Способы и методы мотивации учащихся на уроках физической культуры. Игровой и соревновательный методы обучения.
учебно-методический материал по физкультуре
Актуальность темы: проблема формирования мотивации к обучению, в частности к урокам физической культуры.
Введение методики формирования развития заинтересованности обучающихся увеличивает степень физической подготовленности и укрепляет физическое здоровье обучающихся.
Цель: сформировать потребность в регулярных занятиях физическим воспитанием школьников за счёт игрового и соревновательного методов.
Задачи:
- развитие позитивной мотивации к занятиям физической культурой;
- улучшение самочувствия, физического развития и физического уровня обучающихся;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
Доклад
на тему:
Способы и методы мотивации учащихся на уроках физической культуры.
Игровой и соревновательный методы обучения.
Выполнила: учитель физической культуры Лукьянова Е.В. |
2025 г.
Введение
Теория и практика физической культуры и спорта в своем развитии прошла достаточно большой путь и накопила огромный запас методически целесообразных средств, методов и принципов физического воспитания. На современном этапе перед школой стоит задача гармоничного развития подрастающего поколения, что предполагает при организации учебного процесса, по физической культуре и спорту, целесообразно подбирать и использовать методы физического воспитания и мотивировать, создавая у учащихся положительное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни.
Актуальность темы: проблема формирования мотивации к обучению, в частности к урокам физической культуры.
Введение методики формирования развития заинтересованности обучающихся увеличивает степень физической подготовленности и укрепляет физическое здоровье обучающихся.
Цель: сформировать потребность в регулярных занятиях физическим воспитанием школьников за счёт игрового и соревновательного методов.
Задачи:
- развитие позитивной мотивации к занятиям физической культурой;
- улучшение самочувствия, физического развития и физического уровня обучающихся;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
В последние годы в практике физического воспитания особую актуальность приобретает выбор методов обучения, адекватных уровню физической подготовленности, оптимальной двигательной активности и возрастным особенностям учащихся. В связи с этим возрос интерес к применению игрового и соревновательного методов. Игровой метод — это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности [2,3]. Соревновательный метод — это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности [2,3].
Способы и методы мотивации учащихся на уроках физической культуры.
Что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.
Положительно влияет на мотивацию ребенка собственная увлеченность учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают сложные задачи.
Начиная с первых уроков в школе, уже в начальных классах надо учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит? Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют.
Исключительно важно применение средств наглядности, учебных карточек и стендов, технических средств обучения. Наглядность – абсолютно
необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре.
Ребятам необходимо объяснить всю важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т.д.
К методам и приёмам, способствующим формированию привычки у школьников регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т.д. Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится с теми или иными требованиями.
Ещё одним средством проявления интереса к уроку физической культуры является добавление на уроке элементов самостоятельности. Самостоятельные занятия имеют различное содержание. Это и выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, и физкультурно-оздоровительные мероприятия, и отработка техники двигательного действия. Я не всё рассказываю сама, а выясняю вместе с учениками, почему лучше сделать упражнение так, а не иначе, какие ещё могут быть варианты его выполнения и т.д.
К самостоятельной деятельности относятся домашние задания: работа по карточкам. Например: карточка с описанием подвижной игры, проведение которой ученик должен подготовить на следующий урок. Или подготовка к сдаче какого-либо зачёта: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки в длину с места, скакалка и т.д
Особый интерес у ребят вызывают различного рода соревнования, эстафеты, сдача контрольных нормативов. На своём опыте я убедилась, что в начальных классах для ребят очень важным моментом является подсчёт. Им интересно сосчитать, сколько раз они выполнили наклонов, приседаний и т.д. у них появляется дух соперничества, что стимулирует их результативность на контрольных уроках. Для них главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Потребность обычно определяют как необходимость учащегося выполнить какую-либо деятельность. Когда потребность создаётся учащимися, возникает побудительная сила к действию – мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируется потребность, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культурой.
Одной из задач урока физкультуры является создание положительной мотивации и позитивного настроя обучающихся на урок. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность, которая строится на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Среди активных форм выделяются:
- Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке.
- Урок-экскурсия. Экскурсии позволяют заинтересовать учащихся к активной двигательной деятельности.
- Образовательная активность, входящая в эту систему методов, строится на практической направленности, игровых действиях и творческом характере обучения.
- Урок- соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.
Все эти уроки объединяют общие признаки:
- Тесное взаимодействие учителя и ученика.
- Высокая степень организации мыслительной деятельности.
- Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.
- Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.
- Максимальная познавательная самостоятельность.
- Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.
- Повышение эффективности процесса обучения.
Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик ведет самостоятельную поисковую деятельность на уроке.
Игровой и соревновательный методы обучения.
Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее отличаются друг от друга [1]. Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его [1].
Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия, что довольно широко распространено в младшем школьном возрасте. Установка на соревновательную деятельность вызывает у детей стремление максимально проявить свои силы. При помощи соревновательного метода мы стремимся сформировать у детей способность применять двигательное умение в условиях ограничения времени и большого эмоционального напряжения, что довольно часто встречается в различных жизненных ситуациях.
Игровой и соревновательный методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогают они и прививать детям в умело подобранных и построенных педагогом командных играх и соревнованиях навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели. Эффективность обоих методов зависит от их применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.
Поэтому большое значение имеют эмоциональная окрашенность. Школьник, играя, более активно участвует в обучении. Его повышенный интерес к уроку физической культуры через выполнение игровых заданий создаёт благоприятный психоэмоциональный фон для изучения требуемого двигательного действия. Поэтому так важно включать в урок игровой и соревновательный методы.
Заключение
Использование игрового и соревновательного методов обучения на уроках физической культуры способствует повышению мотивации обучающихся к регулярным занятиям. Преимущества использования игрового метода:
- всестороннее развитие двигательных способностей и совершенствование умений и навыков;
- совершенствование таких качеств и способностей, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность.
Соревновательный метод помогает воспитывать физические, волевые и моральные качества.
Таким образом, целесообразно применять игровой и соревновательный методы, поскольку это положительно отражается как на здоровье учащихся, так и на формировании личности в целом.
Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться.
Список литературы
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ре бенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
2. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.— 287 с.
3. Холодов Ж.К., B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2 изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 450 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на городском МО учителей физической культуры "Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании"
В данной работе дается общее представление о методах, их классификации, описание игрового и соревновательного методов в физическом воспитании...

«Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».
Выступление на Ресурсно - методическом центре...

"Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий"
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры,-главная цель развития отечесвтенной системы школьного образования. Система образования отк...
Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной кул...
Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».
Для учителей физической культуры...

Способы и методы оценивания учащихся на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
статья...
Статья на тему "Методы мотивации учащихся на уроках истории". Учитель истории и обществознания, Растворцев Никита Михайлович
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формиров...
