Главные вкладки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Я и мир вокруг меня» для обучающихся 1 классов
рабочая программа по физкультуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Я и мир вокруг меня» для обучающихся 1 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное образование Советский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов __________ Протокол от «» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ от «» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Приказ № от «31» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив «Я и мир вокруг меня»
для обучающихся 1 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Я и мир вокруг меня» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Цель программы: приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям здоровому образу жизни.
Задачи:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричасности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание здорового образа жизни, нравственных качеств личности ребёнка;
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Я и мир вокруг меня»
Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных результатов освоения программы в контексте ФГОС. Обучающиеся учатся выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:
- Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
- Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Коммуникация.
- Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Используемые технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
Игровые технологии спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- частично-поисковая;
- социальное творчество.
Формы организации деятельности:
- познавательная беседа;
- экскурсия;
- игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная);
- художественного творчество (тематическое рисование, аппликация).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными темами программы «Я и мир вокруг меня» являются: игры, семья, дружба, Родина, национальные традиции, природа родного края.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
- Формирование ценностного отношения к семье. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших.
- Воспитание ценностного отношения к природе. Ценности: ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами факультативного курса с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Рабочая программа факультативного курса на уровне 1 класса начального общего образования интегрирует знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.
РАЗДЕЛ 1. Я и моя семья (6 часов)
Кто я? Рассказ о себе. Мое имя. Значение имен. Происхождение имен, фамилий, отчеств. Однофамильцы.
Моя семья. Как появилась моя семья. Кто такие мои предки? Связь поколений. Любовь детей, уважение и почитание старших. Профессии родителей. Домашние обязанности взрослых и родителей. Взаимопомощь членов семьи. Забота.
Совместный досуг и отдых в семье. Любимые занятия ребят и родителей. Хобби. Какие традиции рождаются и чтутся в семье. Семейные праздники. Семейные реликвии. Любимые игры моей семьи.
РАЗДЕЛ 2. Мои друзья (3 часа)
Знакомство с понятиями «дружба», «настоящий друг». Роль дружбы в жизни человека. Как я провожу время с друзьями. Рассказ о любимых занятиях с друзьями.
Рассказ о первом дне в школе. Рассказ о первой учительнице. Правила поведения в школе. Школьная жизнь.
Достопримечательности нашего города. Игры с друзьями.
РАЗДЕЛ 3. Мой край – Ханты – Мансийская земля! (4 часа)
Города Югры. Наша столица – Ханты – Мансийск. История и достопримечательности столицы Югры.
Природа моего края. Животный и растительный мир Югры. Богатства Югры. Бережное отношение к природе.
История моего края. Кто такие ханты и манси. Культура, жилище, одежда, праздники коренных народов Сибири. Сказки народов ханты и манси.
Достопримечательности ХМАО. Памятники архитектуры. Игры народов севера.
РАЗДЕЛ 4. Моя страна – моя Россия (4 часа)
Моя Родина – Российская Федерация. Государственные символы (герб, флаг, гимн). Я – россиянин.
История России. Памятные места России. Достопримечательности России. История России в лицах. Мы – граждане великой страны. Игры народов России.
РАЗДЕЛ 5. Здоровый образ жизни. Полезные привычки (16 часов)
Режим дня.
Зарядка. Информация нужная и полезная. Подвижные игры. Спортивные игры.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение факультативного курса в 1 классе составляет 33 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- соблюдать правила изученных подвижных игр;
- с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
Раздел 1. Я и моя семья. | ||||||||||
Вводное занятие. Кто я? Моя семья. Что такое родословное дерево? Семейные традиции. Семейный отдых. Поколение первопроходцев Югры. Любимые игры моей семьи. | 6 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая |
| ||||||
Раздел 2. Мои друзья. | Практическая работа; | |||||||||
Мои друзья, мой двор, мой дом, мои соседи Моя школа. Мой класс. Мой родной город. Любимые игры моих друзей. | 3 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||||||
Раздел 3. Мой край - Ханты-Мансийская земля! | ||||||||||
Города Югры. Наша столица – Ханты-Мансийск. Мой любимый край – ХМАО – Югра. Моя Родина – Российская Федерация. Игры народов севера. | 4 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||||||
Раздел 4. Моя страна – моя Россия | ||||||||||
Памятные места России. Природа России. Животный мир. О России с любовью. Игры народов России. | 4 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||||||
Раздел 5. Здоровый образ жизни. Полезные привычки | ||||||||||
Режим дня. Зарядка. Информация нужная и полезная. Подвижные игры. Спортивные игры. | 16 | Оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | |||||||||
Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала |
| |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Мир вокруг нас" 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Мир вокруг нас" 5 класс...

Рабочая программа факультатива по геометрии «Геометрия вокруг нас» 9 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс
Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту:...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" 6 класс
Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Здорово быть здоровым» для обучающихся 3 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Здорово быть здоровым» для обучающихся 3 классов...
