ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Подготовка легкоатлетов направлена на развитие необходимых физических и морально-волевых качеств, овладение техникой легкоатлетических упражнений, совершенствование в избранных видах легкой атлетики. Подготовка осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижение высокого уровня физического развития.
Подготовка легкоатлета — это многолетний, круглогодичный процесс. Он предусматривает не только занятия физическими упражнениями, но и воспитание таких необходимых спортсмену качеств, как воля, характер, трудолюбие, приобретение знаний в области тренировки, техники, тактики в отдельных видах легкой атлетики, а также знаний и навыков по гигиене и самоконтролю.
Многолетняя подготовка легкоатлета включает в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка подразделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП — необходима каждому занимающемуся легкой атлетикой. Она направлена на равномерное и гармоничное развитие всех мышечных групп, органов и систем человека, повышение его функциональных возможностей. Равномерность подготовки важна потому, что наличие хотя бы одного слабого звена в физическом развитии спортсмена может свести на нет весь процесс его тренировки.
Разносторонность физической подготовки достигается осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнений, но и гимнастики, подвижных и спортивных игр, ходьбы на лыжах, плавания и других видов спорта. Принцип разносторонности заложен в комплексе ГТО, выполнением нормативов которого необходимо начинать физическую подготовку легкоатлета.
СФП предусматривает развитие функций всех органов и систем, необходимых для успешного овладения техникой и повышения спортивного мастерства. Она осуществляется прежде всего путем выполнения специальных и подводящих упражнений, близких по своей координационной структуре с основными упражнениями. Их цель — повысить силу и быстроту отталкивания при беге и прыжках, скоростную выносливость в беге, мощность и быстроту заключительного усилия в метаниях.
Место и удельный вес средств ОФП и СФП зависят от возраста, физической и технической подготовленности занимающихся и от направленности занятий. ОФП и СФП направлены на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, на повышение уровня координации движений, способности к расслаблению.
Сила необходима легкоатлету любой специализации, но особенно большую роль она играет при подготовке метателей. Средствами силовой подготовки легкоатлетов являются разнообразные упражнения без снарядов, на снарядах и с отягощениями. Широко применяются штанга и тренажеры, позволяющие избирательно развивать отдельные группы мышц. Особое внимание уделяется развитию тех групп мышц, которые являются главными при выполнении основного легкоатлетического упражнения.
В практике легкоатлетического спорта разработано большое количество специальных силовых упражнений применительно к тем или иным его видам. Так, для метателей — это метание утяжеленных снарядов, набивных мячей; для бегунов — поднимание диска от штанги (или мешка с песком), положенного на колено согнутой ноги, разнообразные прыжковые упражнения с отягощениями и т. д.
В основе движений спринтера, прыгуна и метателя лежат быстрота и сила. Поэтому при развитии силы нужно предпочитать скоростно-силовые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Однако это не исключает и выполнение упражнений с большими весами, в медленном темпе, изометрических (статических) упражнений, чередуемых с изотоническими (динамическими) упражнениями.
Быстрота — качество, которое лежит в основе большинства
легкоатлетических упражнений. От быстроты отталкивания в прыжках и беге, от скорости выпуска снаряда зависят результаты спортсменов. Для развития быстроты в легкой атлетике применяются бег на коротких отрезках с максимальной скоростью, упражнения с большой частотой движений, спортивные игры.
Для проявления быстроты, которая определяется подвижностью нервных процессов, очень важна хорошая координация движений, сила и эластичность мышц, совершенная спортивная техника. Уровень быстроты определяется умением расслаблять мышцы-антагонисты, способностью выполнять движения мощно, но в то же время без излишнего напряжения.
Развитие быстроты — это многолетний процесс, который необходимо начинать в детском возрасте, применяя разнообразные подвижные игры, а затем и специальные упражнения. В современной методике тренировки чрезвычайно важными являются средства и методы, направленные на преодоление «скоростного барьера», который неизбежно появляется на определенных этапах тренировки. К числу их относятся выполнение упражнений в облегченных условиях, бег под уклон, бег с использованием звуковых или световых лидеров, метание облегченных снарядов, упражнения на быстроту двигательной реакции и т. д.
Выносливость также необходима легкоатлету любой специализации. Она нужна не только для выполнения основного легкоатлетического упражнения, но и для того, чтобы справиться с тем большим объемом тренировочной работы, который характерен для современной легкой атлетики.
Различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность человека выполнять длительную работу малой и средней интенсивности. Она является той основой, которая необходима для выполнения тренировочных нагрузок и воспитания специальной выносливости. Для бегуна на короткие дистанции специальная выносливость нужна для того, чтобы сохранять максимально возможную скорость на протяжении всей дистанции.
Прыгуну она необходима для выполнения нескольких прыжков с максимальной мощностью отталкивания в процессе многочасовых соревнований.
Особенно большое значение уровень специальной выносливости имеет в беге на средние и длинные дистанции, где он определяется функциональными возможностями организма спортсмена, в частности его аэробными и анаэробными возможностями.
Одним из основных средств повышения выносливости является равномерный или переменный бег (для более подготовленных спортсменов), а также упражнения, выполняемые длительное время и со значительной нагрузкой.
Способствует воспитанию выносливости применение кругового метода тренировки.
Развитию общей выносливости посвящается обычно подготовительный период. В дальнейшем это качество поддерживается и совершенствуется на протяжении всего года. Развитие специальной выносливости проводится преимущественно на весеннем этапе подготовительного периода и в соревновательном периоде. Основное средство развития специальной выносливости — систематическое и многократное выполнение специальных упражнений и основного легкоатлетического упражнения.
Гибкость — качество, которое необходимо легкоатлетам различных специальностей, но особенно прыгунам и барьеристам. Гибкость зависит от подвижности в суставах, эластичности связок, сухожилий и мышц. В легкой атлетике от подвижности в суставах зависит возможность выполнять движения с более широкой амплитудой, успешно осваивать технику бега,
прыжков и метаний.
Гибкость развивается в процессе ОФП. Однако для развития специальной гибкости применительно к тем или иным легкоатлетическим упражнениям требуется специальная подготовка. Для барьериста, например, необходима большая подвижность в тазобедренных суставах, для копьеметателя — в плечевом суставе и т. д. Развитие специальной гибкости осуществляется с помощью упражнений, которые выполняются с постепенным увеличением количества повторений, скорости и амплитуды движений. При достижении определенного уровня гибкости нужно позаботиться о ее поддержании на последующих этапах тренировки, используя для этого главным образом подготовительный период.
Ловкость определяется умением спортсмена координировать свои движения, решать те или иные двигательные задачи. Бег, особенно барьерный, прыжки и метания хорошо развивают ловкость, однако в тренировке легкоатлета нужно применять и особые средства, направленные на развитие ловкости,— акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах,
разнообразные прыжки.
Упражнения в ловкости применяются преимущественно на первых этапах многолетней тренировки, в подготовительном периоде. Впоследствии ловкость поддерживается и совершенствуется в процессе повышения мастерства в избранном виде легкой атлетики.
Задача повышения уровня общей и специальной физической подготовленности легкоатлета решается преимущественно в течение подготовительного периода. Однако в соревновательном периоде следует не только не допускать снижения этого уровня, но и стремиться к дальнейшему его повышению. Для этого применяются кроссы и утренняя специализированная зарядка, в которую включаются упражнения для развития силы (преимущественно прыжковые), гибкости, ловкости.
При совершенствовании отдельных физических качеств следует обращать особое внимание на воспитание способности спортсмена к расслаблению, умение выполнять движения без излишнего напряжения, свободно, что имеет особое значение в легкоатлетическом спорте. Этой цели служат плавание, массаж, специальные упражнения на расслабление. В беге, например, после ускорения и бега с большой скоростью применяют свободный расслабленный бег по инерции.
В основе ОФП и СФП лежит комплексное развитие физических качеств. Нельзя, например, сперва развивать силу, затем быстроту или ловкость. Совершенствование этих физических качеств проходит параллельно. Так, повышение уровня быстроты невозможно без развития соответствующих силовых качеств и т. д.
Физическая подготовка легкоатлета проводится непрерывно и систематично. Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости и ловкости включают в подготовительную часть занятия ежедневно. Специальные занятия для совершенствования силы в подготовительном периоде проводят 2 раза в неделю. Упражнения для развития быстроты применяют в тренировке 3—4 раза в неделю. Упражнения для совершенствования гибкости лучше выполнять ежедневно, включая их в утренние занятия. Воспитанию выносливости в форме кроссовой подготовки в подготовительном периоде нужно уделять не менее двух-трех дней в неделю.
Выносливость — качество, которое совершенствуется поэтапно. На первом этапе подготовительного периода уделяют внимание преимущественно общей выносливости, затем на этом фоне развивается специальная выносливость.
Больше времени отводится ОФП в работе с детьми, подростками, новичками и меньше в тренировке взрослых, лучше физически подготовленных и квалифицированных спортсменов. Наоборот, СФП следует уделять больше времени, занимаясь со взрослыми, квалифицированными спортсменами и меньше на тренировочных занятиях с детьми.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Под технической подготовкой легкоатлета понимается овладение техникой видов легкой атлетики и дальнейшее ее совершенствование. Совершенно очевидно, что обучать спортсмена следует новейшей, наиболее рациональной технике. Однако это не исключает изучения (в учебных целях) для расширения двигательных навыков ряда других способов (стилей) выполнения легкоатлетических упражнений. Так, наряду с изучением способов «перекидной» и «фосбери-флоп» в прыжках в высоту целесообразно обучить занимающихся прыжку «перешагиванием», «перекатом», что расширяет их координационные возможности, способствует приобретению «прыжковой ловкости».
В основе овладения спортивной техникой лежит образование условнорефлекторных связей, выработка динамического стереотипа и образование на этой базе того или иного двигательного навыка.
Это достигается многократным повторением определенных Движений.
В процессе формирования техники используются и усваиваются постоянно усложняющиеся двигательные задания, ведущие к установлению правильной и достаточно устойчивой координационной связи между техникой движений и нервно-мышечной Деятельностью. При этом важная роль отводится воле спортсмена, осознанному выполнению движений и контролю за ними.
Каждое вновь осваиваемое движение или действие требует пристального внимания и постоянной оценки.
Многократное выполнение упражнения ведет к автоматизации двигательного навыка. При этом значение сознания и контроля уменьшается, что содействует более эффективному проявлению способностей спортсмена. Однако автоматизация движений не может полностью исключить контроль за выполнением главных, стержневых элементов техники. Перед повторением упражнения (в особенности сложного) спортсмен должен мысленно восстановить ритм и характер движений, а после выполнения упражнения оценить степень совпадения мысленного образа с выполненным двигательным действием.
Техническая подготовка легкоатлета, обучение технике и ее совершенствование осуществляется на основе общепринятых дидактических принципов, с помощью средств и методов, специфических для тех или иных видов легкой атлетики.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактическая подготовка ставит своей целью научить легкоатлета вести спортивную борьбу на соревнованиях, правильно оценивать свои возможности и возможности противников, умело приспосабливаться к создавшимся на соревнованиях условиям,
используя их для победы.
Несомненно, что в основе тактического мастерства спортсмена должно лежать хорошее владение техникой, высокий уровень развития физических качеств, сильная воля и настойчивость в достижении намеченной цели. Тактическое мастерство совершенствуется путем приобретения теоретических знаний в области тактики, решения ряда тактических задач в процессе тренировочных занятий, составления плана участия в соревнованиях и, наконец, выполнения этого плана в процессе соревнований.
Знания в области тактики приобретаются путем чтения специальной литературы, посещения соревнований и наблюдений за опытными спортсменами, прослушивания лекций, просмотра спортивных кинофильмов и т. д. В процессе тренировки перед спортсменом должны ставиться определенные тактические задания. Его нужно научить разумно регулировать и правильно распределять свои силы.
Для этого на занятиях можно имитировать те или иные условия соревнований.
Однако лучшей школой тактики для легкоатлета является участие в соревнованиях. Составляя тактический план участия в соревнованиях, бегун строит график бега, прыгун определяет начальную высоту, намечает, какие высоты он может пропустить, метатель решает вопрос о том, следует ли ему придерживаться тактики «первого удара», вложив все силы в первую попытку, или постепенно наращивать результаты. И все они должны до соревнований изучить своих будущих противников, оценить их физические, психологические особенности и, сообразуясь с этим, выработать те или иные тактические приемы ведения спортивной борьбы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка должна, во-первых, способствовать воспитанию у спортсмена качества советского гражданина-патриота, преданного своей Родине, и, во-вторых, вооружить его специальными знаниями, необходимыми для решения задач спортивной тренировки. Следовательно, легкоатлет должен знать, какие задачи стоят перед физической культурой и спортом в нашей стране, в чем их отличие от буржуазного спорта, какие требования предъявляются к советскому спортсмену и т. д.
Легкоатлет должен иметь специальные знания из области не только «своего», но и смежных видов спорта. Что касается легкой атлетики, то здесь ему необходимо знать основы обучения и тренировки, четко представлять себе те средства и методы, с помощью которых осуществляется ОФП и СФП, осваивается и совершенствуется техника, иметь представление о планировании тренировки, ее задачах на определенных этапах, знать, как строится тренировочное занятие, проводится утренняя специализированная зарядка, знать правила судейства соревнований.
Не менее важно, чтобы легкоатлеты имели необходимые знания в области гигиенического режима, самоконтроля, первой медицинской помощи, профилактики травматизма. Совершенно обязательным для спортсмена является умение вести учет своей тренировки (дневник), знание тех нормативов и показателей, которые он должен выполнять на определенных этапах подготовки.
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Морально-волевая подготовка должна быть неотъемлемой частью тренировочного процесса. Здесь необходимо руководствоваться указанием В. И. Ленина о том, чтобы «...все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Моральный кодекс строителя коммунизма, приведенный в Программе КПСС, должен быть положен в основу воспитания спортсмена. Любовь к своей Родине, преданность делу коммунизма, коммунистическое отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом — все эти качества необходимо воспитать в первую очередь.
Формируя у занимающихся легкой атлетикой коммунистическое сознание, навыки поведения, присущие советскому человеку, преподаватель должен использовать разнообразные методы воспитательного воздействия. В процессе тренировочных занятий у спортсмена необходимо развивать чувство дружбы, товарищества, воспитывать его скромным, требовательным к себе.
Воспитанию необходимых моральных качеств способствует ознакомление легкоатлетов с историей спорта, участием советских спортсменов в крупнейших международных соревнованиях, примерами проявления ими высоких морально-волевых качеств. Огромную воспитательную роль может сыграть коллектив самих спортсменов. Для создания такого коллектива можно воспользоваться опытом лучших спортивных коллективов нашей страны. Многое можно заимствовать из опыта ленинградской легкоатлетической школы, руководимой заслуженным тренером страны В. И. Алексеевым, из опыта бердичевской школы прыгунов, созданной В. А. Лонским, и др. Здесь существуют четкие традиции поведения, дисциплины. Меры наказаний, поощрений определяются самим коллективом. На соревнованиях члены коллектива поддерживают друг друга, помогают товарищу в трудные моменты.
Формированию сплоченного коллектива поможет проведение собраний, бесед, экскурсий, посещение театров, кино, организация в коллективе самоуправления. Без дружного, хорошо организованного коллектива работа по воспитанию у легкоатлета необходимых морально-волевых качеств не будет достаточно
успешной.
Добиться высоких результатов, выдающихся спортивных успехов может только тот легкоатлет, который трудолюбив, настойчив, обладает необходимыми волевыми качествами, умеет преодолевать трудности как на тренировках, так и на соревнованиях. Формирование этих качеств начинается с отказа от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков), неукоснительного выполнения режима, всех требований тренера, тренировочных нагрузок. Воля закаляется в процессе преодоления трудностей, а таких трудностей в современной спортивной тренировке немало.
Легкоатлет должен аккуратно посещать занятия, выполнять все задания (в том числе и домашние) и в то же время успешно учиться, вести в школе общественную работу.
Зачастую в процессе занятий нужно создавать для своих учеников дополнительные трудности. Неожиданное увеличение объема тренировки, бег на тяжелом грунте, занятия в дождливую, холодную или ветреную погоду надо время от времени чередовать с благоприятными условиями обычных тренировок.
Настойчивость и трудолюбие должны подкрепляться верой в свои силы, уверенностью в том, что поставленная цель может быть достигнута. Эта вера воспитывается в процессе достижения все более и более высоких спортивных результатов, решения более трудных задач. Вот почему спортсмен должен четко себе представлять, какие цели поставлены перед ним на ближайший и более отдаленный периоды. Такими целями могут быть контрольные нормативы по ОФП, СФП и по технике, результаты, которые спортсмен должен показать на соревнованиях, разряд, который он должен получить в текущем или следующем году. Важно, чтобы эти задачи были выполнимы и легкоатлет не терял веры в свои силы.
В современной легкой атлетике, особенно в беге, есть такое выражение «терпеть». Легкоатлету, и прежде всего бегуну, в процессе соревнований нужно научиться «терпеть», т. е. преодолевать усталость, бороться с нередко появляющимся желанием прекратить бег, замедлить его темп, а то и просто сойти с дорожки. Лучшая школа воспитания воли — спортивные соревнования. Элементы соревнования нужно чаще включать в тренировочные занятия, особенно с юными легкоатлетами. Задания «кто выше», «кто дальше», «кто быстрее» можно ставить, занимаясь прыжками, метаниями, бегом. В практику занятий школьных легкоатлетических секций, детских спортивных школ нужно ввести регулярное проведение эстафет, простейших соревнований по элементам физической подготовки, разнообразным прыжкам. Чаще нужно проводить командные соревнования, в которых спортсмен чувствует ответственность не только за себя, но и за всю команду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в обучении и воспитании-основа подготовки высококвалифицированных специалистов.
Предлагаю статью о инновационных технологиях....
Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"
Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....

Компетентностный подход как основа подготовки будущих учителей иностранного языка
в статье рассматривается понятие "компетентностный подход", современные методы и технологии обучения на основе этого подхода...

Технология подготовки легкоатлетов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка легкоатлета — многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспита...
Специальные беговые упражнения в подготовке легкоатлетов.
Для освоения занимающимися рациональной техники выполнения того или иного вида легкой атлетики, большое значение имеют специальные легкоатлетические упражнения, с одной стороны, развивающие основные ф...

План годового цикла подготовки легкоатлетов.
Годовой план подготовки легкоатлетов с указанием различных циклов подготовки спортсменов в виде таблицы....

Методические рекомендации «Силовая подготовка легкоатлетов-дискоболов»
Работаю уже не одно десятилетие тренером-преподавателем легкой атлетике, а точнее, тренером легкоатлетов-метателей. На что же я обращаю внимание при подготовке спортсменов? На этапе...


