физическая культура, 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Озеров Михаил Юрьевич

Рабочая программа по физической культуре, 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz-ra_9_klass.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по физической культуре для 9 класса составлена на основе:

- комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич.

- основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Верхне – Ольшанская ООШ».

- учебного плана МКОУ «Верхне – Ольшанская ООШ» на 2023/2024 учебный год.

Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников, в сочетании с другими формами обучения физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половине дня. А также физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями – достигается формирование физической культуры личности. Он включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Цель:

- формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В соответствии с этим, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:

• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; •обучение основам базовых видов двигательных действий;

• дальнейшее развитие координационных способностей, ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений и скоростно-силовых способностей, скоростных, выносливости, силы и гибкости;

•        формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

•        выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

•        углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

•        воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

•        выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

•        формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

•        воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

•        содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

        Вместе с тем особенностью урочных занятий в 8-9 классах является обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений и кондиционных, скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости, а также сочетание этих способностей.

Программа определяет и конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов в 9 классе из расчета 2-х часов в неделю на 68 часов  в год (34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения предмета

Результатами освоения учебного предмета являются следующие умения и навыки обучающихся, приобретенные в течение учебного года:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и пере напряжения средствами физической культуры;

- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

  Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек,· о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их  выполнения;

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;

- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Содержание учебного предмета, курса для 9 класса

Легкая атлетика (18 ч)

- беговые упражнения с высоким подниманием бедра;

-прыжки с ускорением;

- челночный бег;

-бег 60 метров;

- прыжки в длину;

бег 1000 метров;

- метание малого мяча;

БаскетболСтойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение).  Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Гимнастика (13ч)

- Организующие команды и приёмы.

- Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

- Акробатические упражнения.

- Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

- Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

-Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера.

- Передвижение по гимнастической стенке.

-Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лыжная подготовка (14 ч)

- Передвижение на лыжах разными способами.

- преодоление впадины;

- прохождение дистанции 5 км;

-Повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Волейбол.

Подача и приём мяча в тройках. Совершенствование техники передачи и подачи мяча через сетку

Нападающий удар после набрасывания мяча партнёром. Приём мяча в 5 зону

Развитие ловкости, координации движений.

Подготовка к выполнению требований комплекса ГТО (15 ч)

- беговые упражнения с высоким подниманием бедра;

-прыжки с ускорением;

- челночный бег;

-бег 60 метров;

- прыжки в длину;

бег 1000 метров;

- метание малого мяча;

Нормативы включенные в комплекс «ГТО»

Календарно-тематическое планирование по физической культуре в 9 классе

урока

Дата проведения

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Примечание

план

факт

1

Лёгкая атлетика. Инструктаж по ТБ.  Бег на короткие дистанции.

1

2

Бег на короткие дистанции Развитие скоростно-силовых качеств.

1

3

Контрольный урок. Бег 60м.

Техника низкого старта, стартового разгона.

1

4

Техника низкого старта, стартового разгона.

1

5

Низкий старт. Совершенствование техники низкого старта.

1

6

Передача эстафетной палочки.

1

7

Медленный бег с ускорениями. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега 15-20м.

1

8

Бег 60 м с низкого старта.

1

9

Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.

1

10

Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Техника передачи эстафеты

1

11

Развитие  выносливости.

1

12

Метание малого мяча на дальность.

1

13

Прыжок в длину

1

14

Совершенствование техники метания малого мяча на дальность.

1

15

Бег 1000м.

1

16

Спортивные игры. Баскетбол. ТБ на занятиях спортивными играми Повторение элементов 7-8 классов

1

17

Личная опёка игрока, ведущего мяч. Игра в защите при численном перевесе нападающих (два против одного).

1

18

Совершенствовать технику штрафного броска

1

19

Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Разучивание нового комплекса упражнений для разминки.

1

20

Повторение ранее изученные строевые упражнения; Развитие силы, гибкости, ловкости, координации движений.

1

21

Совершенствование техники опорного прыжка, акробатических упражнений, равновесия;

1

22

Развитие силовых качеств, ловкости, гибкости, координации

1

23

Опорные прыжки. Акробатические упражнения.

1

24

Совершенствование техники опорного прыжка, упражнения акробатики и равновесия

1

25

Совершенствование техники опорного прыжка, упражнения акробатики и равновесия

1

26

Контрольный урок.  Опорный прыжок через козла, коня. Опорные прыжки.

1

27

Совершенствование техники опорного прыжка, акробатических упражнений.

1

28

Лазание по канату в два приема. Развитиескоростно-силовых качеств

1

29

Поднимание прямых ног в висе.

1

30

Опорные прыжки. Акробатические упражнения.

1

31

Развитие силы, гибкости, ловкости, координации движений.

1

32

Оценка учащихся в освоении раздела программы по гимнастике и уровень физической подготовленности.

1

33

Лыжная подготовка. ТБ на уроках лыжной подготовки. Оказание первой помощи при травмах и обморожении

1

34-35

Элементы тактики лыжных гонок. Согласование движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе.

2

Наличие благоприятных погодных условий

36

Согласование движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе.

1

Наличие благоприятных погодных условий

37

Отталкивание ногой в одновременном двухшажном коньковом ходе. Сгибание ног при преодолении бугра.

1

Наличие благоприятных погодных условий

38

Согласованность движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе.

1

Наличие благоприятных погодных условий

39

Разгибание ноги при отталкивании в одновременном двухшажном коньковом ходе.

1

Наличие благоприятных погодных условий

40

Согласованность движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе.

1

Наличие благоприятных погодных условий

41

Преодоление впадины

1

Наличие благоприятных погодных условий

42

Сгибание ноги перед отталкиванием в одновременном двухшажном коньковом ходе

1

Наличие благоприятных погодных условий

43

Разгибание ног при преодолении впадины.

1

Наличие благоприятных погодных условий

44

Постановка палки на снег кольцом назад и движению руки за бедро при отталкивании в попеременном четырёхшажном ходе

1

Наличие благоприятных погодных условий

45

Отталкивание ногой в одновременном двухшажном коньковом ходе

1

Наличие благоприятных погодных условий

46

Прохождение дистанции 5 км . Самоконтроль.

1

Наличие благоприятных погодных условий

47

Спортивная игра. Волейбол. Инструктаж по ТБ.

1

48

Верхняя и нижняя передача после передвижений  Совершенствование техники нападающего удара

1

49

 Передача мяча над собой двумя руками снизу и сверху, нижняя подача мяча.

1

50

Передача двумя руками в прыжке. Игра в защите.

1

51

Передача двумя руками в прыжке. Игра в защите.

1

52

Нападающий удар. Игра в защите в зоне 5 и 1.

1

53-54

История ВФСК ГТО, возрождение ГТО. Правила выполнения спортивных нормативов 5-6 ступени. Правила ТБ. Первая помощь при травмах

2

55

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 30м, 60м или 100м

1

56

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 30м, 60м или 100м

1

57

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000м или 3000м

1

58

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Кросс на 3 км или 5км

1

59

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса на высокой перекладине. Рывок гири 16кг. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

1

60

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см

1

61

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

1

62

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

1

63-64

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Поднимание туловища из положения лежа на спине

2

65-66

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Метание мяча весом 150г, 500г(д), 700г(ю)

2

66-67

Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3x10м

2

68

Сдача норм ГТО с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 5-6 ступени

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физической культуре класса для учащихся 6

Раздел программы: Баскетбол.Тема урока: Обучение основам игры в баскетбол.Задачи урока.Образовательные:- совершенствование технике ведения мяча;- обучение согласованному движению рук и ног при ловле и...

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП-1) Предмет – физическая культура Класс: 1.

Рабочая программа по физической культуре предназначена для обучения учащихся  1  класса коррекционной школы. Программа разработана  на основе программы по физической культуре для специа...

Особенности занятий физической культуры класса "Особый ребенок" для детей с ОВЗ

Особенности занятий физической культуры для детей в специальной медицинской группе Физическое воспитание ослабленных школьников не может ограничиваться только занятиями по ОФП. Уроки должны подкреплят...

План – конспект открытого урока по физической культуре класс 8-9 по теме «Гимнастика».

Конспект урока по теме совершенствования акробатических соединений, элементы акробатики. Цель: повысить заинтересованность учащихся в выполнении техники акробатики....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Предмет, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс,5 – 9 классы

     Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного ста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 5

Рабочая программа по физической культуре 5 класса составлена на основе следующих документов:·...