Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии
статья по географии (8 класс) по теме

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Primenenie_paracentricheskoy_tehnologii_obucheniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Применение парацентрической технологии обучения

при изучении темы «Население» в 8 классе

Т.Г. Третьякова, учитель географии

МОУ «Гимназия № 43» города Омска

Парацентрическая технология обучения (ПЦТО) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль.

При ПЦТО (автор д.п.н. Н.Н. Суртаева) возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление права выбора метода и способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик - ученик, ученик - разные средства обучения, ученик - учитель). В каждом диалоговом общении ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие  для стиля мышления СО, а также выбирает методическое указание, наиболее доступное для него. По данной технологии в диалоговом общении задействованы одновременно все учащиеся класса и работают согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.

Для организации учебно-воспитательного процесса по ПЦТО учителю необходимо подготовить следующий материал:

  1. Информационный лист.
  2. Лист учета за деятельностью учащихся.
  3. Образец маршрутного движения ученика.
  4. Тематическое планирование (специальное).
  5. Методические инструкции к работе с СО.
  6. Лист контроля.
  7. Подготовка к уроку СО.
  8. Алгоритм работы по ПЦТО.

Информационный лист

Шифр

Название средств обучения

СО1

Таблица «Численность и возрастной состав населения».

СО2

Диаграмма «Миграционный прирост населения России».

СО3

График «Естественное движение населения России».

СО4

Диаграмма «Возрастно-половая структура  населения России».

СО5

Таблица «Число беженцев и вынужденных переселенцев в России в ХХ в.».

СО6

Диаграмма «Структура экономически активного населения».

СО7

Диаграмма «Распределение численности занятых по отраслям и секторам экономики».

СО8

Статья Бугаев В.К. «Население России: этнический и конфессиональный состав».

СО9

Статья «Страна тысячи городов».

СО10

Материалы «Города России (этапы формирования сети)».

СО11

Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс» раздел III.

СО12

Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс». Приложение. Таблица 6.

СО13

Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс». Приложение. Таблица 7.

СО14

Список может быть продолжен в зависимости от уровня обученности и учебных возможностей учащихся, поставленных целей урока и т.п.

Средства обучения подбираются таким образом, чтобы они были доступны учащимся, какую бы последовательность общения с ними не выбрал ученик. К каждому СО готовится методическое указание для учащихся, в котором указывается, что делать при общении с тем или иным СО. Пользуясь методическими инструкциями, ученик прорабатывает одну и ту же учебную задачу разными вариантами (многократное повторение), выходя затем на диалог с учителем.

Лист учета за деятельностью ученика

Фамилия ученика

Виды диалогового общения

СО1

СО2

СО3

У1

У2

У3

У

Зайнуллин Антон

+

+

+

Выбрав виды общения, ученик ставит в листе + против своей фамилии; пройдя каждый вид общения, обводит его кружком      +

В итоге, до встречи с учителем у каждого учащегося должно быть не менее 5-6 таких знаков.

Маршрутный лист

Ученик

Виды диалогового общения

Зайнуллин

СО7   СО10   СО5   СО2   СО9    Ц    ИПК

Анохина

СО7      Ц      СО3       Ц    СО5       Ц    СО7       Ц   СО10       Ц     ИПК

Дубинская

СО7   СО10   СО5     Ц    СО1   СО11   Ц    ИПК

Ц – «центр» (учитель)

ИПК – индивидуальный письменный контроль

Схематично данная технология может быть представлена в следующем виде:

-----------------!------!-----------------------------------------------------------------------!-------------------!

Информа-      орг.      Самостоятельная деятельность учащихся в парах          Итоговый

ционный       ввод                                                                        контроль

ввод

учителя

В тематическом планировании необходимо выделить, как будет осуществляться технология при изучении данной темы. Например, для темы «Население» она может быть представлена так:

Тип урока

Количество часов

ИВУ – информационный ввод (лекция, объяснение). Информация дается в обобщенном виде, акцент на узловые моменты.

ОВУ – организационный ввод – знакомство со способами организации индивидуальной деятельности при изучении данной темы.

ПЦТО – индивидуальная работа

П – практическое занятие

ИВУ, ОВУ

2

ПЦТО

4

ИВУ

1

ПЦТО

3

ИВУ

1

ПЦТО

3

П

1

К

1

К - контроль

Итого:

16 часов

Действуя по алгоритму, ученик планирует свою деятельность, постепенно изучает вопросы темы, полностью реализует свои учебные возможности.

По отношению к ребенку эта технология является личностно-ориентированной (цель – развитие личности ребенка посредством учебного предмета), гуманно-личностной (нет принуждения), а также технологией сотрудничества и свободного воспитания (ребенок развивается в действии, делая выбор). Как и все новые педагогические технологии ПЦТО отличается от традиционной системы обучении большим объемом самостоятельной работы учащихся (до 80% учебного времени); дает учащимся работать в соответствии со своими учебными возможностями.  Изменяется функция учителя и характер общения между учителем и учеником.  Технология позволяет за более короткий срок перейти на новый уровень усвоения, формирует универсальные учебные действия, коммуникативные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода кооперированного обучения на уроках географии в 7 классе.

Применение метода коперированного обучения даёт большую эффективность по сравнению с традиционными уроками. Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Я использовала на уроках ге...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Применение проектной технологии обучения на уроке русского языка в 7 классе

Цель: направить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии; продолжить формирова­ние орфографических и    пунктуационных навыков; углубить умения и навыки по ис...

Применение модульной технологии обучения на уроках химии.

Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии....

Педагогическое исследование «Эффективность применения адаптивной системы обучения на уроках географии»

Изучение и применение на практике адаптивной системы обучения (автор А.С.Границкая) позволяет решать данные проблемы как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. В этом и заключается актуальн...

Применение современных технологий обучения на уроках физики

Применение современных технологий обучения на уроках физики...

Применение основных технологий обучения на уроках в системе ФГОС

В статье приведены наиболее актуальные технологии в процессе обучения в системе ФГОС. Рассматриваются особенности технологий и для чего они применяются...