«Современные подходы к оцениванию образовательных достижений по физической культуре в условиях ФООП НОО, СОО»
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Выступление на педагогическом совете. Январь 2024
Локтионова О.Е.
«Современные подходы к оцениванию образовательных достижений по физической культуре в условиях ФООП НОО, СОО»
Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете. Январь 2024
Локтионова О.Е.
«Современные подходы к оцениванию образовательных достижений по физической культуре в условиях ФООП НОО, СОО»
Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями.
Достижения в обучении физической культуре, во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. Для одного ребенка определенная отметка - это всего лишь элементарный показ своих способностей, а для другого - приложение определенных усилий и стараний. При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание, реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.
Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», –и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов.
Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и большой ответственностью к диагностике уровня знаний и умений учеников. Учителю необходимо максимально гибко работать с отметками.
Дисциплина, поведение на уроке не являются объектом оценивания. Отметка по физкультуре должна:
- давать картину успеваемости ученика – показывать, в какой степени ученик овладел
- предусмотренными программой знаниями и умениями;
- направлять формирование самооценки учащегося – давать ученику объективную информацию о его умениях в спорте и физических способностях;
- вдохновлять ученика целеустремленно учиться – ценить его систематическую работу и старания при овладении знаниями и умениями, а также в улучшении физических способностей.
Учитывая современные требованиями преподавания урока физкультуры, многие учителя сталкиваются с проблемами:
- как правильно оценить учащегося, чтобы ему была понятна отметка, и при этом не пропало желание заниматься физической культурой;
- зачем учителю оценивать учащихся и нужно ли это ученику?
Понятие «Формирующее оценивание» – процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки деятельности каждого учащегося с целью достижения запланированного результата.
На каждом уроке происходит так называемая «Формирующая оценка», после каждого выполненного этапа или упражнения.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им:
- оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения),
- что сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо, уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Критерии
- Внешняя оценка – оценивание учеником, группой, экспертом, учителем отдельно взятого упражнения;
- Ученик сравнивает свои действия с эталоном (показ учителя, демонстрация слайда, наглядные пособия, способный ученик);
Работая над «Формирующим оцениванием», на своих уроках применяю несколько способов ( разбор двигательного действия, что кому не понятно и каким образом это можно исправить, самостоятельный анализ упражнения)
Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Самооценивание. Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Две звезды и желание (взаимооценивание). Применяется при оценивании творческих работ учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
Карточка достижений (приложение№1). Предложен набор тестовых упражнений, которые заносятся в личную карточку учащегося. К числу основных физических качеств относят: гибкость (наклон туловища вперёд); различные виды выносливости (1000 м); силовые качества (сила рук - отжимание девочки и подтягивание мальчики, пресс за 1 мин); скоростные качества (бег на 60 м); скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места); а также координационные способности (челночный бег). По результатам тестирования, прослеживается динамика усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком и классом в целом. Результаты диагностики считаю точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.
Наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение, понимают ли дети смысл упражнений.
Словесная оценка (устная обратная связь). Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Знак внимания. Это тоже вид оценки. Можно жестом похвалить игрока за хорошо выполненное действие, улыбнуться, погрозить пальцем. Этим мы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.
Анализ. В короткой беседе с учеником подчеркиваем его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываем на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.
Преимущества формирующего оценивания:
- позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса;
- не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга;
- делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании;
- вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания;
- повышает значимость контрольных, зачетных уроков;
- легко адаптируется под любую шкалу оценивания.
Вывод
Учитель может оценивать детей не только по нормативам. Он так же может оценить высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями и добиться желаемого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оцениванию учащихся на уроке физической культуры.
Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий только начинается. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспече...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык»в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и французского языков, ВКК. НОУ школа « Ксения» Старожук А.Л., учитель английского языка,...

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...

система оценивания образовательных достижений по физической культуре
Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели...

Система оценивания образовательных достижений по физической культуре
Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и французского языков, ВКК. НОУ школа « Ксения» Старожук А.Л., учитель английского языка,...

«Современные подходы к оцениванию образовательных достижений по физической культуре в условиях ФООП НОО, СОО»
laquo;Современные подходы к оцениванию образовательных достижений по физической культуре в условиях ФООП НОО, СОО»...
