Развитие физического качества ловкость у школьников 10-12 лет
статья по физкультуре (8 класс)
Предварительный просмотр:
лава 1. Теоретические основы развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества [6]. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным. Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 -7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка [2].
Окружность грудной клетки при рождении – 32 – 34 см. В течение первых 3 – 4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 – 3 см в месяц, затем прирост ее снижается. В конце года она составляет около 0,4 – 0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12 – 15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного возраста.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям[17]. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S – образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.
В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 – 4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32 – 34 кг по сравнению с 15 – 17 кг в 3 – 4 года.
Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение[24].
1.2 Характеристика физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.
По определению Н.Н. Кожуховой [22], физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временные характеристики движения ребёнка. Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего.
Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.
Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой [23].
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников [18].
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Средства развития ловкости. Физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения — вдвоем, небольшой группой — с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов. Методами развития ловкости являются: соревновательный и игровой.
К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств[18].
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.
Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности[16].
В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств являются физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.
1.3 Развитие ловкости у детей в старшем дошкольном возрасте при помощи подвижных игр
По проблеме организации методике проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста работали Д. В. Хухлаева, В. Н. Шебеко, Т. И. Осокина, Л. И. Пензулаева, Н. Н. Кожухова и др.
По определению Н. Н. Кожуховой, подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи[21].
Таким образом, подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
К подвижным играм с правилами относят разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить: сюжетные, бессюжетные, игры забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых (летчик, пожарный, шофер и т.д.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих (бегают как «лошадки», летают как «птицы», влезают на лестницу как пожарники). В сюжетных играх, таким образом, выполняемые упражнения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех. Сюжетные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на игры: типа ловишек, с элементами соревнования, эстафеты, с предметами (бабки, серсо, школа мяча). Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с использованием предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети должны стремиться обязательно, попасть в цель, поймать мяч. Играть в них одновременно могут лишь небольшие группы детей. В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования [22].
Игры – забавы. Это так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной). Игры-забавы – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Детям дошкольного возраста становятся доступными и подвижные игры с элементами соревнования, индивидуального или группового, как, например, «Перемени предмет», «Кто скорее до флажка», «Чье звено скорее соберется?» и другие несложные игры-эстафеты. В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности).
Для того чтобы доказать эффективность воздействия подвижных игр на развитие ловкости, необходимо планировать больше подвижных игр в режиме дня. Включать подвижные игры в комплексы утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурные досуги.
Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям и перспективному плану. При отборе подвижных игр учитываются возрастные особенности, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности, пожелания детей. Игры планируются в зависимости от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.
Во время проведения образовательной деятельности обязательно включаем подвижные игры, заранее продумывается методика проведения игр: как будем собирать детей на игру, распределять роли, объяснять игру, какие сигналы будем подавать к началу игры и по ее окончанию, сколько раз будет повторяться игра, и как будем регулировать физическую нагрузку. Выученные игры воспитатели закрепляют на физкультминутках, прогулках, в самостоятельной деятельности и в др.
При проведении подвижных игр подготавливаем место для игры, а также физкультурные пособия, атрибуты, игрушки. После игры привлекаем детей убрать атрибуты, пособия.
Организация играющих и объяснение игры:
Перед проведением игр организуем детей по сигналу (свисток) в определенном месте (в кругу, полукруг, или в шеренге, в середине зала, или у одной стороны зала). Организуем детей на игру быстро, чтобы дети не потеряли интерес к игре. Объясняем игру в игровом положении, т.е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками – у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в кругу.
Перед началом игры - объясняем содержание, правила и ход игры[18]. Тут же показываем и рассказываем, что должны делать дети. При повторном проведении игры напоминаем и уточняем правила. Объясняем содержания игры и ее правила кратко, точно.
После объяснения игры назначаем ведущего, и расставляем остальных играющих на соответствующие места. Ведущего выбираем с помощью считалки, или по желанию детей.
Итак, последовательность: назвать игру и ее замысел; подчеркнуть правила; напомнить движения; распределить роли, раздать атрибуты, разместить детей на площадке; начать игровые действия.
Проведение игры и руководство ею:
В процессе игры воспитатель руководит деятельностью детей. Иногда вначале инструктор или воспитатель берет на себя главную роль в игре. В некоторых случаях взрослые участвуют в игре тогда, когда не хватает пары (Найди себе пару»). Подаем сигналы к началу игры и завершению игры (удар в бубен, звуковой сигнал, музыкальный аккорд, взмах руки).
Даются указания, как в ходе игры, так и перед повторением; оцениваем движения, так и поведение детей. Указания дают в положительной форме, так как замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в ходе игры. Поощряется проявление ловкости, находчивости, решительности у детей. В ходе игры учим детей приемам ловли, увертывания (менять направление при убегании от ловишек, незаметно проскочить, пробежать мимо ловишки, быстро остановиться и т.д.).
Окончание игры и подведение итогов:подводим итоги игры.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости [23].
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч или шнур).
Методику исследования ловкости изучали такие авторы как: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. [24], Вавилова Е.Н.
При организации и проведении подвижных игр используем следующие методы:
- Метод информационно рецептивный (ребенок должен осмыслить и произвести движение).
- Репродуктивный метод (повторение по образцу).
- Метод проблемного обучения (учитывать законы психики, мышления).
- Метод творческих заданий (выполнение задание по схеме).
- Методы строго регламентированного упражнения (нормированная нагрузка, дозировка, время).
- Методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
О высоком уровне развития ловкости у детей старшего возраста свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизмененных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.
Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время: быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Показателем ловкости у детей может служить время выполнения таких заданий как бег с поворотами, с обеганием препятствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников
Развитие основных физических качеств с помощью подвижных игр...

Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Актуальность опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;- повыш...

развитие физических качеств у младших школьников
По моим наблюдениям реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Эта про...

Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников
Подвижные игры-как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников...

Физическое качество-ловкость. Средства для развития ловкости.
Общая характеристика ловкости Ловкость – это способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответст...

Методическая разработка по физической культуре для развити физических качеств школьников
Использование метода " круговой тренировки" для развития физических качеств школьников...

Развитие физического качества ловкость посредством спортивной игры Баскетбол
Баскетбол в нашей стране завоевал популярность, и особенно среди детей, подростков и юношей.Баскетбол — командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками ил...
