Исследовательские проекты по физической культуре. 9 класс
учебно-методический материал по физкультуре (9 класс)
Исследовательские проекты:
1) «Здоровый образ жизни» https://docs.google.com/document/d/1OVVALi-YJ9i6gTG4DSyMvwCFbva5QAUu/edit?usp=sharing&ouid=114085192858079957489&rtpof=true&sd=true
Презентация:
2) «Осанка, как показатель здоровья человека»
Презентация:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.5 КБ | |
| 129.77 КБ | |
| 720.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57»
Итоговый индивидуальный проект
«Здоровый образ жизни»
Выполнил: учащийся 9Д класса
Доронин Иван Евгеньевич
Руководитель проекта:
учитель физической культуры
Локтионова Ольга Евгеньевна
2024-2025 учебный год
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………………………...4
1. «Теоретическая часть» ЗОЖ……………………………………………………..6-16
- Понятие Здоровья и здорового образа жизни. Их важность…………………6
- Составляющие здорового образа жизни ………………………………………7
- Правильное питание. Риски, связанные с неправильным режимом питания.8
- Спорт и физические нагрузки. Риски, связанные с отсутствием физических нагрузок и сидячим образом жизни…………………………………………..10
- Важность режима дня………………………………………………………….12
- Влияние двигательной активности и закаливания…………………………..14
- Вредные привычки. Риски, связанные с употреблением наркотических веществ, алкоголя и курения………………………….………………………16
- «Практическая часть» ЗОЖ………………….……………………….…..……18-19
2.1.Социологический опрос……………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………..……………...19
Список использованной литературы………………………………………….……...20
Пояснительная записка
Наш мир многообразен и удивителен. Он дает нам возможность заниматься и увлекаться творчеством, искусством, физической культурой, спортом и другими прекрасными увлечениями. Я веду здоровый образ жизни, это важная часть в ней. Я хочу, чтобы больше людей знало, как это полезно и поэтому тема моего проекта очень актуальна.
Сегодня высокий темп современной жизни и высокий уровень компьютерных технологий, к сожалению, в наше время большинство учеников проводят время за компьютером и забывают о здоровом образе жизни, например как двигаться на свежем воздухе, правильно питаться и тому подобное. Мой проект носит исследовательский характер, цель которого заключается в расширении знаний о ЗОЖ и привитии интересна к своему образу жизни.
В процессе своего проекта я исследовал: составляющие здорового образа жизни. Правильное питание. Риски, связанные с неправильным режимом питания. Спорт и физические нагрузки. Важность режима дня. Я провел анкетирование среди учащихся 9-х классов нашей школы. В ходе исследования работы можно сделать вывод, что 86% учащихся всех 9-х классов нашей школы ведут здоровый образ жизни.
Я считаю, что цель моей работы была достигнута. Мне было очень интересно работать по этой теме. В ходе своей работы я доказал, что ЗОЖ - это правильный выбор, такого образа жизни должно придерживаться большое количество людей. Я уверен, что благодаря моему проекту еще больше людей заинтересуется правильным образом жизни.
Введение
ЗОЖ — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.
Актуальность: Здоровье для человека является необходимой составляющей счастливой и долгой жизни, ведь только здоровый человек может в полной мере насладиться всеми ее радостями. Люди часто пренебрегают своим здоровьем, прибегая к различным вредным привычкам и неправильному образу жизни, от чего появляются различные заболевания, не дающие человеку спокойно жить. Как правильно вести здоровый образ жизни и что входит в это понятие? Какие нужно сформировать привычки, чтобы уберечь себя от нежелательных болезней? С этими вопросами сталкивался каждый из нас хотя бы раз в жизни, значит тема моего исследования актуальна в современных реалиях, и я постараюсь в полной мере ее раскрыть.
Проблемный вопрос: почему важно вести здоровый образ жизни?
Цель: познакомить сверстников с правилами здорового образа жизни
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме и понять, что собой представляют понятия «Здоровье», «Здоровый образ жизни»
- Выяснить, какие основные составляющие здорового образа жизни
- Углубиться в тему, и понять, как можно привлечь сверстников к здоровому образу жизни
- Сформировать представление о том, почему важно следовать здоровому образу жизни
- Создать буклет с информацией о том, как правильно поддерживать здоровый образ жизни
Объект проекта: здоровый образ жизни
Предмет проекта: составляющие здорового образа жизни
Методы исследования: анализ литературы, интернет-источники и СМИ, анкетирование, наблюдение.
В работе над проектом были использованы в основном статьи различных интернет-сайтов, а также энциклопедии и работы культурологической направленности.
Этапы исследования:
Подготовительный этап (конец октября – ноябрь 2022г) – выбор проблемы и темы исследования; определение целей и задач; а также разработка гипотезы.
Практический этап (конец ноября – декабрь 2022г) – проведение исследования, формирование выводов;
Практическая значимость моей работы состоит в том, что материалы и результаты могут быть использованы как учащимися для расширения своих знаний в области предмета, в рамках темы исследования так и учителями на уроках, на элективных курсах, факультативах, при подготовке к ЕГЭ, а также на внеклассных мероприятиях.
Работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и приложений.
Первая глава заключает в себе теоретическую часть, понятие здорового образа жизни, его важности, и его составляющих.
Вторая глава является практической частью работы и включает в себя анкетирование, анализ и выводы.
ГЛАВА 1 «Теоретическая часть»
1.1 Понятие Здоровья и здорового образа жизни. Их важность
Здоровье и здоровый образ жизни – это те понятия, которые очень тесно связаны между собой, одно не может существовать без другого. Чтобы точно знать определения данных понятий, я обратился к источникам и вот, что они говорят.
Научное, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения определение здоровья: «Здоровье — это не только отсутствие болезни и немощи, а состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Для большинства людей здоровье — это нормальное состояние, которое мы обычно не осознаем или не обращаем на него внимание, как мы не думаем о своем дыхании, о том, как бьется сердце.
Кто-то мудро сказал: «Ощущение здоровья приобретается только после перенесенной болезни». Эта его «незаметность» может явиться причиной бездумного отношения к собственному здоровью, которое оказывается губительным для многих.
Здоровый образ жизни – это оптимальный индивидуальный режим дня; занятия физической культурой спортом; закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек.
По мнению, академика Ю.П. Лисицына, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья. Мы подчеркиваем, что состояние здоровья каждого человека находится в его руках.
Стоит ли говорить о важности здорового образа жизни и здоровья? Я думаю, да! Поддержание здорового образа жизни ведет к поддержанию крепкого здоровья, что в свою очередь ведет к проживанию долгой и счастливой жизни, чего хотел бы каждый из нас.
1.2 Составляющие здорового образа жизни
Режим дня
Режим дня - это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим - это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени. Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.
Двигательная активность и закаливание
Двигательная активность – любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранение физической формы и здоровья в целом, а также повседневная деятельность, активные виды отдыха и развлечений, спорт.
Закаливание – это тренировка защитных сил организма под воздействием раздражающих факторов внешней среды; это комплекс мер, направленных на повышение сопротивляемости к холоду, жаре, солнечной радиации, сквознякам.
Здоровое питание
Здоровое питание – это такое питание, которое обеспечивает рост, оптимальное развитие, полноценную жизнедеятельность, способствует укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.
Здоровое питание на протяжении всей жизни - важнейший элемент сохранения и укрепления здоровья нынешних и будущих поколений, а также, непременное условие достижения активного долголетия.
Профилактика вредных привычек
Профилактика вредных привычек – ряд мероприятий, которые должны проводиться в школе и других учебных заведениях, а также в семье. Ведь бороться с уже сложившимся образом жизни, даже если он несёт серьёзный вред, намного сложнее, чем предотвратить появление опасных влечений. Да и не все знают, насколько это вредно.
1.3 Правильное питание. Риски, связанные с неправильным режимом питания
Правильное питание – это употребление пищи согласно возрастным и физиологическим особенностям организма. Рациональное же – это сбалансированное по жирам, белкам, углеводам и витаминам. Правильным питанием называют в ненаучных кругах рациональное питание.
Очевидно, что ребенку и взрослому, здоровому и больному, крупному мужчине и хрупкой женщине нужны разные порции, разные элементы в пище. Но какую роль играют элементы?
Что, если пожилой человек будет употреблять очень много жирной пищи, а крупный мужчина, работающий грузчиком, ограничится растительной пищей?
Для различных возрастов и типов деятельности человека нужны разные элементы в пище. Так, развивающийся молодой организм требует много белка и кальция для роста. Занятый интеллектуальным трудом взрослый человек не нуждается в большом количестве белка. И люди всех возрастов должны получать необходимое количество витаминов. Несоблюдение этих потребностей может привести к ослаблению иммунитета, сниженной работоспособности, слабости, частым болезням. А в далекой перспективе несоблюдение режима питания может привести к серьезным заболеваниям.
К счастью, организм человека может адаптироваться, поэтому неправильное питание даже в длительной перспективе редко приводит к чему-то худшему, чем гастрит. Однако мало кто знает, что такие частые трудности, как угри, сухая и шелушащаяся кожа, секущиеся волосы, слабые ногтевые пластины, упадок сил, головная боль, проблемы пищеварения, как правило, связаны именно с питанием и исправляются за пару недель с помощью коррекции рациона. Как питаться рационально, чтобы это не вредило здоровью, а улучшало его?
Роль подсчета калорий в повседневной жизни часто недооценивается. Однако посудите сами. Калории – это топливо для нашей активности. Возможно, вы занимаетесь интеллектуальным трудом, но питаетесь недостаточно для поддержания сил. Как результат, ваша работа будет неэффективна, вы будете с трудом концентрировать внимание, сбиваться мысли.
Или, наоборот, вы потребляете слишком много для своей занятости: в итоге это приведет к ожирению. Роль количества приемов пищи в течение суток и длительность пауз между ними также важны.
Например, для здоровья желудка не полезно питаться раз в сутки, а остальное время терпеть сильный голод. Также неправильно будет принимать пищу по одной крошечной порции каждые полчаса, поскольку организм будет вынужден запускать цикл пищеварения без отдыха целый день. И наконец, качество пищи, конечно, тоже играет огромную роль. Это основные советы, которые помогут вам сделать ваше питание не только безопасным, но и приводящим к здоровью.
Следующий момент, который может привести к проблемам, – это распределение жиров, белков и углеводов в пище. Очевидно, различные элементы играют разную роль в нашей повседневной деятельности и в нашем здоровье в целом. Что надо делать, чтобы питание было сбалансировано по макроэлементам и не приводило к ухудшению качества жизни?
Распределение белков, жиров и углеводов важно не для работоспособности, а для здоровья. Можно прекрасно себя чувствовать, потребляя свою суточную норму калорий только из углеводов. Но, например, нехватка жиров скоро скажется на вашей коже. Если вы занимаетесь спортом, то при недостатке белков ваши результаты будут расти очень медленно или стоять на месте. В более долгой перспективе вы можете начать серьезно болеть. Все элементы важны для поддержания здоровья. Суточная физическая активность и ее связь с питанием заключается в том, что, чем больше вы двигаетесь, тем больше вам нужно калорий. И, в зависимости от качества вашей активности, вам понадобятся различные элементы. Например, спортсмены нуждаются в большем количестве белка, нежели офисные работники. Пожилым людям рекомендуют потреблять меньше животных жиров. Это очень важный момент, связанный с питанием.
Большинство людей питается как придется, что приводит к плохому самочувствию и болезням, причину которых они не могут понять.
Что делать, чтобы минимизировать подобный риск?
• Систематизировать свое питание.
• Употреблять малокомпетентные блюда.
• Вести дневник питания.
• Обращаться к врачу при возникновении недомоганий.
1.4 Спорт и физические нагрузки. Риски, связанные с отсутствием физических нагрузок и сидячим образом жизни
Малоподвижный образ жизни (гиподинамия) – это одна из наиболее острых проблем в современном мире, которая негативным образом сказывается на состоянии человека, может стать причиной множества серьезных заболеваний и даже смерти.
Изменить привычку мало двигаться, начать заниматься спортом или хотя бы ежедневно по утрам делать зарядку, ходить на работу пешком человеку мешает лень, а также особенности воспитания и культуры, о которых мы поговорим чуть позднее.
Что же касается малоподвижного образа жизни, то мало кто знает, что от него страдает более трети молодежи. Говоря «страдает», я имею в виду реальные проблемы со здоровьем. Среди молодых людей с малоподвижным образом жизни в три раза чаще наблюдается анемия, у 17,9% зарегистрировано повышенное артериальное давление, а у 25,3% – пониженное, около 50% имеют те или иные заболевания желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы.
Отсутствие физических нагрузок в первую очередь влияет непосредственно на главную мышцу нашего организма – сердечную. Ослабевая, сердце делает менее продуктивные сокращения, что способствует нарушению тонуса сосудов и снижению притока кислорода, а в перспективе приводит к ряду патологий, развитию атеросклероза, высокой вероятности сердечного приступа. Только активные занятия спортом помогут восстановить работу сердца и кровеносной системы и окажут благоприятное влияние на общее состояние человека.
Сегодня у большинства людей работа сидячая: очень многие работают в офисах. Мы сидим на работе за компьютером, потом сидим в машине или другом транспорте, потом дома – на диване или снова за компьютером.
Болезней при этом развивается множество, так как страдают позвоночник и ноги, а это способствует появлению хронических заболеваний внутренних органов.
Важно знать: когда мы сидим, нагрузка на спину увеличивается на 40%, если сравнивать с положением стоя. Помните, что важно сидеть с прямой спиной – так вы сбережете межпозвоночные диски, укрепите мышцы и почувствуете тонус.
Также, избыточный вес тела является одним из наиболее распространенных последствий малоподвижного образа жизни. И он тоже не приходит один. Обычно он сопровождается:
сердечно-сосудистыми заболеваниями
гипертонией;
повышением уровня холестерина;
диабетом;
онкологией;
артритом;
заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Разумеется, лучшее решение проблемы малоподвижного образа жизни – это спорт! Он нормализует обмен веществ, способствует нормализации сна, спасает от вышеупомянутых заболеваний. Нет необходимости в ежедневных изнурительных тренировках в зале. Это могут быть более простые и доступные вещи: утренняя гимнастика, на учебу и работу можно ходить пешком, а не ехать на автобусе, в транспорте можно постоять, а не сидеть, можно забыть про лифт и подниматься на свой этаж по лестнице и т. п.
Регулярные упражнения по 20–30 минут три раза в неделю – вполне достаточная мера для спасения от малоподвижного образа жизни. И немного психологии! Вначале были упомянуты три основные причины малоподвижного образа жизни – лень, особенности воспитания и культуры. Что имеется в виду?
Культура
Физическая культура занимает мало места в нашей жизни, мы вообще о ней знаем очень немного. Говоря о развитии и успехе, спорт вспоминают редко. Говоря о культуре в целом, его вообще не вспоминают. Занимаясь физической культурой в школе или вузе, мы чаще всего выполняли упражнения безо всякого понимания. Без понимания культуры спорта мы рискуем навредить себе, начав тренироваться самостоятельно. Множество людей демотивируются отсутствием результата, а то и получают проблемы со здоровьем, хотя начали заниматься спортом из лучших побуждений. И все это из-за недостатка информации. Необходимо популяризировать все, что касается физической культуры, уделять больше внимания этому вопросу. Ошибочно полагать, что все просто и очевидно: такая позиция может довести до беды.
1.5 Важность режима дня
Режим дня — это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим — это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.
Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.
Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д
Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым.
Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом.
Соблюдение личной гигиены - обязательный компонент режима дня.
Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы.
Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи.
Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим (занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.
Правильный режим дня школьника залог крепкого здоровья и хорошей учебы. Когда ребенок становится старше, многие родители перестают уделять внимание соблюдению режима дня. Поэтому ребенок либо крайне занят, занимаясь с репетиторами и в кружках, либо ничего не делает, предоставленный сам себе. Обе этих ситуации не хороши – в обоих случаях нагрузка неравномерная. Важно помнить, что в распорядке дня ребенка должны присутствовать и умственная деятельность, и физическая активность, и отдых. Именно режим дня поможет вам определить, правильно ли развивается подросток.
Важные правила:
Сон. Ребенок должен спать не менее 9 часов. Это очень важно, потому что во сне организм восстанавливается. Если подросток не высыпается, он становится менее активным, невнимательным.
Приемы пищи. Правильное питание – залог настоящего и будущего здоровья ребенка. Конечно, чем старше становятся дети, тем сложнее уследить за тем, как они питаются. Уважаемые родители, запомните: школьникам необходимо горячее питание! Это правило относится и к завтраку, и к обеду, и к ужину. Есть необходимо в одно и то же время, а совместные трапезы, как известно, укрепляют семейные отношения.
Физическая активность. Подросток не должен проводить все свободное время за компьютером или над учебниками. Недостаток физической активности может привести к избыточному весу, проблемам с опорно-двигательный аппаратом, сердечно-сосудистой системой и т.д. Даже если подросток усиленно готовится к экзаменам, устраивайте с ним активные выходные: прогулки на велосипеде, походы в парк с друзьями, катание на коньках и т.д.
В период подростковой перестройки организма соблюдение режима дня очень важно. Сбалансированные умственная, физическая активность, отдых и питание способствуют правильному и всестороннему развитию школьника и, что немаловажно, делают его дисциплинированным.
1.6 Влияние двигательной активности и закаливания
Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.
Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. Занятия физической культурой — лучшая мера профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.
Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.
Ежедневная утренняя зарядка - обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.
Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (например, низкой или высокой температуры) путем систематического воздействия на организм этих факторов.
Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность, солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды. Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие голы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.
Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном.
Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение! минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту. В холодное время года прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.
Более сильный закаливающий фактор-вода. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающем кровоснабжение.
Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой. Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 градусов и дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на один градус. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной (10-12 градусов).
Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах.
1.7 Вредные привычки. Риски, связанные с употреблением наркотических веществ.
К вредным привычкам можно отнести: алкоголь, курение и наркотические вещества. Все они наносят значимый вред нашему здоровью.
Для начала давайте поймем, что мы будем подразумевать под наркотическими веществами. Если отвлечься от медицинских определений, под наркотиком можно подразумевать любое вещество, которое оказывает на организм стимулирующее, седативное или одурманивающее действие. Таким образом, наркотическим эффектом обладают не только общеизвестные опасные вещества наподобие известного героина, но и алкоголь, табак и даже кофе.
Для начала определим группы наркотических веществ, о которых в дальнейшем подробнее поговорим:
1. Некоторые медицинские препараты.
2. Токсические вещества.
3. «Легальные» наркотики.
4. «Легкие» наркотики.
5. «Тяжелые» наркотики.
Некоторые медицинские препараты
Ряд медикаментозных препаратов имеют наркотическую природу действия, поскольку влияют на работу мозга, его восприятие процессов в организме. Например, ряд болеутоляющих или средств от кашля. Вы не должны опасаться данных препаратов, поскольку они приносят вам пользу, помогая бороться с симптомами различных заболеваний, но вам следует помнить ряд правил:
Токсические вещества
К таковым относятся, например, клей, краска, бензин, некоторые газы. К сожалению, есть группы граждан, которые умышленно потребляют подобные токсичные препараты. Расплатой за такой сомнительный «кайф» является разрушение структуры головного мозга, поражение дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Но бывают ситуации, когда вы можете случайно попасть в зону поражения подобными токсическими веществами, допустим, находясь в свежеокрашенном помещении, либо рядом с проводимыми строительными работами, в ходе которых используются клей или растворитель. В таких случаях следует помнить ряд простых правил:
Постарайтесь организовать приток в помещение свежего воздуха – откройте окна, включите вытяжку или систему кондиционирования воздуха.
Наденьте средства индивидуальной защиты ваших дыхательных путей – респиратор или хотя бы тканевую повязку на лицо.
После работы или нахождения поблизости от места, где проводятся работы, связанные с использованием токсичных средств, старайтесь пить больше теплой жидкости (хорошо выводят токсины из организма теплые молоко или чай). Эти простые правила позволят существенно снизить риск для вашего здоровья. Но, разумеется, если вы понимаете, что все же произошла интоксикация организма токсичными веществами, незамедлительно обращайтесь к медицинским работникам за квалифицированной помощью!
ГЛАВА 2 «Практическая часть»
2.1 Социологический опрос
Чтобы на практике убедиться в актуальности данной темы, мы решили провести анкетирование среди моих одноклассников и параллели 9-х классов, результаты которого показали бы нам насколько данная тема будет интересна учащимся.
Всего в опросе приняли участие все 9-е классы нашей общеобразовательной школы. Результаты опроса впечатлили нас, ведь подавляющее большинство, 86% подростков придерживаются основных правил здорового образа жизни, и активно занимаются физкультурой и спортом.
Итак, мы на практике убедились в важности моей проектной работы, большое количество моих сверстников знают значимость жизни, соблюдают все принципы ЗОЖ.
Практическая значимость моей работы заключается еще и в создании информационного буклета, в котором рассказывается о том, как правильно поддерживать здоровый образ жизни и систематически занимаются физкультурой и спортом.
Заключение
Таким образом, подводя итоги моему исследованию, мы подошли к выводу, что в школе и в семье необходимо формировать культуру здорового образа жизни, как и хорошему отношению к своему здоровью, ведь это самая большая ценность в нашей жизни. Мы узнали про основные его составляющие и создали буклет, который поможет сверстникам понять правила здорового образа жизни, ведь наше здоровье только в наших руках!
Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал положительное воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.
В школе и в семье необходимо формировать культуру здоровья, активное отношение к своему здоровью, сознания, что здоровье самая большая ценность человека. В рамках работы на классных часах, на внешкольных мероприятиях на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии и родительских собраниях следуя полученным результатам исследования, проводить лекции, практические занятия для учащихся других школ, учителей и родителей об основах здорового образа жизни.
Список использованных источников
1. Ланана. А. П. «Роль здоровья в жизни человека».
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2014г., стр. 206-207
3. Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни», М., Владос.
4. Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство».
5. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Л.Н. Вдовина. - РнД: Феникс, 2015. - 342 c.
6. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И. Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.
7. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Б.Н. Чумаков. - М.: ПО России, 2014. - 416 c.
8. [Электронный ресурс] // Что такое здоровье? – режим доступа: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/112 (Дата обращения: 22.10.2022)
9. [Электронный ресурс] // Здоровый образ жизни – режим доступа: http://gkb2-74.ru/pamjatka-o-zozh/ - (Дата обращения: 21.10.2025)
10. [Электронный ресурс] // здоровый образ жизни – режим доступа: https://kuzdrav.ru/public/prophylaxis/lifestyle/list/ - (Дата обращения: 19.10.2025)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57»
Итоговый индивидуальный проект
«Осанка, как показатель здоровья человека»
Выполнил: учащийся 9 «Д» класса
Савенков Иван Денисович
Руководитель: учитель физической культуры
Локтионова Ольга Евгеньевна
2024 - 2025 учебный год
Содержание
Введние__________________________________3
I. Теоретическая часть______________________4
1. Осанка и её значние______________________4
2.Типы осанки_____________________________4-5
3.Значение осанки__________________________5
4.Влияние осанки на здоровье _______________5-6
5.Причины нарушений______________________7-8
6.Профилактика нарушений осанки___________8
II. Практическая часть______________________9
III.Заключение_____________________________10
IV. Список информационных источников______11
V.Приложения_____________________________12-14
2
"Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство".
Франсуа Вольтер
ВВЕДЕНИЕ
На уроках учителя постоянно напоминают о необходимости следить за своей осанкой. «Сядьте правильно! Спина прямая! Ваша осанка - ваше здоровье!» - слышим мы ежедневно. А сидим мы, конечно, не всегда правильно. Однажды я услышал, что тот, кто следит за своей осанкой, по утрам делает зарядку и занимается спортом, вырастет стройным и красивым. Наша учительница сказала, что осанка влияет не только на красоту человека, а также на его здоровье. Тогда я решил: «А, может, провести собственное исследование. Влияет ли осанка на здоровье детей?» Для начала я четко обозначил тему исследования: «Влияние осанки на здоровье школьников». Затем с помощью учителя выделил проблему, цели и задачи исследования.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что всё больше и больше людей выбирают для себя работу, которая заставляет их проводить много часов сидя за столом в неудобной позе и на неподходящем для долгого сидения стуле. Дети все чаще делают выбор в пользу просиживания у компьютеров, чем занятиям активными физическими упражнениями. А ведь развитие болезней спины начинается постепенно и незаметно. Сами дети обычно не замечают искривлений или иных нарушений.
Проблема: В наше время дети очень много времени проводят за телевизором, компьютером. Мало занимаются спортом. Все это приводит к нарушению осанки.
Гипотеза: правильная осанка является одним из важных факторов здоровья школьника.
Цель исследования:
выявить взаимосвязь осанки и состояния здоровья человека
Задачи:
Выяснить:
- какие типы осанки существуют;
- значение осанки;
- влияние осанки на здоровье школьников;
- причины нарушения осанки;
- меры профилактики.
Провести:
- наблюдение за осанкой одноклассников,
- статистические исследования.
Подобрать комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета.
Предмет исследования: осанка школьников
3
Теоретическая часть.
1. Осанка и её значение.
Свое исследование я начал с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе
(мед. понятие).
Открываю толковый словарь С.И. Ожегова. Узнаю, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
В словаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.
А в Современном Толковом словаре Ефремовой, осанка – манера держаться.
Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика и т.д.
2. Типы осанки.
нормальная осанка — I;
круглая спина — II;
плоская спина — III;
плоско-вогнутая спина — IV;
вогнуто-круглая спина — V.
Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой.
Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплотнена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба — сколиозами.
При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз.
4
При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз.
3.Значение осанки
Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие — крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.
«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки». Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими
лопатками, наклонённой головой и другими деформациями. Также причинами неправильной осанки являются: портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака, привычка сутулиться; недостаток двигательной активности.
Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.
4.Влияние осанки на здоровье
Многие дети в современном мире – мире технологий, ведут малоподвижный образ жизни, так как их внимание отвлекают телефоны, компьютеры и многие современные гаджеты. Большую часть времени они проводят в сидячем положении. А ведь буквально 15 лет назад дети проводили много времени на улице за подвижными играми, вели активный образ жизни. Может ли такой образ жизни привести к нарушениям осанки? С этим вопросом я обратилсь к своему врачу- ортопеду.
Малоподвижный образ жизни, неправильное сидение за партой, долгое сидячее положение за компьютером и телевизором - это всё причины нарушения осанки.
Нарушение осанки – то есть нарушение естественного положения тела – сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи с чем они хуже выполняют свои функции. Менее работоспособными становятся и мышцы, ухудшается кровоснабжение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, уменьшается внимание, ухудшается память. Снижается наша продуктивность, а значит и способность работать. Нарушения осанки могут вызвать заболевания позвоночника и корешков спинного мозга, что ухудшает детский организм в целом.
5
Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.
Как - то раз на приём к врачу явился подросток с жалобой на боли в шее и спине. Юноша сказал, что это у него хронические боли, и он по несколько недель в году лежит в больнице с пневмонией. Ежедневно он принимает медикаменты от повышенного кровяного давления, хотя никто из врачей не может ему объяснить, почему оно у него не снижается. Рентгенография позвоночника этого 15-летнего школьника показала, что он резко искривлен набок, это состояние известно как сколиоз. Сколиоз создает множество проблем осанки - от искривления расположения бедер и плеч до горба. Позвоночник у подростка был искривлен в основном в отделе, где выходят нервы, идущие к легким и сердцу. Врач понял, что многие проблемы, связанные с ущемленными в районе позвоночника нервами, влияют на общее состояние, а потому сказал подростку, что для снятия болей в спине его надо поместить в больницу и лечить сколиоз. Боли ослабли за две недели. Интересно, что его давление приходит к нормальным показателям. Сейчас он живет без медикаментов, а легкие в полном порядке. Это удивительный, но типичный пример того, как неправильная осанка портит работу сердца и легких. Сняв ущемление нервов, вызванное осанкой, врачи изменили к лучшему и его общее состояние.
Из беседы с врачом я сделала следующие выводы:
- -главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц;
- при правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом;
- - при правильной осанке создаются наилучшие условия для работы внутренних органов, а стало быть и для сохранения здоровья;
- нарушения осанки сказываются на функции костно-мышечного аппарата и деятельности сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он привлекает внимание окружающих.
6
5. Причины нарушения осанки.
Малоподвижный образ жизни современных детей, неправильная осанка за партой, у мониторов компьютеров может привести к тяжёлым последствиям.
К сожалению, много девочек подросткового возраста носят высокие каблуки, этим нарушая опорно-двигательную систему, так как увеличивается нагрузка на позвоночник и стопу.
Еще одна проблема в том, что достаточно много школьников носят сумку через плечо, что вредит осанки.
Причины нарушения осанки могут быть врождённые и приобретённые.
- Врождённые причины:
- деформации позвоночника и его частей;
- нарушения внутриутробного развития;
- наследственность.
- Приобретённые причины:
- человек продолжительный период находится в неестественном для него положении, что может быть связано с особенностью профессии;
- слабость мышечного корсета, которая возникает из-за недостаточной физической активности;
- заболевания позвоночника инфекционного, онкологического и другого характера;
- различные травмы позвоночника (ушибы, вывихи и т. д.). При этом искривление позвоночника возникает не сразу, а развивается в течение некоторого времени;
- нарушение зрения, в результате чего шейные мышцы подвергаются чрезмерному напряжению.
- Неправильное положение во время сидения за столом или неправильно выбранная мебель (высокие стулья, недостаток свободного места на рабочем столе и т.д.). Из-за этого, человеку приходится постоянно низко наклоняться, что приводит к искривлению некоторых отделов позвоночника.
- Ношение неудобной одежды и обуви
- Нарушение питания, которые заключаются в дефиците необходимых организму витаминов и минеральных веществ. Особенно это актуально для детей, поэтому родители должны следить за тем, чтобы в детском рационе было достаточное количество кальция.
- Неправильно распределение времени для труда и отдыха. Отмечено, что причиной искривления позвоночника у детей школьного возраста становится именно высокая учебная нагрузка, в результате чего, школьник вынужден длительное время находиться в положении сидя. При этом времени для активных игр у него остается совсем немного. Поэтому детям необходимо как можно чаще устраивать перерывы, во время которых он сможет заниматься активной деятельностью.
7
- травмы, переломы позвоночника.
- заболевания, такие как рахит, радикулит и т.д.
Все это в совокупности с другими факторами приводит к ухудшению самочувствия и школьники после уроков испытывают усталость, боль в спине, раздражительность, снижение работоспособности.
6.Профилактика нарушений осанки
Очень мало детей делают утреннюю зарядку. Зачем нужна ежедневная зарядка? После пробуждения сохраняются замедленные процессы в организме, которые влияют на способность реагировать на ситуации и значительно снижают физическую и умственную активность. Зарядка по утрам - это, прежде всего, процесс, предназначенный для разминки организма. Организм начинает работать, заставляя «просыпаться» все системы организма, снижает утомляемость, укрепляются все мышцы нашего организма.
При правильной осанке правая и левая части тела симметричны, шейный и поясничный отделы позвоночника слегка прогибаются вперёд, а грудной отдел - назад. Плечи находятся на одном уровне, лопатки – симметричны, живот подтянут, ноги прямые. При смыкании ног наблюдаются небольшие просветы ниже коленей и над лодыжками.
Правильную осанку нужно формировать с раннего детства. Ребёнок рождается с прямым позвоночником. Когда малыш начинает лежать на животике и
держать головку формируется шейный изгиб, когда учиться ползать и садиться – формируется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб появляется, когда ребёнок встаёт на ножки и делает первые шаги.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать в себя:
сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом;
отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
плавание.
В целях профилактики нарушений осанки подобрала совместно с врачом комплекс физических упражнений. (Приложение. "Комплекс физических упражнений)
8
Практическая часть
Следующими этапами моей работы было:
- наблюдение за осанкой одноклассников во время уроков;
- обработка данных медицинских осмотров за несколько лет и выявление динамики нарушения осанки;
Наблюдая за своей осанкой и моих одноклассников на уроках, пришла к неутешительному выводу: сидим неправильно, как нам удобно. Это показатель того, что у всех слабо развиты мышцы спины и шеи, поэтому быстро наступает усталость, снижается внимание.
Свои наблюдения и статистические исследования я оформила в виде таблицы и диаграмм: "Развитие у детей нарушений осанки, плоскостопия и сколиоза" " Количество детей с нарушениями осанки в школе." Подобрала вместе с Мариной Леонидовной комплекс профилактических упражнений.
Анализируя данные, предоставленные врачом - ортопедом за несколько лет наблюдений, можно сказать, что число учащихся с нарушением осанки не уменьшается, но и резкого увеличения количества учащихся с нарушением осанки не наблюдается.
Для того, чтобы проследить динамику нарушения осанки у учащихся нашей школы, я обработала данные медицинских осмотров за последние три года. Пришла к следующему выводу: количество учащихся в школе с нарушением осанки не увеличивается. Результатом этого служит динамичная работа с детьми:
- учителей-предметников (проведение бесед, зарядок в классе);
- учителей физической культуры (проведение на каждом уроке комплекса физических упражнений на исправление неправильной осанки и ее предупреждения);
- привлечение школьников к занятиям в спортивных секциях.
На диаграммах можно отследить как меняется количество детей с нарушениями осанки и что дети, в возрасте от 7 до 17 лет, более подвержены искривлениям осанки нежели в другие возраста.
9
Заключение.
В ходе своей проектной работы я подтвердила выдвинутую гипотезу: правильная осанка является одним из важных факторов здоровья школьника.
Осанка – показатель психического и физического здоровья.
Все отклонения в осанке представляют большую опасность если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения. А нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Если школьники будут больше знать о том, к каким последствиям приводит неправильная осанка, то не только укрепят своё здоровье, но и будут лучше учиться.
Данную работу можно использовать с целью профилактики нарушений осанки на уроках биологии, ОБЖ, окружающего мира, классных часах, профилактических беседах.
10
Список информативных источников:
Литературные источники:
1.Бабенкова, Е. А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой / Е.А. Бабенкова. - М.: Сфера, 2020. - 294 c.
2. Гитт, В. Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов / В.Д. Гитт. - М.: Единение, 2010. - 128 c.
3.Палей, Лана Исправляем осанку. Универсальная лечебная гимнастика / Лана Палей. - М.: Мир и Образование, 2023. - 128 c.
4. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2012. - С.129.
Интернет источники:
1.https://spinahealth.ru
2.https://domadoktor.ru/220-narushenie-osanki.html
3.https://pozvonochnik.guru/skolioz/vidy-narusheniya-osanki.html#i-7
4.http://www.medical-enc.ru/14/osanka.shtml
11
Приложение.
№1. «Наблюдение за осанкой одноклассников на уроках»
Осанка | Первый урок | Последний урок |
Правильно сидят | 1 | 0 |
Неправильно сидят | 7 | 8 |
№2 Диаграмма "Развитие у детей нарушений осанки, плоскостопия и сколиоза."
12
№3. Диаграмма " Количество детей с нарушениями осанки в школе."
№4. Упражнения для профилактики нарушений осанки.
Есть упражнения для лечения сколиозов и нарушений осанки-это ЛФК, а есть упражнения, которые помогают предотвратить нарушения осанки и вытекающие из них болезни. И в основном эти упражнения направлены на укрепление мышечного корсета.
«Качалочка»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечного корсета, туловища и конечностей.
И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.
13
«Морская звезда»
Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, туловища и конечностей.
И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Самолет»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в
стороны. Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.
«Потягивание»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
«Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук.
«Маленький мостик»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Повторить 3 раза.
«Плавание на байдарках»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Повторить 5 раз.
14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: выявить взаимосвязь осанки и состояния здоровья человека. Задачи: Выяснить: - какие типы осанки существуют; - значение осанки; - влияние осанки на здоровье школьников; - причины нарушения осанки; - меры профилактики. Провести: - наблюдение за осанкой одноклассников, - статистические исследования. Подобрать комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета. Введение
Осанка Толковый словарь С.И. Ожегова. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. В словаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом. Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика и т.д.
Как дети проводили свободное время раньше и в наше время.
Влияние осанки на здоровье. Из за нарушений осанки могут развиться такие болезни, как: Гиподинамия – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Деформация шейного отдела, существует риск получения защемления и сужения сосудов шейного отдела. Защемление сосудов в шейном отделе грозит смертью. Уменьшение диаметра сосуда, или его частичного перекрытия - мозг начинает получать все меньше кислорода. Могут наблюдаться нарушения координации и частичный паралич. Эта болезнь нарушает мозговую и мышечную связь. И мозг не способен отдавать приказы с достаточной скоростью. Уменьшение объёма лёгких, что приводит к нарушению дыхательной функции. Снижение притока крови и кислорода к мозгу и тканям. Нарушения работы кишечника и неправильному пищеварению. Окостенение связок и возникновения болевых ощущений. Хроническое напряжение в мышцах. Преждевременное старение тканей тела. Уменьшается устойчивость позвоночника к деформирующим воздействиям, что приводит к исправлениям. Повышенная утомляемость из-за систематического перенапряжения мышц. Снижение живости мышления, быстроты реакции и работоспособности. Боли в спине, головные и мышечные боли. Возникает сонливость. Слабая концентрация внимания. Снижается уровень усвоения учебного материала, успеваемость.
Причины нарушения осанки. Причины нарушения осанки могут быть врождённые и приобретённые. Врождённые причины: деформации позвоночника и его частей; нарушения внутриутробного развития; наследственность. Приобретённые причины: человек продолжительный период находится в неестественном для него положении, что может быть связано с особенностью профессии; слабость мышечного корсета, которая возникает из-за недостаточной физической активности; заболевания позвоночника инфекционного, онкологического и другого характера; Различные травмы позвоночника (ушибы, вывихи и т. д.). При этом искривление позвоночника возникает не сразу, а развивается в течение некоторого времени. Нарушение зрения, в результате чего шейные мышцы подвергаются чрезмерному напряжению. Неправильное положение во время сидения за столом или неправильно выбранная мебель (высокие стулья, недостаток свободного места на рабочем столе и т.д.). Из-за этого, человеку приходится постоянно низко наклоняться, что приводит к искривлению некоторых отделов позвоночника. Ношение неудобной одежды и обуви Нарушение питания, которые заключаются в дефиците необходимых организму витаминов и минеральных веществ. Особенно это актуально для детей, поэтому родители должны следить за тем, чтобы в детском рационе было достаточное количество кальция. Неправильно распределение времени для труда и отдыха. - травмы, переломы позвоночника. - заболевания, такие как рахит, радикулит и т.д.
Профилактика нарушений осанки Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать в себя: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; ж) плавание.
Моё исследование №1 «Наблюдение за осанкой одноклассников на уроках» Осанка Первый урок Последний урок Правильно сидят 2 0 Неправильно сидят 6 8
Моё исследование №2 Диаграмма "Развитие у детей нарушений осанки, плоскостопия и сколиоза."
Моё исследование №3 . Диаграмма " Количество детей с нарушениями осанки в школе."
Моё исследование №4. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Есть упражнения для лечения сколиозов и нарушений осанки-это ЛФК, а есть упражнения, которые помогают предотвратить нарушения осанки и вытекающие из них болезни. И в основном эти упражнения направлены на укрепление мышечного корсета.
Пришла к следующему выводу: количество учащихся в школе с нарушением осанки не увеличивается. Результатом этого служит динамичная работа с детьми: - учителей-предметников(проведение бесед, зарядок в классе); - учителей физической культуры (проведение на каждом уроке комплекса физических упражнений на исправление неправильной осанки и ее предупреждения); - привлечение школьников к занятиям в спортивных секциях. На диаграммах можно отследить как меняется количество детей с нарушениями осанки и что дети, в возрасте от 7 до 17 лет, более подвержены искривлениям осанки нежели в другие возраста.
Заключение В ходе своей проектной работы я подтвердила выдвинутую гипотезу: правильная осанка является одним из важных факторов здоровья школьника. Осанка – показатель психического и физического здоровья. Все отклонения в осанке представляют большую опасность если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения. А нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. Здоровье является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Если школьники будут больше знать о том, к каким последствиям приводит неправильная осанка, то не только укрепят своё здоровье, но и будут лучше учиться. Данную работу можно использовать с целью профилактики нарушений осанки на уроках биологии, ОБЖ, окружающего мира, классных часах, профилактических беседах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...

Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества. Систематическое обследо...

Научно-исследовательски проект по физической культуре "Самбо-вид спортивных единоборств"
Научно-исследовательски проект по физической культуре "Биатлон"...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Спорт - залог здоровья»
Проект помогае решить множество важных задач, поставленных для сохранения здоровья ....

Исследовательский проект по физической культуре "Что такое ГТО?"
Презентация на тему "Что такое ГТО?"...

Исследовательский проект «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Исследовательский проект...
Индивидуальный исследовательский проект по физической культуре на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Индивидуальный исследовательский проектпо физической культурена тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»...


