Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол-игра на все времена»
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» - физкультурно-спортивная. Программа направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. на приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков игры в волейбол. Занятия по программе способствуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей. В процессе занятий, учащиеся освоят простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научатся измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений. Ученики овладеют знаниями о здоровом образе жизни и его связи с укреплением здоровья, получат информацию о своих индивидуальных особенностях и о функциональных возможностях организма, сформируют знания по составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами и индивидуальными особенностями развития. Обучающиеся, научившись судейству, могут выступать судьями на соревнованиях на уровне школы и города. Ежемесячно ученики будут пронимать участие в различных спортивных мероприятиях среди школьных спортивных клубов: турниры, олимпиады, конкурсы. Проходя разделы по общефизической подготовке и технической подготовке есть возможность освоения программы детьми с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Притяжение»
городского округа Спасск-Дальний
Приморского края
Утверждаю:
Директор МБОУ ЦО «Притяжение»
__________/Сурова О.И../
«____»___________2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол-игра на все времена»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 1год
Суханова Ольга Юрьевна,
Педагог дополнительного образования
Спасск-Дальний
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. ДООП «Волейбол» актуальна, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Занятия волейболом имеют оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» - физкультурно-спортивная. Программа направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. на приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков игры в волейбол. Занятия по программе способствуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей. В процессе занятий, учащиеся освоят простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научатся измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений. Ученики овладеют знаниями о здоровом образе жизни и его связи с укреплением здоровья, получат информацию о своих индивидуальных особенностях и о функциональных возможностях организма, сформируют знания по составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами и индивидуальными особенностями развития. Обучающиеся, научившись судейству, могут выступать судьями на соревнованиях на уровне школы и города. Ежемесячно ученики будут пронимать участие в различных спортивных мероприятиях среди школьных спортивных клубов: турниры, олимпиады, конкурсы. Проходя разделы по общефизической подготовке и технической подготовке есть возможность освоения программы детьми с ОВЗ.
Уровень освоения - стартовый.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Адресат программы – учащиеся 5-8 классов. Период развития детей от 10 до 14 лет отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Характерные черты подростка — стремление ко всему новому, необычному, интерес к спорту, стремление к активной деятельности.
Условия набора и формирования групп. Основными отличиями является возраст и уровень подготовленности занимающихся, зачисляемых в ту или иную группу.
При зачислении в группы дети проходят тестирование по показателям физического развития, физической подготовленности. В течение всего периода освоения программы проводится сдача контрольных нормативов. В многолетней подготовке волейболистов необходимо соблюдать принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания, что является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (68 часов в год). Форма проведения занятий - групповая (15 – 20 чел.)
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Степень трудности учебного материала подбирается педагогом на каждом этапе обучения, согласно программному материалу, возрастным особенностям и возможностям учеников.
Учет особенностей развития физических качеств и уровня физической подготовленности позволит правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных соревновательных нагрузок, определения индивидуальных показателей по физической подготовленности в многолетнем тренировочном процессе волейболистов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - углубленное изучение учащимися 5-8 классов спортивной игры волейбол.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с техническими приёмами и правилами игры в волейбол;
- познакомить с приёмы и методы самоконтроля физической нагрузки;
- формировать практические умения и навыки игры в волейбол;
- формировать навыки организации спортивной игры волейбол;
- способствовать повышению технической и тактической подготовленности в данном виде спорта.
развивающие
- способствовать развитию общих физических качеств учащихся (сила, быстрота, выносливость, координационные способности)
- способствовать повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.
воспитательные:
- способствовать формированию умения взаимодействия в коллективе;
- формировать навыки регулирования психического состояния;
- воспитывать чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи.
Учебный план
№ п/п |
| Количество | Формы аттестации / контроля | ||
Название раздела, темы | Всего | Теоретические сведен. | Практические занят. | ||
1 | Судейство и жестикуляция. | 4 | 1 | 3 | |
1.1 | Жесты судьи в волейболе. | 1 | 1 | 0 | Опрос |
1.2 | Судейство учебной игры, показ жестов во время судейства. | 3 | 0 | 3 | Зачет |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 0 | 20 | |
2.1 | Общая физическая подготовка | 10 | 0 | 10 | Тестирование |
2.2 | Специальная физическая подготовка | 10 | 0 | 10 | Тестирование |
3 | Техника и тактика игры | 44 | 5 | 39 | |
3.1 | Техническая подготовка | 34 | 0 | 34 | Соревнования |
3.2 | Тактическая подготовка | 10 | 3 | 7 | Соревнования |
Итого: | 68 | 10 | 58 | ||
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Судейство и жестикуляция.
1.1 Тема: Жесты судьи в игре волейбол.
Теория. Сведения о возникновении жестов судьи в волейболе, развитие и эволюция жестов. Изучение жестов судьи.
1.2 Тема: Судейство учебной игры, показ жестов во время судейства.
Практика. Осуществления судейства тремя учащимися двухсторонней учебной игры, показ жестов и проговаривание что он обозначают.
Раздел 2. Общая и специальная физическая подготовка
2.1 Тема: Общая физическая подготовка
Практика. Общеразвивающие упражнения, бег на разные дистанции, метания разных мячей, прыжки и прыжковые упражнения, подвижные игры.
2.2 Тема: Специальная физическая подготовка
Практика. Упражнения для развития прыгучести, ловкости, упражнения для развития силы, упражнения для развития скоростной выносливости, упражнения для развития гибкости, упражнения для развития внимания и быстроты реакции.
3. Раздел: Техника и тактика игры
3.1 Тема: Техническая подготовка
Практика. Стойки волейболиста (высокая, средняя, низкая). Передачи в парах, жонглирование над собой. Передачи через сетку, вдоль сетки. Передачи мяча в движении – в парах, в тройках. Прием с подачи. Перемещения по площадке лицом вперед, спиной вперед. Подача мяча одной рукой снизу, одной рукой сверху.
3.2 Тема: Тактическая подготовка
Теория. Изучение тактики игры в волейбол:
- индивидуальные тактические действия (в защите, в нападении);
- групповые тактические действия (в защите, в нападении);
- командные тактические действия (в защите, в нападении).
Просмотр видео роликов игры волейбол (определить тактику игры).
Практика. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд. Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов. Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях. Анализ тренировочной деятельности и участия в соревнованиях.
Планируемые результаты
предметные:
- учащиеся будут знать основные технические приёмы спортивной игры волейбол;
- учащиеся будут знать правила игры в волейбол;
- учащиеся освоят приёмы и методы самоконтроля физической нагрузки;
- у учащихся будут сформированы практические умения и навыки игры в волейбол;
- у учащихся будут сформированы навыки организации спортивной игры волейбол;
- техническая и тактическая подготовленности учащихся в данном виде спорта будет существенно повышена.
метапредметные:
- будут более развиты общие физические качества учащихся (сила, быстрота, выносливость, координационные способности)
- будет повышена мотивация к ведению здорового образа жизни учащихся.
личностные:
- будут сформированы умения взаимодействия в коллективе;
- будут сформированы навыки регулирования психического состояния;
- у учащихся будут сформированы чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Условия реализации программы
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре в спортивном зале.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа | |||
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) | Д | |
1.3 | Авторские рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебник по физической культуре | Г | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
2.1 | Щит баскетбольный тренировочный (какое эти и другой спортивный инвентарь имеет отношение реализации конкретной программы) | Г | |
2.2 | Стенка гимнастическая | Г | |
2.3 | Скамейки гимнастические | Г | |
2.5 | Стойки волейбольные | Г | |
2.6 | Сетки волейбольные | Г | |
2.7 | Перекладина гимнастическая | Г | |
2.8 | Обручи гимнастические | Г | |
2.9 | Скакалка гимнастическая | Г | |
2.10 | Палка гимнастическая | Г | |
2.11 | Комплект матов гимнастических | Г | |
2.12 | Аптечка медицинская | Д | |
2.13 | Мячи баскетбольные | Г | |
2.14 | Мячи волейбольные | Г | |
2.15 | Мячи набивные (1 кг) | Г | |
2.16 | Мячи малые (теннисные) | Г | |
2.17 | Коврики гимнастические | Г | |
2.18 | Корпус козла гимнастического школьного | Г | |
2.19 | Корпус коня гимнастического | Г | |
2.20 | Эстафетные палочки | Г | |
2.21 | Мячи для метания | Г | |
2.22 | Гранаты 500гр., 700гр | Г | |
2.23 | Теннисные мячи | Г | |
2.24 | Цели устанавливаемые | Г | |
2.25 | Сетки для защиты окон | Г | |
2.26 | Сетки для переноса мячей | Г | |
2.27 | Стеллажи для хранения мячей | Г | |
2.28 | Секундомер | Д | |
2.29 | Насос для накачивания мячей | Г | |
2.30 | Рулетка измерительная | Г | |
2.31 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
3 | Спортивные залы (кабинеты) | ||
3.1 | Кабинет учителя | С раздевалками для мальчиков и девочек | |
3.2 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды | |
3.3 | Кабинет учителя | Включает в себя стеллажи. | |
4 | Пришкольный стадион (площадка) | ||
4.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
4.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
4.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
4.4 | Гимнастический городок | Д | |
4.5 | Полоса препятствий | Д | |
5 | Экранно-звуковые пособия | ||
5.1 | Видеофильмы | ||
5.2 | Аудиозаписи | ||
5.3 | Электронные проекты и презентации учителей и учащихся | ||
6. | Информационные и технические средства обучения | ||
6.1 | Аудиоцентр, | ||
6.2 | Сканер | ||
6.3 | Ноутбук | ||
6.4 | Цифровая видеокамера | ||
6.5 | Цифровая фотокамера | ||
6.6 | Проектор | ||
6.7 | Мультимедийный компьютер с выходом в Интернет | ||
6.8 | Интерактивная доска | ||
Оценочные материалы и формы аттестации
В конце каждой тренировке подводятся итоги:
-Анализ тренировочных упражнений;
-Анализ игровой деятельности.
В учебном году проводятся:
• школьный турнир по волейболу;
• межшкольные районные соревнования;
• различные соревнования.
Формы фиксации результатов:
- Информационная карта «Определение уровня развития физических качеств учащихся»;
- Информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»;
- Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- В данном курсе предусмотрена защита творческих проектов: индивидуальных и групповых; мультимедийная презентация, портфолио на сервисе https://tilda.cc/ru.
Форма организации деятельности учащихся:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Форма и методы работы с учащимися.
Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражён принцип индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия, соревнования
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | |
Количество учебных дней | 34 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 07.09.2021- 28.12.2021 |
2 полугодие | 14.01.2022- 25.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 10-14 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | |
Режим занятия | 1 раз/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 68 | |
2.5 Календарный план воспитательной работы
Наименование мероприятия | Дата |
Бе Беседа «Образ жизни и здоровье школьника». Беседа о внешнем виде учащегося, сохранности материальной базы школы | сентябрь |
Бе Беседа «Профилактика вредных привычек» Беседа: «Правила обеспечения безопасности дорожного движения» (я иду в школу, я иду из школы домой) | октябрь |
Бе Беседа: «Правила поведения в транспорте» Бе Беседа: «Что значит быть дружным?» | ноябрь |
Бе Беседа: «Правила поведения на скользкой дороге» Бе Беседа: «Правила поведения при пожарах» | декабрь |
Бе Беседа: «Лень – помощник или враг?» Бе Беседа: «О вреде и пользе жевательной резинки» | январь |
Бе Беседа: ««Опасные и безопасные ситуации»» Бе Беседа: «Мы и наши привычки: правила рационального питания». | февраль |
Бе Беседа: «Искусство слушать собеседника» Бе Беседа: «Что говорит о вредных привычках закон» | март |
Беседа: «Для чего нужна дисциплина на соревнованиях?» Беседа: ««Как мы помогаем природе?» | апрель |
Бе Беседа: «Умеем ли мы говорить «нет»?» Бе Беседа: «Правила поведения на открытых водоемах». | май |
Список литературы.
- В.А. Кунянский Волейбол. О некоторых аспектах игры и судейства / В.А. Кунянский. - М.: Дивизион, 2017. - 72 c.;
- Г.А. Колодницкий Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол / Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2017. -120 c.;
- Гомельский, В. А. Как играть в волейбол. I Love This Game (комплект из 2 книг) / В.А. Гомельский. - М.: Эксмо, 2015. - 432 c.
- А.В. Беляев Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 214 c.
- Волейбол. Примерные программы спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Москва. Советский спорт.2015г
Интернет-источники:
https://infourok.ru/rabochaya-programma-pfdo-volejbol-11-17-let-5541471.html (Дата обращения 25.08.2022);
https://sv-dyussh.ucoz.ru/img/programma_volejbol_sog_2020.pdf (Дата обращения 25.08.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно - спортивной направленности "Степ-аэробика"
Цель курса аэробики: создать условия для оптимальной организации двигательного режима младших школьников, обеспечить их активный отдых, удовлетворить естественную потребность в движении, развитие твор...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...
