РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Я и мир вокруг меня» для обучающихся 1 классов
рабочая программа по физкультуре

Беспалов Анатолий Игоревич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив  «Я и мир вокруг меня» для  обучающихся 1 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya_i_mir_vokrug_menya_2023_24_1_kl_.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования и молодежной политики
 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры‌‌

Муниципальное образование Советский район‌

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

__________

Протокол

от «» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________

от «» августа   2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___________

Приказ №

от «31» августа   2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатив  «Я и мир вокруг меня»

для  обучающихся 1 классов

г. Советский 2024‌ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  факультатива «Я  и  мир  вокруг  меня» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.

Цель программы: приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям здоровому образу жизни.

        Задачи:

  1. формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричасности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  2. воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  3. воспитание здорового образа жизни, нравственных качеств личности ребёнка;
  4. освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО  КУРСА  «Я и мир вокруг меня»

Построение программного материала    направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных  результатов освоения программы в контексте ФГОС.  Обучающиеся учатся  выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива  строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:

  1. Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
  2. Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
  3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
  4. Коммуникация.
  5. Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Используемые технологии обучения:

Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).

Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).

Игровые технологии  спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.

Виды деятельности:

  1. игровая;
  2. познавательная;
  3. частично-поисковая;
  4. социальное творчество.

Формы организации деятельности:

  1. познавательная беседа;
  2. экскурсия;
  3. игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная);
  4. художественного творчество (тематическое рисование, аппликация).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основными темами программы «Я и мир вокруг меня» являются: игры, семья, дружба, Родина, национальные традиции, природа родного края.  

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству;
  2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
  3. Формирование ценностного отношения к семье.  Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших.
  4. Воспитание ценностного отношения к природе. Ценности: ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами  факультативного  курса  с   учётом   возрастных особенностей   младших   школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения.  В тематическом планировании описывается программное содержание  курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.  

Рабочая программа факультативного  курса  на уровне 1 класса начального общего образования интегрирует знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.  

РАЗДЕЛ 1. Я и моя семья (6 часов)

Кто я? Рассказ о себе. Мое имя. Значение имен. Происхождение имен, фамилий, отчеств. Однофамильцы.  

Моя семья. Как появилась моя семья. Кто такие мои предки? Связь поколений. Любовь детей, уважение и почитание старших. Профессии родителей. Домашние обязанности взрослых и родителей. Взаимопомощь членов семьи. Забота.

Совместный досуг и отдых в семье. Любимые занятия ребят и родителей. Хобби. Какие традиции рождаются и чтутся в семье. Семейные праздники.  Семейные реликвии. Любимые игры моей семьи.

РАЗДЕЛ 2. Мои друзья (3 часа)

Знакомство с понятиями «дружба», «настоящий друг». Роль дружбы в жизни человека. Как я провожу время с друзьями. Рассказ о любимых занятиях с друзьями.

Рассказ о первом дне в школе. Рассказ о первой учительнице. Правила поведения в школе. Школьная жизнь.

Достопримечательности нашего города. Игры с друзьями.

РАЗДЕЛ 3. Мой край – Ханты – Мансийская земля! (4 часа)

Города Югры. Наша столица – Ханты – Мансийск. История и достопримечательности столицы Югры.

Природа моего края. Животный и растительный мир Югры. Богатства Югры. Бережное отношение к природе.

История моего края. Кто такие ханты и манси. Культура, жилище, одежда, праздники коренных народов Сибири.  Сказки народов ханты и манси.  

Достопримечательности ХМАО. Памятники архитектуры. Игры народов севера.

РАЗДЕЛ 4. Моя страна – моя Россия (4 часа)

Моя Родина – Российская Федерация. Государственные символы (герб, флаг, гимн). Я – россиянин.

История России. Памятные места России. Достопримечательности России. История России в лицах.  Мы – граждане великой страны. Игры народов России.

РАЗДЕЛ 5. Здоровый образ жизни. Полезные привычки (16 часов)

Режим дня.

Зарядка. Информация нужная и полезная. Подвижные игры. Спортивные игры.

МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ  

Общее число часов, отведённых на изучение факультативного  курса в 1 классе составляет 33 часа (1  час в неделю).  

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться.  

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала.  

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;  
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;  
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
  • воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
  • приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения;
  • оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
  • соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника;  
  • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • соблюдать  правила изученных подвижных игр;
  • с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Я и моя семья.

Вводное занятие. Кто я?

Моя семья.

Что такое родословное дерево?

Семейные традиции. Семейный отдых.

Поколение первопроходцев Югры. Любимые игры моей семьи.

6

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Практическая    

 

Раздел 2. Мои друзья.

Практическая работа;

Мои друзья, мой двор, мой дом, мои соседи

Моя школа. Мой класс.

Мой родной город. Любимые игры моих друзей.

3

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Творческая  работа  

 

Раздел 3. Мой край - Ханты-Мансийская земля!

Города Югры.

Наша столица – Ханты-Мансийск.

Мой любимый край – ХМАО – Югра.

Моя Родина – Российская Федерация. Игры народов севера.

4

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Творческая  работа  

 

Раздел 4. Моя страна – моя Россия

Памятные места России.

Природа России. Животный мир.

О России с любовью. Игры народов России.

4

Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Творческая  работа  

 

Раздел 5. Здоровый образ жизни. Полезные привычки

Режим дня.

Зарядка. Информация нужная и полезная. Подвижные игры. Спортивные игры.

16

Оценивать свои достижения,  осуществлять  взаимодействие  с  одноклассниками.

Практическая    

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала

  • Побуждение обучающихся соблюдать  общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
  • Демонстрация учителем  коммуникативной культуры в различных ситуациях.
  • Организация работы обучающихся с получаемой социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
  • Применение интерактивных и игровых форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
  • Применение форм  работы, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога.
  • Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с обучающимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга обучающимися).
  • Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих  самореализацию обучающихся и повышающих их самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 5 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Мир вокруг нас" 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Мир вокруг нас" 5 класс...

Рабочая программа факультатива по геометрии «Геометрия вокруг нас» 9 класс

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс

Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту:...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" 6 класс

Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив «Здорово быть здоровым» для обучающихся 3 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатив  «Здорово быть здоровым» для  обучающихся 3 классов...