физическая культура, 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс)
Рабочая программа по физической культуре, 9 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса составлена на основе:
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич.
- основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Верхне – Ольшанская ООШ».
- учебного плана МКОУ «Верхне – Ольшанская ООШ» на 2023/2024 учебный год.
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников, в сочетании с другими формами обучения физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половине дня. А также физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями – достигается формирование физической культуры личности. Он включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Цель:
- формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В соответствии с этим, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; •обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных способностей, ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений и скоростно-силовых способностей, скоростных, выносливости, силы и гибкости;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Вместе с тем особенностью урочных занятий в 8-9 классах является обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений и кондиционных, скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости, а также сочетание этих способностей.
Программа определяет и конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов в 9 классе из расчета 2-х часов в неделю на 68 часов в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения предмета
Результатами освоения учебного предмета являются следующие умения и навыки обучающихся, приобретенные в течение учебного года:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и пере напряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек,· о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного предмета, курса для 9 класса
Легкая атлетика (18 ч)
- беговые упражнения с высоким подниманием бедра;
-прыжки с ускорением;
- челночный бег;
-бег 60 метров;
- прыжки в длину;
бег 1000 метров;
- метание малого мяча;
Баскетбол: Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.
Гимнастика (13ч)
- Организующие команды и приёмы.
- Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
- Акробатические упражнения.
- Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
- Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
-Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера.
- Передвижение по гимнастической стенке.
-Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лыжная подготовка (14 ч)
- Передвижение на лыжах разными способами.
- преодоление впадины;
- прохождение дистанции 5 км;
-Повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Волейбол.
Подача и приём мяча в тройках. Совершенствование техники передачи и подачи мяча через сетку
Нападающий удар после набрасывания мяча партнёром. Приём мяча в 5 зону
Развитие ловкости, координации движений.
Подготовка к выполнению требований комплекса ГТО (15 ч)
- беговые упражнения с высоким подниманием бедра;
-прыжки с ускорением;
- челночный бег;
-бег 60 метров;
- прыжки в длину;
бег 1000 метров;
- метание малого мяча;
Нормативы включенные в комплекс «ГТО»
Календарно-тематическое планирование по физической культуре в 9 классе
№ урока | Дата проведения | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Лёгкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Бег на короткие дистанции. | 1 | |||
2 | Бег на короткие дистанции Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | |||
3 | Контрольный урок. Бег 60м. Техника низкого старта, стартового разгона. | 1 | |||
4 | Техника низкого старта, стартового разгона. | 1 | |||
5 | Низкий старт. Совершенствование техники низкого старта. | 1 | |||
6 | Передача эстафетной палочки. | 1 | |||
7 | Медленный бег с ускорениями. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега 15-20м. | 1 | |||
8 | Бег 60 м с низкого старта. | 1 | |||
9 | Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. | 1 | |||
10 | Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Техника передачи эстафеты | 1 | |||
11 | Развитие выносливости. | 1 | |||
12 | Метание малого мяча на дальность. | 1 | |||
13 | Прыжок в длину | 1 | |||
14 | Совершенствование техники метания малого мяча на дальность. | 1 | |||
15 | Бег 1000м. | 1 | |||
16 | Спортивные игры. Баскетбол. ТБ на занятиях спортивными играми Повторение элементов 7-8 классов | 1 | |||
17 | Личная опёка игрока, ведущего мяч. Игра в защите при численном перевесе нападающих (два против одного). | 1 | |||
18 | Совершенствовать технику штрафного броска | 1 | |||
19 | Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Разучивание нового комплекса упражнений для разминки. | 1 | |||
20 | Повторение ранее изученные строевые упражнения; Развитие силы, гибкости, ловкости, координации движений. | 1 | |||
21 | Совершенствование техники опорного прыжка, акробатических упражнений, равновесия; | 1 | |||
22 | Развитие силовых качеств, ловкости, гибкости, координации | 1 | |||
23 | Опорные прыжки. Акробатические упражнения. | 1 | |||
24 | Совершенствование техники опорного прыжка, упражнения акробатики и равновесия | 1 | |||
25 | Совершенствование техники опорного прыжка, упражнения акробатики и равновесия | 1 | |||
26 | Контрольный урок. Опорный прыжок через козла, коня. Опорные прыжки. | 1 | |||
27 | Совершенствование техники опорного прыжка, акробатических упражнений. | 1 | |||
28 | Лазание по канату в два приема. Развитиескоростно-силовых качеств | 1 | |||
29 | Поднимание прямых ног в висе. | 1 | |||
30 | Опорные прыжки. Акробатические упражнения. | 1 | |||
31 | Развитие силы, гибкости, ловкости, координации движений. | 1 | |||
32 | Оценка учащихся в освоении раздела программы по гимнастике и уровень физической подготовленности. | 1 | |||
33 | Лыжная подготовка. ТБ на уроках лыжной подготовки. Оказание первой помощи при травмах и обморожении | 1 | |||
34-35 | Элементы тактики лыжных гонок. Согласование движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе. | 2 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
36 | Согласование движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
37 | Отталкивание ногой в одновременном двухшажном коньковом ходе. Сгибание ног при преодолении бугра. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
38 | Согласованность движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
39 | Разгибание ноги при отталкивании в одновременном двухшажном коньковом ходе. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
40 | Согласованность движений рук и ног в попеременном четырёхшажном ходе. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
41 | Преодоление впадины | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
42 | Сгибание ноги перед отталкиванием в одновременном двухшажном коньковом ходе | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
43 | Разгибание ног при преодолении впадины. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
44 | Постановка палки на снег кольцом назад и движению руки за бедро при отталкивании в попеременном четырёхшажном ходе | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
45 | Отталкивание ногой в одновременном двухшажном коньковом ходе | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
46 | Прохождение дистанции 5 км . Самоконтроль. | 1 | Наличие благоприятных погодных условий | ||
47 | Спортивная игра. Волейбол. Инструктаж по ТБ. | 1 | |||
48 | Верхняя и нижняя передача после передвижений Совершенствование техники нападающего удара | 1 | |||
49 | Передача мяча над собой двумя руками снизу и сверху, нижняя подача мяча. | 1 | |||
50 | Передача двумя руками в прыжке. Игра в защите. | 1 | |||
51 | Передача двумя руками в прыжке. Игра в защите. | 1 | |||
52 | Нападающий удар. Игра в защите в зоне 5 и 1. | 1 | |||
53-54 | История ВФСК ГТО, возрождение ГТО. Правила выполнения спортивных нормативов 5-6 ступени. Правила ТБ. Первая помощь при травмах | 2 | |||
55 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 30м, 60м или 100м | 1 | |||
56 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 30м, 60м или 100м | 1 | |||
57 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 2000м или 3000м | 1 | |||
58 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Кросс на 3 км или 5км | 1 | |||
59 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса на высокой перекладине. Рывок гири 16кг. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 1 | |||
60 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см | 1 | |||
61 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 1 | |||
62 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 | |||
63-64 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Поднимание туловища из положения лежа на спине | 2 | |||
65-66 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Метание мяча весом 150г, 500г(д), 700г(ю) | 2 | |||
66-67 | Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3x10м | 2 | |||
68 | Сдача норм ГТО с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 5-6 ступени | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физической культуре класса для учащихся 6
Раздел программы: Баскетбол.Тема урока: Обучение основам игры в баскетбол.Задачи урока.Образовательные:- совершенствование технике ведения мяча;- обучение согласованному движению рук и ног при ловле и...
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП-1) Предмет – физическая культура Класс: 1.
Рабочая программа по физической культуре предназначена для обучения учащихся 1 класса коррекционной школы. Программа разработана на основе программы по физической культуре для специа...

Особенности занятий физической культуры класса "Особый ребенок" для детей с ОВЗ
Особенности занятий физической культуры для детей в специальной медицинской группе Физическое воспитание ослабленных школьников не может ограничиваться только занятиями по ОФП. Уроки должны подкреплят...
План – конспект открытого урока по физической культуре класс 8-9 по теме «Гимнастика».
Конспект урока по теме совершенствования акробатических соединений, элементы акробатики. Цель: повысить заинтересованность учащихся в выполнении техники акробатики....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Предмет, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс,5 – 9 классы
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 5
Рабочая программа по физической культуре 5 класса составлена на основе следующих документов:·...
