Применение и использовании здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочных спортивных мероприятий.
методическая разработка по физкультуре

Рауш Любовь Ивановна

Цель применения здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику сохранение здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primeneniie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение и использовании

здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и

внеурочных спортивных мероприятий.

учитель физической культуры

 МАОУ  СОШ № 17имени Э.Есаяна

муниципального образования

 город-курорт Геленджик

Рауш Любовь Ивановна

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровье сберегающей деятельности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель - отличающий все здоровьесберегающие технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:

 - организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

 - реализация системы просветительской работы с учащимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, и здорового образа жизни;

- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;

- развитие и саморазвитие личности ребенка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

Для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы;

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий: физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя»; гимнастика (оздоровительная, корригирующая, дыхательная, профилактическая простудным заболеваниям); лечебная физическая культура, подвижные игры; современное развитие основ двигательных навыков; массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.

Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и дт.

К гигиеническим факторам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий являются  выполнение санитарно гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами ; личная и общественная гигиена (чистота тела, места занятий, спортивной формы и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучения детей приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при травмах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекционных и простудных заболеваний; правильное распределение нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки, аудио сопровождения уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно оздоровительные праздники здоровья; походы, экскурсии, через здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни, организационно-теоретические и практические занятия в родительских лекториях, в работе с педколлективом как обучение его в условиях инновационной образовательной технологии.

 Уроки физической культуры являются благоприятной почвой для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

При организации учебной деятельности слежу за тем, чтобы у детей были строго дозированные физические нагрузки. Использую методики чередования интенсивности и релаксации в обучении, а так же принцип наглядности, постепенности, доступности. Нагрузки даю с учётом возрастных особенностей учащихся. При построении урока учитываю физическую подготовленность учащихся, и их работоспособность. Соблюдаю гигиенические требования. Для детей также очень важен благоприятный эмоциональный настрой.

В начале учебного года на первых уроках провожу экспресс-диагностику состояния подготовленности и развития: антропометрические данные (рост, вес, сила кисти и др.) и уровень развития кондиционных качеств (скорость, сила, координация, гибкость и прыгучесть). Ориентируюсь на данные медицинского осмотра учащихся, что позволяет сделать соответствующие выводы и состоянии здоровья учащихся. На этих же уроках проходит ознакомление учащихся с санитарно-гигиеническими нормами - это подготовка места занятий (уборка беговых дорожек и место для разминки от посторонних предметов, которые могут стать причиной травм; соответствие спортивной формы погоде и времени года ее чистота); техника безопасности на уроках.

С целью формирования у ребят устойчивого интереса к своему здоровью на теоретических занятиях провожу различные мероприятия по пропаганде ЗОЖ в форме бесед, викторин, кроссвордов и др.

Уроки кроссовой подготовки, занятия по легкой атлетике и спортивным играм на свежем воздухе, используя оздоровительные силы природы.

Систематические занятия, прогулки, экскурсии на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья, улучшению самочувствия ребят, желанию заниматься физическими упражнениями, сокращению числа пропусков занятий, и как следствие – качество усвоения изучаемого материала по предметам.

Благоприятная почва для использования средств данной технологии - это внеурочное мероприятие. В нашей школе проводятся систематически спортивно-массовые мероприятия, прививающие навыки ЗОЖ:

  • спортивные состязания «Мы – за здоровый образ жизни!», как альтернатива вредным привычкам;
  • Дни Здоровья;
  • спортивные соревнования по видам спорта;
  • туристические слеты, походы и многие другие мероприятия.

Реализованные  мною средства здоровьесберегающих  технологий в форме классно-урочных занятий и внеклассной оздоровительной работы, где направленность целей и технологий  соответствует гигиеническим и экологическим требованиям, наличие моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, способствуют сокращению количества ребят, отнесенных к специальной и медицинской подготовительным группам. Наметилась устойчивая тенденция улучшения здоровья учащихся; повысился уровень физической подготовленности; увеличился охват детей различными формами физкультурно-оздоровительной работы; повысился уровень информированности школьников о ЗОЖ, о культуре здоровья; повысился уровень мотивации к занятиям физической культуры и спорта. Благодаря инновационным здоровьесберегающим технологиям мною удалось привлечь к внеурочным занятиям и спортивным мероприятиям учащихся отнесенных к социально опасной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В статье рассматривается возможность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в условиях СПО»

Необходимым условием развития личности обучающегося является достаточная двигательная активность. До 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Произвольная дв...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...