном звене, позволяет повлиять на общую физическую подготовку человека.
2. Литературные данные показали, что для воспитания выносливости, методически важно определить общее состояние организма занимающегося, а также правильную дозировку физических упражнений.
3. Между контрольной и экспериментальной группами обнаружены различия в развитии выносливости. Положительная динамика выносливости у испытуемых в контрольной группе, очевидно, объясняется некоторыми улучшениями благодаря обычной программе по физической культуре.
4. Поскольку в экспериментальной группе внимание была акцентировано на развитие выносливости, более значительные изменения объясняются именно этим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент на уроке географии
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на пре...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики через применение виртуального физического эксперимента на основе компьютерных игр
Опыт использования элементов современных компьютерных игр на уроках физики...
Роль физического эксперимента на уроках физики
Данный методический материал можно использовать на уроках физики...

Научно-методическое сопровождение эксперимента
Технология проведения методических дней. Уроки-лаборатории....

Несколько нетрадиционных экспериментов по геометрической и волновой оптике Предложения по проведению экспериментов
АННОТАЦИЯ. В данной статье предложены несложные в подготовке и проведении фронтальные и демонстрационные эксперименты, позволяющие быстро и наглядно продемонстрировать некоторые явления, изучаемые в т...
Статья От эксперимента мысленного к эксперименту реальному
Статья в сборнике АГУ...

