РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizicheskoy_kulture_na.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: Мусаев Т.Р.

Нефтеюганск, 2024

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий разделом борьбы (элементами единоборств) среди учащихся общеобразовательных учреждений.

В данной программе отражен учебный процесс для учащихся 5-9 классов, в соответствии с требованиями основного общего образования, особенностями МБОУ СОШ №7, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Особенностью планирования программного материала являются сведения максимальных возможностей параметров нагрузок, средств, методов, контроля в одну схему проведения занятий.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физического воспитания при занятиях борьбой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области борьбы, осуществлять освоенные умения в оздоровительной и спортивной деятельности.

Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе урока решаются следующие задачи:

- гармоничное физическое развитие учащихся;

- разносторонняя подготовка;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- овладение основами техники выполнения упражнений;

- приобретение необходимых знаний в области единоборств, физической культуры и спорта;

- выявление способных учащихся;

- воспитание потребности и умения самостоятельно применять физические упражнения в жизни, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья:

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности:

- содействие воспитанию патриотизма.

Общая характеристика раздела

В возрасте 12 – 13 лет условные рефлексы у детей обладают стойкостью, движения становятся точнее, быстрее, улучшается процесс автоматизации, но полностью формирование центральной нервной системы не завершено и продолжается в, более старшем возрасте.

В 14 – 15 лет развиваются качества, связанные с различными формами выносливости и силы. По показаниям обмена веществ и энергетических затрат организм подростка еще не подготовлен для выполнения нагрузок, равным более взрослым детей.

Начиная с 5 класса, в содержание программного материала включены элементы борьбы (единоборств). Этот материал, способствует овладению учащимися жизненно важными элементами борьбы (единоборств), оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия борьбой содействуют воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в себе.

Занятия по овладению техническими приемами борьбы (единоборств) требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя и учеников программный материал может быть расширен за счет изучения более сложных приемов борьбы.

Место учебного раздела в школьной программе

Учебная программа по физической культуре МБОУ «СОШ №7» предусматривает изучение элементов борьбы (единоборств) в 5-6 классах – 9 часов (вариативная часть), в 7 классе – 9 часов (6 часов – базовая часть, 3 часа – вариативная часть), 8-9 классах – 9 часов (базовая часть).

Содержание раздела

Основная направленность

5 – 6 классы

На овладение техникой приемов борьбы

Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком, передняя подножка, задняя подножка, захватом двух ног. Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук, удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку.

На развитие координационных способностей

Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега). Подвижные игры типа “Салки кувырками”, “Бой наездников”, “Бой петухов”, “Паук”, “Регби на коленях” и т.п.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Силовые упражнения, единоборства в парах.

На знания о физической культуре

Виды единоборств. Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие координационных, кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах.

Самостоятельные занятия

Проведение учащимися подготовительной части занятия (общих, специальных упражнений, а также элементов акробатики).

На овладение организаторскими способностями

Подготовка мест занятий. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом.

Основная направленность

7 – 9 классы

На овладение техникой приемов борьбы

Способы подготовки к проведению бросков. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: бросок рывком за подколенный сгиб, бросок через бедро, бросок захватом руки под плечо. Приемы борьбы лежа: переворачивание лежащего на животе захватом туловища, двух ног, удержание сверху. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сверху.

На развитие координационных способностей

Совершенствование изученных приемов борьбы лежа и стоя. Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега) через партнеров лежащих на животе, стоящих согнувшись. Переворот боком. Подвижные игры типа “Салки кувырками”, “Бой наездников”, “Бой петухов”, “Паук”, “Регби на коленях” и т.п.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Силовые упражнения, единоборства в парах. Эстафеты с включением элементов акробатики и бросков. Силовые элементы единоборств в парах.

На знания о физической культуре

Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Закаливание, режим дня, питание, самоконтроль.

Самостоятельные занятия

Проведение учащимися подготовительной части занятия (общеразвивающих, специальных упражнений, а также элементов акробатики).

На овладение организаторскими способностями

Выполнение учащимися на занятии роли помощника учителя. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий единоборств, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

По окончании 5-9 класса учащиеся должны уметь:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;

– использовать физическую культуру (элементы единоборств) как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами единоборств и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;

– выполнять технические действия борьбы, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

знать (понимать):

- исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;

- название известных единоборств.

- основные показатели физического развития.

- правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.

- правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Календарно-тематическое планирование
5 класс

№ урока

Тема урока

Домашнее

задание

Плановая дата проведения урока

Скорректированная дата проведения урока

1

Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Виды единоборств. Гигиена борца. Общеразвивающие упражнения борцов на месте и в движении.

Отжимание в упоре лежа – до 15 раз.

2

Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка.

Отжимание в упоре лежа – до 15 раз.

3

Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка.

Отжимание в упоре лежа – до 15 раз.

4

Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов.

Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с).

5

Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук.

Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с).

6

Приемы борьбы лежа: удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку.

Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с).

7

Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком.

Приседание на одной ноге – до 7 раз.

8

Приемы борьбы стоя: передняя подножка.

Приседание на одной ноге – до 7 раз.

9

Силовые элементы единоборства в парах. Подвижные игры: “Салки кувырками”, “Бой наездников”, “Бой петухов”,

Приседание на одной ноге – до 7 раз.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

  1. Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов. Ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича, изд. "Просвещение", 2012 г.
  2. УМК “Школа России” под редакцией В.И.Ляха
  3. 100 уроков САМБО, ред. Е.М. Чумакова, изд. "Фаир-Пресса", 1988 г., г. Москва.
  4. САМБО, ред. С.А. Селиверстов, 1997 г., г. Москва.
  5. САМБО: первые шаги ред. П.А.Эйгминас, изд. “Физкультура и спорт”, 1992 г., г. Москва.

Материально-техническое обеспечение

Место для занятий:

  • Спортивный и тренажерный залы.

Для уроков борьбы:

  • Маты, пояса, секундомер, набивные мячи (1-3 кг.), скакалки, медицинские весы, зеркало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

Рабочая программа по физической культуре на основе фитнес -аэробики 5-11 класс

Программа является своеобразным продолжением программы по ритмике. Работая по этой программе два года, хочу поделиться своими выводами. После 7- 8  класса необходимо отделять мальчиков от девочек...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла

Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для исполь...

Рабочая программа по физической культуре на основе фитнес - аэробики

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе программы О.Слуцкер по фитнес-аэробике для 8-11 классов. Данная программа составлена для 10 класса (3 часа в неделю)....

Рабочая программа по физической культуре на основе национального и приоритетного вида спорта борьба САМБО для учащихся 8 - 11 классов.

Программа раскрывает методические особенности обучения борьбы САМБО в общеобразовательном учреждении....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла для 6 - х классов

Рабочая программа по предмету физическая культура на основе  акробатического рок-н-ролла для 6 - х классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом осно...