Статья «Повышение качества преподавания физического воспитания в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
статья по физкультуре
В последние десятилетия повышение качества образования - одна из главных задач развития образования в мире. В связи с этим на первый план выдвинулась проблема создания, обоснования и содержания образовательных стандартов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Повышение качества преподавания физического воспитания в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
В последние десятилетия повышение качества образования - одна из главных задач развития образования в мире. В связи с этим на первый план выдвинулась проблема создания, обоснования и содержания образовательных стандартов.
При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы использовали обязательный минимум содержания образования. Для отечественной педагогической науки традиционно понимание стандарта как набора программ с соответствующими методиками и распределением часов. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.
Сегодня стандарт рассматривают как разработку условий организации учебного процесса, соблюдение которых гарантирует качественное образование; систему рамочных ограничений, определяющих поле широкого конструирования вариативного содержания образования; условие обеспечение качества образования и создания возможности для расширения его вариативности. Стандарт будет регулировать не только содержание образования, но и планируемые образовательные результаты.
Кроме этого, отличие нового образовательного стандарта заключается в конструировании образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем отражаются основополагающие элементы научного знания методологического, системобразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия.
Одно из ключевых отличий стандартов – изменение модели образования от предметоцентрированной к модели вариативного личностно-ориентированного образования. Важнейшим элементом признаются требования к результатам образования, которые выступают предметом стандартизации. Образовательные стандарты выступают условием справедливости в получении образования, повышения его качества и эффективности обучения.
В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Мы с вами рассмотрим ФГОС начального общего образования и в частности место предмета «физическая культура» в этом стандарте. Итак:
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.
В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию учащихся;
- успешное обучение, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Особенностью содержания программы по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать и уметь, но и формирование универсальных учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на:
- Реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения
- Реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся
- Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности
- Расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов
- Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний. Способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Одно из требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования является непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Что же стимулирует педагога к самообразованию?
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Очевидно, что существует немало причин, препятствующих педагогу осуществлять свои замыслы. Давайте определимся и ответим на вопросы небольшой анкеты.
Цель: Выявить способность учителя к саморазвитию.
Ответьте на следующие вопросы, поставив баллы:
«5»- если данное утверждение полностью соответствует действительности;
«4»- скорее соответствует, чем нет;
«3»- и да и нет;
«2»- скорее не соответствует;
«1»- не соответствует.
- Я стремлюсь изучать себя.
- Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
- Я релаксирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
- Я анализирую свои чувства и опыт.
- Я много читаю.
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
- Я верю в свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым.
- Я осознаю то влияние, которое оказывает на меня окружающая среда.
- Я занимаюсь своим профессиональным развитием, участвую в конкурсах, имею положительные результаты.
- Я получаю удовольствие от освоения нового.
- Возрастающая ответственность не пугает меня.
- Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе.
Подсчитайте сумму баллов.
75-55 – активное развитие
54-36 –отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
35-15- остановившееся развитие.
- Саморазвитие- это активное качественное преобразование учителя своего внутреннего мира, способствующего его творческой самореализации в профессии.
- Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук
Очень актуален совет американского психолога Джо Мартина:
«В действительности никто не может сделать для вас больше, чем вы для себя желаете.»
Есть только один вид мотивации – самомотивация, или найти то, что мотивирует другого человека и использовать это в качестве подъемной силы.
6 шагов к самомотивации педагога
Вот несколько советов от по самомотивации педагога:
1. Поддерживайте контакт с другими мотивированными учителями, это заразительно.
2. Имейте под рукой "педагогическую аптечку".
3. Всегда ищите способы стать еще более хорошим учителем (читайте книги и сайты по педагогической тематике).
4. Учите других делать то, что ВЫ любите. Помогайте другим учителям мотивироваться.
5. Помогайте учителям-коллегам совершенствоваться. Мы становимся сильнее, когда делаем сильнее других.
6. Поступайте так, будто у вас непоколебимая вера в себя. Если вы просите и верите, вы это получите. Проверено!
Педагогическая аптечка – это один из психологических способов снять стресс.
Храните все открытки от учеников и родителей, письма благодарностей, грамоты и награды в доступном в любое время месте, в специальной папке. И когда стресс начинает овладевать вами, нужно осознать это состояние, и.. достать что-нибудь из этой папки и почитать.
После того, как вы читаете слова благодарного ученика, которому вы помогли в час отчаяния, благодарных родителей, ребенка которого вы поставили на ноги, вы замечаете, как улучшается ваше настроение, как много вы, оказывается, добились и как вас любят дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".
Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...
Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...
Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»
Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает ...

Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:· создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...

