РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУКОПАШНЫЙ БОЙ
рабочая программа по физкультуре
Программа для детско-юношеской спортивной школы единоборств города Ставрополя по рукопашному бою составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-фз, типовым Положением об образовании детей - Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233, нормативными документами Министерства образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.95 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г.
При работе над данной программой учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов рекомендованных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), приказом Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), приказом Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ», Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (М.: Советский спорт, 2004)
Учебная программа рассчитана на 2-3 года обучения в группах спортивно-оздоровительных, 2-3 года обучения в группах начальной подготовки (НП) и 4-5 лет для учебно-тренировочных групп (УТГ). При спортивной школе могут быть созданы спортивно-оздоровительные группы. Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, оплата труда тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливаются администрацией в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще);
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий рукопашным боем.
Основные задачи этапа начальной подготовки:
- вовлечение максимального числа детей и подростков в системуспортивной подготовки по рукопашному бою;
- развитие физических качеств и общей физической подготовки;
- изучение базовой техники рукопашного боя;
- гармоничное развитие волевых и морально-этических качеств личности;
- формирование потребности в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни.
Основные задачи учебно-тренировочного этапа.
В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства по рукопашному бою, к которым относятся:
- укрепление здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности;
- совершенствование технико-тактического арсенала и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;
- воспитание специальных психических качеств.
Педагогический процесс, как любой процесс управления, требует обязательной обратной связи, функцию которой выполняет тренерско-педагогический контроль. Многообразие его форм (опрос, наблюдение, отслеживание развития двигательных способностей и т.д.) даёт возможность корректировки и оценки эффективности учебного процесса. Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения теоретических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и специальной подготовленности, уровне формирования тактико-технических каждого спортсмена. Он органически входит в каждое занятие. Тренерско-педагогический контроль осуществляется тренерским составом ДЮСШЕ.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию физических, специальных и тактико-технических качеств определены для каждого этапа обучения и изложены в программе.
Предусмотренный в годовых планах для каждого этапа подготовки объем часов на каждый раздел является примерным и подлежит уточнению и корректировке применительно к климатическим условиям и состоянию материально- технической базы, уровню подготовки спортсменов и календарному плану соревнований.
Весь арсенал эффективных средств и методов обучения должен быть использован для того, чтобы по достижению 18 лет каждый спортсмен выполнил норматив КМС и 15-20 % норматив МС России по рукопашному бою, был готов работать тренером-преподавателем по рукопашному бою в учебных заведениях края.
Врачебный контроль за состоянием здоровья спортсменов организуется и проводится в соответствии с требованиями, установленными приказом Минздрава России от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры». Ответственность за своевременное проведение медицинского обследования возлагается на директора учебного заведения. Медицинское обследование проводится в начале и середине каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесённых заболеваний или длительных перерывов в занятиях. Для практических занятий на основании медицинских данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности спортсмена распределяют на основную и реабилитационную группы. Спортсмены основной и реабилитационной групп могут заниматься вместе, но при дифференцированном подходе к возможностям освоения учебного материала и тренировочной нагрузки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЕДИНОБОРСТВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУКОПАШНЫЙ БОЙ
Срок обучения:
Спортивно оздоровительный этап 1-2-3 года
Начальная подготовка 2-3 года
Учебно-тренировочный этап 4 года и более
Учитель ФК МБОУ СОШ №34 : Первых А.Н.
г.Ставрополь, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика программы.
Программа для детско-юношеской спортивной школы единоборств города Ставрополя по рукопашному бою составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-фз, типовым Положением об образовании детей - Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233, нормативными документами Министерства образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.95 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г.
При работе над данной программой учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов рекомендованных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), приказом Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), приказом Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ», Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (М.: Советский спорт, 2004)
Учебная программа рассчитана на 2-3 года обучения в группах спортивно-оздоровительных, 2-3 года обучения в группах начальной подготовки (НП) и 4-5 лет для учебно-тренировочных групп (УТГ). При спортивной школе могут быть созданы спортивно-оздоровительные группы. Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, оплата труда тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливаются администрацией в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще);
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий рукопашным боем.
Основные задачи этапа начальной подготовки:
- вовлечение максимального числа детей и подростков в системуспортивной подготовки по рукопашному бою;
- развитие физических качеств и общей физической подготовки;
- изучение базовой техники рукопашного боя;
- гармоничное развитие волевых и морально-этических качеств личности;
- формирование потребности в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни.
Основные задачи учебно-тренировочного этапа.
В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства по рукопашному бою, к которым относятся:
- укрепление здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности;
- совершенствование технико-тактического арсенала и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;
- воспитание специальных психических качеств.
Педагогический процесс, как любой процесс управления, требует обязательной обратной связи, функцию которой выполняет тренерско-педагогический контроль. Многообразие его форм (опрос, наблюдение, отслеживание развития двигательных способностей и т.д.) даёт возможность корректировки и оценки эффективности учебного процесса. Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения теоретических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и специальной подготовленности, уровне формирования тактико-технических каждого спортсмена. Он органически входит в каждое занятие. Тренерско-педагогический контроль осуществляется тренерским составом ДЮСШЕ.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию физических, специальных и тактико-технических качеств определены для каждого этапа обучения и изложены в программе.
Предусмотренный в годовых планах для каждого этапа подготовки объем часов на каждый раздел является примерным и подлежит уточнению и корректировке применительно к климатическим условиям и состоянию материально- технической базы, уровню подготовки спортсменов и календарному плану соревнований.
Весь арсенал эффективных средств и методов обучения должен быть использован для того, чтобы по достижению 18 лет каждый спортсмен выполнил норматив КМС и 15-20 % норматив МС России по рукопашному бою, был готов работать тренером-преподавателем по рукопашному бою в учебных заведениях края.
Врачебный контроль за состоянием здоровья спортсменов организуется и проводится в соответствии с требованиями, установленными приказом Минздрава России от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры». Ответственность за своевременное проведение медицинского обследования возлагается на директора учебного заведения. Медицинское обследование проводится в начале и середине каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесённых заболеваний или длительных перерывов в занятиях. Для практических занятий на основании медицинских данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности спортсмена распределяют на основную и реабилитационную группы. Спортсмены основной и реабилитационной групп могут заниматься вместе, но при дифференцированном подходе к возможностям освоения учебного материала и тренировочной нагрузки.
Настоящая программа состоит из двух частей:
1-я часть программы - нормативная, которая включает количественные рекомендации по группам занимающихся общефизической, специально-физической, технико-тактической, теоретической подготовкой, а также систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику по годам обучения на этапах НП и УТГ. Особое внимание уделено контрольно-переводным нормативам по годам обучения.
2-я часть программы - методическая, которая включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему тренировочных и соревновательных нагрузок, содержит практические материалы и методические разработки по организации, проведению учебно-тренировочных занятий, медицинского и педагогического контроля.
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
В настоящей программе выделено три этапа спортивной подготовки:
- спортивно-оздоровительный этап (СО);
- этап начальной подготовки (НП);
- учебно-тренировочный этап (УТ).
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных, с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 6-17 лет.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 10-летнего возраста, желающие заниматься рукопашным боем и имеющие письменное разрешение от врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники борьбы, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап и сдача квалификационной обязательной программы.
Группы учебно-тренировочного этапа подготовки формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую начальную подготовку не менее 1 года и выполнивших проверочные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на УТ этапе осуществляется при условии выполнения контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.
1.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обусловливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.
Минимальный возраст для зачисления учащихся в учебные группы - 10 лет. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.
Превышение рекомендуемой недельной учебно-тренировочной нагрузки не допускается (см. табл. 1-8).
Количество установленных в отделении учебных групп (начальной подготовки, учебно-тренировочных) является минимальным.
На период учебно-тренировочных сборов (в оздоровительно-спортивном лагере) численность обучаемых в учебных группах и режим учебно-тренировочной работы устанавливаются в соответствии с численностью обучаемых и режимами работы специализированных классов.
В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.
Таблица 1.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической,
технической и спортивной подготовке
Наименование этапа | Год обучения | Начальный возраст зачисления | Минимальное число учащихся в группе | Минимальное кол-во часов в неделю | Требования физической, технической спортивной подготовки на конец учебного года |
Спортивно-оздоровительный | Весь период | 6-17 | 15 | 6 | Выполнение нормативов ОФП |
Начальной подготовки | До 1-го года | 10 | 15 | 6 | Выполнение нормативов ОФП, СФП |
Свыше года | 14 | 9 | Выполнение нормативов ОФП, СФП | ||
Учебно-тренировочный | До 2-х лет | 10 | 12 | Выполнение нормативов ОФП, СФП | |
Свыше 2-х лет | 10 | 18 | Выполнение нормативов ОФП, СФП, результат КМС |
Таблица 2.
Учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШЕ
№ п/п | Разделы подготовки | Этапы подготовки | ||||
СО | НП | УТ | ||||
Весь период | До 1-го года | Свыше 1-го года | До 2-х лет | Свыше 2-х лет | ||
1 | Общая физическая подготовка | 178 | 178 | 249 | 256 | 263 |
2 | Специальная физическая подготовка | 90 | 60 | 90 | 142 | 263 |
3 | Технико-тактическая подготовка | 30 | 60 | 113 | 170 | 350 |
4 | Теоретическая подготовка | 6 | 6 | 6 | 22 | 24 |
5 | Контрольно-переводные испытания | 4 | 4 | 6 | 12 | 12 |
6 | Контрольные соревнования | 6 | 8 | |||
7 | Инструкторская и судейская практика | - | - | - | 4 | 6 |
8 | Восстановительные мероприятия | - | - | - | 8 | 10 |
9 | Медицинское обследование | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов | 312 | 312 | 468 | 624 | 936 | |
*При составлении учебного плана режим учебно-тренировочной работы устанавливается из расчета 46 недель занятий в условиях школы и в период летнего активного отдыха - 6 недель в условиях летнего лагеря или по индивидуальной программе.
Таблица 3.
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)
Подготовка | Этапы подготовки | ||||
СО | НП | УТ | |||
Весь период | До 1-го года | Свыше 1-го года | До 2-х лет | Свыше 2-х лет | |
Общая физическая | 60 | 60 | 55 | 45 | 30 |
Специальная физическая | 30 | 20 | 20 | 25 | 30 |
Технико-тактическая | 10 | 20 | 25 | 30 | 40 |
Таблица 4.
Показатели соревновательной нагрузки (количество соревнований)
Виды соревнований | Этапы подготовки | |||||
НП | УТ | СС | ||||
До 1-го года | Свыше 1-го года | До 2-х лет | Свыше 2-х лет | До 1-го года | Свыше 1-го года | |
Контрольные | 1 | 2 | 4 | 4 | ||
Отборочные | 1 | 2 | 3 | 3 | ||
Основные | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Главные | 1 | 2 | 2 | 2 | ||
Таблица 5.
Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
Контрольные упражнения | Возраст 13-15 лет |
Общая физическая подготовка |
|
Техническая подготовка | Владение техникой страховки при падении. Выполнение основных атакующих и защитных действий в стойке и в борьбе лежа |
Таблица 6.
Контрольные нормативы по годам обучения на учебно-тренировочном этапе (юноши)
Контрольные упражнения | До 1-го года | Свыше 2-х лет |
Общая физическая подготовка |
|
|
Специальная физическая подготовка |
|
|
Технико-тактическая подготовка | Выполнение основных атакующих действий рукопашного боя. Выполнение приемов по программе первого тура с оценкой не ниже 6 баллов | Выполнение основных технико-тактических действий рукопашного боя в соревновательных условиях |
Таблица 7.
Контрольные нормативы для зачисления на этап спортивного совершенствования
Контрольные упражнения | До 1-го года |
Общая физическая подготовка |
|
Специальная физическая подготовка |
|
Технико-тактическая подготовка | Эффективное выполнение техники рукопашного боя в соревновательных условиях. Владение основными атакующими защитными и контратакующими действиями рукопашного боя. Владение тактическими навыками ведения поединка в условиях соревнований, соревновательного турнира. |
Спортивные результаты | КМС |
Таблица 8.
Индивидуальная карта спортсмена.
Ф.И.О. ______________________________________________________________________
Дата и место рождения_________________________________________________________
Год, месяц начала занятия спортом _________, избранным видом спорта_______________
Учебные группы, год обучения | Дата обследования | Физическое развитие | Физическая подготовленность | Тренировочная и соревновательная деятельность | Лучшие спортивные результаты | |||||||||||||
Рост, см | Масса тела, кг | Длина стопы, см | Сила сгибателей кисти, кг | ЖЕЛ | МПК | Заключение врача | Общая | Специальная | Количество | |||||||||
Мл/мин | Мл/мин кг | Бег на 30 м (с) | Прыжок в длину с места (см) | Челночный бег 3x10 м (с) | Подтягивание на перекладине (кол-во повторений) | Бег на 1000 м (с) | Контрольно-переводные нормативы | Тренировочных дней/ занятий | Соревновательных дней | |||||||||
Исходные данные при зачислении в ДЮСШ | ||||||||||||||||||
Этап начальной подготовки: 1 -й год 2-й год 3-й год | ||||||||||||||||||
Учебно-тренировочный этап: 1 -й год 2-й год 3-й год | ||||||||||||||||||
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.
В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной педагогики:
- строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
- возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
- непрерывное совершенствование качества технических действий (техники);
- соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки;
- правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимающихся (половое созревание юных спортсменов);
- развитие основных физических качеств на всех этапах многолетней подготовки спортсменов в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
В технической подготовке могут быть использованы различные методы: целостный (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим овладением его отдельными фазами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение фазам и элементам движения и их сочетание в единое целое). В данной программе предложен принцип целостного обучения.
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Многолетнюю подготовку от новичка до профессионала целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему с множеством переменных, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.
Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т. д.). В процессе многолетних занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.
Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).
Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечивать гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
Основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта являются приобретенные умения и навыки, всестороннее физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей организма. С увеличением возраста и ростом уровня подготовленности юных спортсменов в общем тренировочном объеме тренировок постепенно уменьшается доля общей физической подготовки и возрастает доля специальной. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. В течение многолетних тренировок юные спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
2.1.1. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Значительное омоложение, происшедшее в спорте в последние годы (начало тренировок с 5-6 лет и даже с более раннего возраста), создало предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.
Основная цель этого этапа - обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающих и специальных упражнений своего вида). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов: легкой атлетики, акробатики, спортивных игр и единоборств.
Школы в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая работоспособность практически не растет. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, усилит их интерес к занятиям спортом.
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки для укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку:
- отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации физическим нагрузкам (вообще);
- возрастные особенности физического развития, представленные табл. 9.
Основные тренировочные средства:
- общеразвивающие упражнения (с целью формирования общих двигательных навыков и умений);
- подвижные игры и игровые упражнения;
- элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты и др.);
- прыжки и прыжковые упражнения;
- метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);
- силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий).
Основные методы выполнения упражнений:
- игровой;
- повторный;
- равномерный;
- круговой;
- соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).
Основные направления тренировки:
спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок к успешной специализации в рукопашном бою. На этом этапе происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом;
на данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% собственного веса;
упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.
Основные средства и методы тренировки:
- главное средство в занятиях с детьми этого возраста - подвижные игры;
- для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить занятия и тренировки более организованно и целенаправленно;
- комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.
Применение названных средств при преимущественном использовании упражнений, направленных на развитие быстроты (50% основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.
Выполнение упражнений, нацеленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений для развития быстроты применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами для развития быстроты включают игровые упражнения, способствующие совершенствованию этого качества.
Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, используют во второй половине урока, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности дополняют силовыми играми и игровыми упражнениями.
В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на рукопашный бой большое внимание необходимо уделять акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой - на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.
Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе:
- в большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий);
- методы упражнений игровой и соревновательный;
- при изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр, показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение - элементарным и простым.
Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через препятствие т.д. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.
Обучение технике рукопашного боя на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам:
- стойкам;
- передвижениям;
- ударам руками и ногами;
- приемам самостраховки при падениях;
- способам защиты;
- формам и способам захвата соперника;
- способам выведения из равновесия;
- ведущим элементам технических действий.
Методика контроля на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов - педагогических, медико-биологических и пр. (см. раздел «Комплексный контроль»).
Комплекс методик позволит определить:
- состояние здоровья юного спортсмена;
- уровень физического развития (по показателям телосложения);
- степень тренированности;
- уровень подготовленности;
- величину выполненной тренировочной нагрузки.
На основе полученной информации тренер должен вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
Таблица 9.
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств.
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст (лет) | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Рост | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | + | + | + | |||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Сила | + | + | + | + | |||||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | + | |||||
Анаэробные возможности | + | + | + | ||||||||
Гибкость | + | + | + | + | + | + | |||||
Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Таблица 10.
Годовой план распределения учебных часов для спортивно-оздоровительных (СО) этапов
Месяц Наименование | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Теоретические занятия | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - |
Общая физическая подготовка | 15 | 15 | 16 | 13 | 14 | 10 | 15 | 15 | 15 | 16 | 17 | 17 |
Специальная физическая подготовка | 7 | 7 | 8 | 7 | 7 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Технико-тактическая подготовка | - | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Восстановительные мероприятия | ||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | ||||||||||||
Медицинский контроль | 2 | 2 | ||||||||||
Зачетные требования | 2 | 2 | ||||||||||
Всего за месяц | 27 | 24 | 27 | 24 | 24 | 18 | 27 | 28 | 26 | 29 | 28 | 30 |
Всего за год | 312 | |||||||||||
2.1.2. ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Основные направления тренировки
Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.
Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.
Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение именно для рукопашного боя.
На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.
Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в рукопашном бою. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.
Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в рукопашном бою и проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.
Основная цель тренировки - утверждение в выборе спортивной специализации – рукопашный бой и овладение основами техники.
Основные задачи:
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;
- постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;
- обучение технике рукопашного боя;
- повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;
- отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий рукопашным боем.
Факторы, ограничивающие нагрузку:
- недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
- возрастные особенности физического развития;
- недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.
Основные средства:
- подвижные игры и игровые упражнения;
- общеразвивающие упражнения;
- элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);
- всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
- метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);
- скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
- гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
- школа техники рукопашного боя и изучение обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);
- комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).
Основные методы выполнения упражнений:
- игровой;
- повторный;
- равномерный;
- круговой;
- контрольный;
- соревновательный.
Особенности обучения.
Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.
В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом).
Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).
Методика контроля
Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения.
Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.
При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений: контрольные упражнения проводятся в течение одного дня; упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость.
В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.
Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.
Врачебный контроль
Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:
- углубленное медицинское обследование (2 раза в год);
- медицинское обследование перед соревнованиями;
- врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;
- контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.
Участие в соревнованиях
Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество на данном этапе обучения отдается игровым соревновательным методам (игровые комплексы представлены в разделе «Специализированные игровые комплексы»).
Таблица 11.
Годовой план распределения учебных часов для этапа НП (до 1-го года)
Месяц Наименование | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Теоретические занятия | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - |
Общая физическая подготовка | 15 | 15 | 16 | 13 | 14 | 10 | 15 | 15 | 15 | 16 | 17 | 17 |
Специальная физическая подготовка | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 6 | 7 | 6 |
Технико-тактическая подготовка | 2 | 5 | 5 | 6 | 6 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 4 |
Восстановительные мероприятия | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Медицинский контроль | 2 | 2 | ||||||||||
Зачетные и переводные требования | 2 | 2 | ||||||||||
Всего за месяц | 24 | 25 | 27 | 24 | 26 | 20 | 27 | 26 | 25 | 30 | 29 | 29 |
Всего за год | 312 | |||||||||||
Таблица 12.
Годовой план распределения учебных часов для этапа НП (свыше 1-го года)
Месяц Наименование | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Теоретические занятия | 0,5 | 0,5- | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - |
Общая физическая подготовка | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 15 | 21 | 21 | 20 | 24 | 24 | 24 |
Специальная физическая подготовка | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 5 | 8 | 8 | 8 | - | 9 | 9 |
Технико-тактическая подготовка | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 7 | 10 | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 |
Восстановительные мероприятия | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Медицинский контроль | 2 | 2 | ||||||||||
Зачетные и переводные требования | 3 | 3 | ||||||||||
Всего за месяц | 42,5 | 37,5 | 38 | 36 | 37 | 28 | 40 | 40 | 38 | 47 | 42 | 42 |
Всего за год | 468 | |||||||||||
2.1.3. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫИ ЭТАП
Основные задачи:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- развитие специальных физических качеств;
- овладение основами техники и ее совершенствование;
- освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;
- приобретение и накопление соревновательного опыта.
На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает подготовительный и соревновательный периоды. Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.
При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности.
В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а также задачи выполнения контрольных нормативов. На этом этапе многолетней подготовки годовой макроцикл может строиться по схеме с двумя основными соревнованиями.
Годовой план распределения учебных часов для УТ этапа подготовки (1 - 2-й год)
Месяц Наименование | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Теоретические занятия | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общая физическая подготовка | 26 | 24 | 20 | 20 | 18 | 18 | 18 | 22 | 20 | 22 | 24 | 24 |
Специальная физическая подготовка | 10 | 12 | 14 | 14 | 14 | 10 | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 10 |
Технико-тактическая подготовка | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 14 | 16 | 16 | 12 | 10 | 10 | 12 |
Восстановительные мероприятия | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | |
Медицинский контроль | 2 | 2 | ||||||||||
Зачетные и переводные требования | 4 | 4 | 6 | |||||||||
Всего за месяц | 60 | 58 | 52 | 55 | 52 | 45 | 52 | 54 | 53 | 47 | 47 | 49 |
Всего за год | 624 | |||||||||||
Таблица 14.
Годовой план распределения учебных часов для УТ этапа подготовки (свыше 2-х лет)
Месяц Наименование | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Теоретические занятия | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общая физическая подготовка | 24 | 20 | 18 | 16 | 16 | 17 | 17 | 19 | 22 | 36 | 30 | 28 |
Специальная физическая подготовка | 24 | 26 | 29 | 30 | 28 | 26 | 24 | 14 | 14 | 14 | 18 | 18 |
Технико-тактическая подготовка | 32 | 34 | 34 | 32 | 30 | 28 | 32 | 32 | 28 | 20 | 22 | 26 |
Восстановительные мероприятия | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | 4 |
Медицинский контроль | 2 | 2 | ||||||||||
Зачетные и переводные требования | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
Всего за месяц | 88 | 83 | 86 | 81 | 79 | 74 | 78 | 73 | 72 | 74 | 72 | 80 |
Всего за год | 936 | |||||||||||
2.2. ПЛАН-СХЕМА ГОДОВОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ
Современное представление о планировании годовых циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 6 блоков построения недельных микроциклов:
|
|
Мезоцикл - это структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.
Макроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы:
- фаза приобретения спортивной формы;
- фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;
- фаза некоторой утраты спортивной формы.
Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
На этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке. На этих этапах подготовки важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного стереотипа (см. табл. 10-12).
Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники целостных упражнений, а не их отдельных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению технического, тактического арсенала рукопашного боя. На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает периоды:
- подготовительный;
- соревновательный;
- переходный.
Для спортсменов до 2-х лет обучения главное внимание продолжает уделяться разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.
При планировании годовых циклов для спортсменов свыше 2-х лет обучения в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на их основе повышения уровня специальной физической работоспособности.
Продолжительность подготовительного периода 6-9 недель. Этот период подразделяется на два этапа - общей подготовки и специальной подготовки. Распределение тренировочных средств осуществляется с помощью недельных микроциклов. В них предусматривается определенная последовательность и повторяемость занятий разной направленности и нагрузки.
На первом этапе подготовительного периода ставятся задачи:
- повышения уровня общей физической подготовленности, развития силы, быстроты, выносливости, расширение арсенала двигательных навыков;
- овладения основными элементами техники: падениями, самостраховкой, захватами, ударами, защитами, передвижениями и т.д.;
- накопление теоретических знаний.
Для данного этапа характерен достаточно большой объем тренировочной нагрузки.
На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствование техники, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные поединки. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых качеств.
В соревновательном периоде основная задача - участие в подходящих, контрольных и основных соревнованиях.
Таблица 15.
Вариант построения тренировочного процесса в годовом цикле
с двумя основными соревнованиями (для УТ и СС групп)
Подготовительный период | Соревноват. период | Переходн. период | Подготовительный период | Соревноват. период | Переходн. период | |||||||||||
I | II | III | I | II | III | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
месяцы | ||||||||||||||||
Успешный результат в соревнованиях обеспечивается стабильно высоким уровнем общей и специальной подготовленности поэтому соотношение средств подготовки должно соответствовать значимости соревнования.
2.2.1. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ НЕДЕЛЬНЫХ МИКРОЦИКЛОВ ДЛЯ УТ ЭТАПОВ
Развивающий физический (РФ) микроцикл (табл. 16). Задачи РФ микроцикла:
- повышение уровня общей физической подготовленности (развитие силы, быстроты, выносливости);
- изучение и совершенствование техники рукопашного боя, уделяя основное внимание комбинациям технических действий.
Таблица 16.
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в РФ микроцикле
Дни недели | Средства тренировки | % от времени тренировки |
Понедельник | ОФП СП СорП | 64 36 - |
Вторник | ОФП СП СорП | 100 - - |
Среда | ОФП СП СорП | 45 30 25 |
Четверг | ОФП СП СорП | 100 - - |
Пятница | ОФП СП СорП | 48 42 10 |
Суббота | ОФП СП СорП | 100 + парная баня, массаж |
Воскресенье | Активный отдых | |
Развивающий технический (РТ) микроцикл (табл. 17). Задачи РТ микроцикла:
- продолжение развития физических качеств;
- совершенствование техники рукопашного боя в процессе тренировки;
- совершенствование техники рукопашного боя в условиях учебных и учебно-тренировочных поединков.
Таблица 17.
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в РТ микроцикле
Дни недели | Средства тренировки | % от времени тренировки |
Понедельник | ОФП СП СорП | 40 44 16 |
Вторник | ОФП СП СорП | 22 64 14 |
Среда | ОФП СП СорП | 35 51 14 |
Четверг | ОФП СП СорП | 33 67 - |
Пятница | ОФП СП СорП | 25 50 25 |
Суббота | ОФП СП СорП | 100 + парная баня, массаж - |
Воскресенье | Активный отдых | |
Контрольный недельный (К) микроцикл (табл. 18). Задачи К микроцикла:
- контроль функциональной подготовленности;
- надежность выполнения технико-тактических действий в соревновательных режимах.
Таблица 18.
Процентное распределение времени тренировки по средствам подготовки в К микроцикле
Дни недели | Средства тренировки | % от времени тренировки |
Понедельник | ОФП СП СорП | 15 73 12 |
Вторник | ОФП СП СорП | 80 20 - |
Среда | ОФП СП СорП | 25 60 15 |
Четверг | ОФП СП СорП | 40 60 - |
Пятница | ОФП СП СорП | 32 48 20 |
Суббота | ОФП СП СорП | 76 24 + парная баня, массаж |
Воскресенье | Активный отдых | |
2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
2.3.1. КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕСТИРОВАНИЮ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Тестирование общей физической подготовленности осуществляется два раза в год - в начале и в конце учебного года.
Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:
- бег на 30 м выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов; в каждом забеге участвуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды; разрешается только одна попытка;
- прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности; учащийся встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно и толчком двумя ногами и взмахом рук совершает прыжок; приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление; измерение осуществляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, фиксируется лучший результат из трех попыток в сантиметрах;
- челночный бег 4x20 м выполняется с максимальной скоростью; учащийся встает у стартовой линии лицом к стойкам, по команде добегает до стойки, касается ногой за линией, время фиксируется до десятой доли секунды; разрешается одна попытка (при случайном падении участника может быть дана дополнительная попытка);
- подтягивание на перекладине из положения виса выполняется максимальное количество раз, хватом сверху, и.п.: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах; подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок находится выше уровня перекладины; каждое последующее подтягивание выполняется из и.п.; запрещены движения в тазобедренных и коленных суставах и попеременная работа рук;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется максимальное количество раз; и.п. - упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию; выполнение засчитывается, когда учащийся, коснувшись грудью пола, возвращается в и.п.; при выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах;
- бег на 1000 м проводится на дорожке стадиона; время фиксируется с точностью до 0,1 с;
- поднимание туловища из положения лежа на спине, колени согнуты; разрешается использование спортивных матов; поднимание засчитывается, когда спина учащегося полностью отделится от мата, а колени коснутся груди, ноги закреплены.
2.3.2. КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕСТИРОВАНИЮ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Комплекс контрольных упражнений по специальной физической подготовленности включает следующие тесты:
- 6 прямых ударов правой рукой; спортсмен из боевой левосторонней стойки наносит 6 прямых ударов правой рукой по мешку в область туловища; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара по мешку;
- 6 прямых ударов левой рукой; спортсмен из боевой правосторонней стойки наносит 6 прямых ударов левой рукой по мешку в область туловища; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара по мешку (на основании тестирования особенностей нанесения прямых ударов правой и левой рукой оценивается сумма времени прямых ударов правой и левой рукой); 6 прямых ударов правой ногой; спортсмен из боевой левосторонней стойки наносит 6 прямых ударов ногой по мешку в область туловища; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара;
- 6 прямых ударов левой ногой; спортсмен из правосторонней боевой стойки наносит 6 прямых ударов ногой по мешку в область туловища; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара (на основании тестирования особенностей нанесения прямых ударов правой и левой ногой оценивается сумма времени шести прямых ударов правой и левой ногой);
- 6 боковых ударов правой ногой; спортсмен из левосторонней боевой стойки наносит 6 боковых ударов правой ногой по мешку в область туловища; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара;
- 6 боковых ударов левой ногой; спортсмен из правосторонней стойки наносит 6 боковых ударов левой ногой по мешку в область туловища; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара (на основании тестирования особенностей нанесения боковых ударов правой и левой ногой оценивается сумма времени шести боковых ударов правой и левой ногой);
- 6 "входов" правой рукой; спортсмен из левосторонней боевой стойки делает выпад вперед впередистоящей (левой) ногой с ударом правой рукой вперед в область туловища и возвращается в исходное положение; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара по мешку;
- 6 "входов" левой рукой; спортсмен из правосторонней боевой стойки делает выпад вперед впередистоящей (правой) ногой с ударом левой рукой в область туловища и возвращается в исходное положение; фиксируется время от команды "Марш!" до шестого удара по мешку (на основании тестирования особенностей выполнения "входов" правой и левой рукой оценивается сумма времени шести "входов" правой и левой рукой).
2.3.3. УГЛУБЛЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
В начале и в конце учебного года все учащиеся проходят углубленное медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки (НП) являются:
- контроль за состоянием здоровья занимающихся;
- формирование навыков личной и общественной гигиены;
- формирование привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача.
В общем случае углубленное медицинское обследование занимающихся позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленное медицинское обследование должно выявить динамику состояния основных систем организма спортсменов, определить основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их развития средствами тренировочных нагрузок. Таким образом, цель углубленного медицинского обследования - всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсменов, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.
Программа углубленного медицинского обследования включает:
- комплексную клиническую диагностику;
- оценку уровня здоровья и функционального состояния;
- оценку сердечно-сосудистой системы;
- оценку систем внешнего дыхания и газообмена;
- контроль состояния центральной нервной системы;
- оценку уровня функционирования периферической нервной системы;
- оценку состояния органов чувств;
- оценку состояния вегетативной нервной системы;
- контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.
2.3.4. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
С целью устранения возможных срывов адаптационных процессов и своевременного назначения необходимых лечебно-профилактических мероприятий, а также для эффективной организации анализа данных углубленного медицинского обследования необходимо отслеживать динамику средств и методов тренировочного процесса и контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок в рамках программы ТО (текущее обследование).
Текущее обследование, на основании которого проводится индивидуальная коррекция тренировочных нагрузок, рекомендуется проводить на всех тренировочных занятиях.
В видах спортивных единоборств при проведении ТО рекомендуется регистрировать следующие параметры тренировочного процесса:
- средства подготовки (общефизическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), специальная подготовка (СП) и соревновательная подготовка (СорП));
- время или объем тренировочного задания или применяемого средства подготовки в минутах;
- интенсивность тренировочного задания в частоте сердечных сокращений в минуту.
При анализе тренировочных нагрузок и определении их преимущественной направленности после каждого тренировочного задания регистрируется частота сердечных сокращений. В табл. 19 представлены значения частоты сердечных сокращений и преимущественной направленности физиологической мощности выполненной работы.
Таблица 19.
Направленность тренировочных нагрузок с учетом основных путей энергообеспечения
ЧСС (уд/мин) | Направленность |
100-130 | Аэробная (восстановительная) |
140-170 | Аэробная (тренирующая) |
160-190 | Анаэробно-аэробная (выносливость) |
170-200 | Лактатная-анаэробная (спец. выносливость) |
170-200 | Алактатная-анаэробная (скорость-сила) |
Для оценки адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руффье. Проба проста в проведении и расчете и может быть выполнена тренером перед каждой тренировкой. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, сидя, после 5-минутного отдыха (Р1). Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 секунд с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются вдоль туловища. Сразу же после окончания 30 приседаний измеряется пульс (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха - в положении сидя (РЗ).
Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руффье) производится по формуле:
R = [(Pl+P2+P3)-200]/10.
Качественная оценка работоспособности представлена в табл. 20.
Таблица 20.
Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе
Качественная оценка | Индекс Руффье |
Отлично | 2 и менее |
Хорошо | 3-6 |
Удовлетворительно | 7-10 |
Плохо | 11-14 |
Очень плохо | 15-17 |
Критическое | 18 и более |
2.4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.
На этапе начальной подготовки необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях рукопашного боя, его истории и предназначении. Причем в группах НП знакомство детей с особенностями спортивного единоборства проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий, обращается их внимание на то, что данный прием лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.
В группах УТ и СС учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать и история физической культуры вообще, и история рукопашного боя, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д.
В теоретической подготовке этих групп необходимо большое внимание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем подготовленности и состоянием здоровья. Необходимо ознакомить спортсменов с правилами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов. Примерная программа теоретических занятий для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования представлена в табл. 21.
Таблица 21.
План теоретической подготовки
№ п/п | Название темы | Краткое содержание темы | Учебные группы |
1 | Физическая культура - средство развития и укрепления человека | Понятие о ФК и спорте. Формы ФК. ФК как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков | УТ |
2 | Личная и общественная гигиена | Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений | УТ |
3 | Закаливание организма | Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем | УТ |
4 | История рукопашного боя | Рождение и развитие рукопашного боя | УТ |
5 | Спортсмены-рукопашники | Лучшие спортсмены и сильнейшие команды России по рукопашному бою | УТ |
6 | Самоконтроль в процессе занятий спортом | Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание | УТ, СС |
7 | Общая характеристика спортивной тренировки | Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль режима и питания | УТ, СС |
8 | Основные средства спортивной тренировки | Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки | УТ |
9 | Физическая подготовка | Понятие о физической подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, их развитие | СС |
10 | Единая всероссийская спортивная классификация | Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК | СС |
2.5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредствен-
но спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Формирование высокого чувства ответственности перед обществом, гражданской направленности и нравственных качеств личности юных спортсменов должно осуществляться одновременно с развитием их волевых качеств. Надо понимать психологическую подготовку как воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых для юных спортсменов свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений. При этом психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерывного развития мотивов спортивной деятельности и за счет благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.
Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, дисциплинированное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основной задачей которого является овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
Средства и методы психологической подготовки
По содержанию средства и методы делятся на следующие группы:
- психолого-педагогические - убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие;
- психологические - суггестивные, ментальные, социально-игровые;
- психофизиологические - аппаратурные, психофармакологические; дыхательные.
- По направленности воздействия средства можно подразделить на:
- средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы;
- средства воздействия на интеллектуальную сферу;
- на эмоциональную сферу;
- на волевую сферу;
- на нравственную сферу.
В работе с юными спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов воздействия. К таким методам в условиях детско-юношеской спортивной школы в большей мере относятся методы словесного воздействия (вербальные, образные, вербально-образные).
2.6. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ
Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня тренированности зависят от темпов восстановительных процессов в организме спортсмена.
Средства восстановления подразделяют па три типа:
- педагогические;
- медико-биологические;
- психологические.
Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности:
- рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
- правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе;
- введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок;
- выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
- оптимальное использование средств переключения видов спортивной деятельности;
- полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
- использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и т.д.);
- повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
- эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления;
- соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок.
Психологические средства воздействия:
- психорегулирующие тренировки;
- разнообразный досуг;
- комфортабельные условия быта;
- создание положительного эмоционального фона во время отдыха;
- цветовые и музыкальные воздействия.
Положительное влияние на психику и эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их достижение.
Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой после тренировочного занятия. В учебно-тренировочных группах ПМТ рекомендуется проводить в конце недельного микроцикла, после больших тренировочных нагрузок или в дни учебных и учебно-тренировочных поединков.
2.7. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Инструкторская и судейская практика проводится в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования.
Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть принятой в рукопашном бое терминологией и уметь проводить строевые и порядковые упражнения, овладеть основными методами построения тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная части). Уметь выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и т.д.).
Формирование судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей при проведении соревнований в своей и других группах.
Спортсмены групп спортивного совершенствования (СС) должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать отдельные технические приемы, и замечать и исправлять технические ошибки при выполнении упражнений другими спортсменами. Помогать учащимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений и приемов.
Учащиеся этапа СС должны самостоятельно составлять конспект занятия и комплексы тренировочных заданий для различных частей тренировочного занятия, проводить тренировочные занятия в группах начальной подготовки и общеобразовательных школах.
Принимать участие в судействе детско-юношеских спортивных соревнований в роли судьи, заместителя главного судьи, секретаря, заместителя главного секретаря, а в городских соревнованиях - в роли судьи, секретаря.
На этапе СС спортсмены должны выполнить все требования на присвоение звания инструктора по рукопашному бою и судейского звания судьи по рукопашному бою.
Список литературы в помощь тренеру
Акопян А. О., Новиков А.А. Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки // Научные труды ВНИИФК за 1995 г. Т.1. - М.,1996. - С. 21-31.
Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного боя): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 25 с.
Булкии В. А. Основные понятия и термины физической культурыи спорта: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК, 1996. - 47 с.
Бурцев Г.А. Рукопашный бой. - М., 1994. - 206 с.
Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1971. - 312 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
Иванов С.А. Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1995. - 23 с.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры //Учебник для институтов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. - Г., ГВИ ПВ ФСБРФ, 2003.-120 с.
10. Общероссийская федерация рукопашного боя. Рукопашный бой. Правила соревнований. - М.: Советский спорт, 2003.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 863 с. - (Профессия - тренер).
Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). - Киев: Олимпийская литература, 2001.
Севостьянов В.М. и др. Рукопашный бой (история развития, техника и тактика). - М.: Дата Стром, 1991. - 190 с.
Супрунов Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1997. - 27 с.
ЧихачевЮ. Т. Рукопашный бой. - Воениздательство, 1979. - 86 с.
Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств. - М.: МГИУ, 2001. - 40 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...
