Методическая разработка на тему: «Воспитательная система работы с детьми в спортивной школе»
методическая разработка по физкультуре
Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой воспитательной системы и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Воспитательные системы могут сложиться в отдельных учебных заведениях, населённых пунктах (микрорайон, село, город) и также в масштабах страны. По типу организации выделяются воспитательные системы: авторитарные и гуманистические. Любая воспитательная система проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие воспитательной системы – педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы. Основным критерием педагогической целесообразности воспитательной системы является самочувствие ребёнка, его личностное развитие и умение педагогического коллектива наилучшим образом организовывать воспитательный процесс.
Воспитательная система – целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система – это целостный социально-психолого-педагогический процесс в образовательном учреждении, имеющий собственную логику развития, общие функции и направленность на достижение непротиворечивого единства педагогических, детских и семейных целей и способный обеспечивать развитие всем своим участникам (субъектам). Если, например, в школе создана воспитательная система, она начинает опосредованно, вне воли педагога и его вмешательства, влиять на детей, как бы сама их «воспитывать». Дети, вовлеченные в воспитательную систему, руководствуются «духом школы», «укладом жизни школы», системой принятых норм и ценностей.
Воспитательная система позволяет эффективнее использовать педагогический потенциал. Набор компонентов воспитательной системы любого образовательного учреждения одинаков. Но их состояние, включенность в педагогический процесс, соотношение между собой, последовательность функционирования и т.д., делают разными системы, ибо лишь в результате взаимодействия складываются системные качества и возникает так называемый «воспитательный уклад» образовательного учреждения, определяющий воспитательный эффект. Системные качества воспитательной системы: полнота необходимых компонентов и их включенность в процесс воспитания; связь между ними и взаимозависимые отношения; управляемость и способность к изменениям и развитию; наличие ведущего приоритетного звена. Придание этих качеств, включенным в систему компонентам и дает дух образовательного учреждения, формирует его «лицо», оживляет систему, делает воспитательный уклад именно воспитывающим.
Воспитание – это творческий процесс, при котором педагоги, учащиеся и их родители целенаправленно воздействуют на ребенка для улучшения освоения им социальных и культурных ценностей, развития и самореализации личности. При этом они стараются создавать благоприятные условия для осуществления этого процесса. Воспитательная система – это совокупность компонентов, которые при взаимодействии способны целенаправленно и эффективно вырастить из учеников гармонично развитую и незаурядную личность, способную мыслить, трудиться и постоянно совершенствоваться.
Из каких компонентов состоит воспитательная система школы? Прежде всего, это:
- определенные задачи, для решения которых создается специальная система;
- деятельность, обеспечивающая успешное решение этих задач;
- субъекты, организующие и участвующие в этой деятельности;
- отношения, возникающие во время данной деятельности, интеграция субъектов в социуме;
- непосредственная среда, в которой развиваются субъекты;
- управление, которое интегрирует компоненты в систему и развивает ее.
Воспитательная система школы сугубо индивидуальна, она создается в каждом учреждении образования и не может быть перенесена из одного в другое. Она зависит от факторов, присущих тому или иному учебному заведению, к которым относятся:
- задачи и идеи, ради которых создавалась школа;
- воспитательный потенциал коллектива педагогов и руководства;
- тип учебного заведения (профессиональная направленность);
- материальная база для воспитания подрастающего поколения;
- социальный заказ родительского коллектива;
- особенности среды, из которой в большинстве своем выходят обучающиеся.
Воспитательная система школы условно делится на 4 этапа, от которых напрямую зависит успех проводимой деятельности. К первому из них можно отнести становление воспитательной системы. На этом этапе формируется педагогический коллектив, способный осуществлять успешный процесс положительного воздействия на обучающихся. Этот коллектив должен быть единым и гуманным для создания хорошего микроклимата.
Воспитательная система школы и ее дальнейшее формирование очень сильно зависит от планомерности прохождения первого этапа, поскольку именно в этот период начинает создаваться педагогический коллектив, вырабатывается основная концепция, формируются цели воспитания. Этот процесс должен быть таким, чтобы выпускник, окончивший эту школу, обладал теми качествами, которые были сформированы на первом этапе и прочно закрепились на всех последующих.
Система воспитательной работы на втором этапе характеризуется отработкой ее структуры и деятельности. В это время усиленно развивается общешкольный коллектив, улучшается общение между детьми разного возраста, развивается инициатива и начинают зарождаться школьные традиции.
Педагог на втором этапе должен обладать навыками психолога, поэтому школа нуждается в профессионале, готовом оказать социально-психологическую помощь. Необходимо следить за самочувствием детей и подростков, за их отношением к происходящим вокруг событиям, за тем, как они участвуют в различных мероприятиях, и какие эмоции играют для них главенствующую роль.
На третьем этапе система воспитательной работы подходит к своему завершению. Детей начинает интересовать значительно больше, нежели они получают на учебном занятии. Учебная и внеучебная деятельность начинает интегрировать, и группа переходит в новое, более качественное состояние.
На четвертом этапе задачи усложняются, а цели совершенствуются. Отношения между детьми становятся более разнообразными и разветвленными. У обучающихся и педагогов начинает проявляться общее чувство гордости за школу и понимание одних и тех же задач. На этом заключительном этапе педагоги поднимают систему на новый уровень развития. Воспитательная система – это получение эффективного результата в процессе взаимодействия педагогического коллектива и обучающихся, поэтому от ее организации в дальнейшем будет зависеть то, насколько совершенным станет наше общество.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 174.41 КБ |
Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик
Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...

Система работы с детьми в школе по предмету физическая культура.
"Формирование учебно- исследовательской и творческой деятельности школьника"Главная цель- стимулировать познание и работу учащихся.Нам всем так важно знать насколько мы успешны.Степень успешност...

Методическая разработка По теме: «Воспитательный процесс в среднем специальном учебном заведении»
В методической разработке рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса в СПО и взаимодействия участников воспитательного процесса в СПО....
Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе.
Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ».
Работа предназначена для логопедов-практиков, нуждающихся в практических методах коррекции ОНР 1-ого уровня развития речи....

Методическая разработка по формам и методам работы с детьми из социально неблагополучных семей
Данная методическая разработка поможет при построении работы в обучении с детьми из социально неблагополучных семей...

