Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии
статья по географии (8 класс) по теме
Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение парацентрической технологии обучения
при изучении темы «Население» в 8 классе
Т.Г. Третьякова, учитель географии
МОУ «Гимназия № 43» города Омска
Парацентрическая технология обучения (ПЦТО) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль.
При ПЦТО (автор д.п.н. Н.Н. Суртаева) возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление права выбора метода и способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик - ученик, ученик - разные средства обучения, ученик - учитель). В каждом диалоговом общении ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие для стиля мышления СО, а также выбирает методическое указание, наиболее доступное для него. По данной технологии в диалоговом общении задействованы одновременно все учащиеся класса и работают согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.
Для организации учебно-воспитательного процесса по ПЦТО учителю необходимо подготовить следующий материал:
- Информационный лист.
- Лист учета за деятельностью учащихся.
- Образец маршрутного движения ученика.
- Тематическое планирование (специальное).
- Методические инструкции к работе с СО.
- Лист контроля.
- Подготовка к уроку СО.
- Алгоритм работы по ПЦТО.
Информационный лист
Шифр | Название средств обучения |
СО1 | Таблица «Численность и возрастной состав населения». |
СО2 | Диаграмма «Миграционный прирост населения России». |
СО3 | График «Естественное движение населения России». |
СО4 | Диаграмма «Возрастно-половая структура населения России». |
СО5 | Таблица «Число беженцев и вынужденных переселенцев в России в ХХ в.». |
СО6 | Диаграмма «Структура экономически активного населения». |
СО7 | Диаграмма «Распределение численности занятых по отраслям и секторам экономики». |
СО8 | Статья Бугаев В.К. «Население России: этнический и конфессиональный состав». |
СО9 | Статья «Страна тысячи городов». |
СО10 | Материалы «Города России (этапы формирования сети)». |
СО11 | Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс» раздел III. |
СО12 | Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс». Приложение. Таблица 6. |
СО13 | Учебник под редакцией А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс». Приложение. Таблица 7. |
СО14 | Список может быть продолжен в зависимости от уровня обученности и учебных возможностей учащихся, поставленных целей урока и т.п. |
Средства обучения подбираются таким образом, чтобы они были доступны учащимся, какую бы последовательность общения с ними не выбрал ученик. К каждому СО готовится методическое указание для учащихся, в котором указывается, что делать при общении с тем или иным СО. Пользуясь методическими инструкциями, ученик прорабатывает одну и ту же учебную задачу разными вариантами (многократное повторение), выходя затем на диалог с учителем.
Лист учета за деятельностью ученика
Фамилия ученика | Виды диалогового общения | ||||||||
СО1 | СО2 | СО3 | … | У1 | У2 | У3 | … | У | |
Зайнуллин Антон | + | + | + |
Выбрав виды общения, ученик ставит в листе + против своей фамилии; пройдя каждый вид общения, обводит его кружком +
В итоге, до встречи с учителем у каждого учащегося должно быть не менее 5-6 таких знаков.
Маршрутный лист
Ученик | Виды диалогового общения |
Зайнуллин | СО7 СО10 СО5 СО2 СО9 Ц ИПК |
Анохина | СО7 Ц СО3 Ц СО5 Ц СО7 Ц СО10 Ц ИПК |
Дубинская | СО7 СО10 СО5 Ц СО1 СО11 Ц ИПК |
Ц – «центр» (учитель)
ИПК – индивидуальный письменный контроль
Схематично данная технология может быть представлена в следующем виде:
-----------------!------!-----------------------------------------------------------------------!-------------------!
Информа- орг. Самостоятельная деятельность учащихся в парах Итоговый
ционный ввод контроль
ввод
учителя
В тематическом планировании необходимо выделить, как будет осуществляться технология при изучении данной темы. Например, для темы «Население» она может быть представлена так:
Тип урока | Количество часов | ИВУ – информационный ввод (лекция, объяснение). Информация дается в обобщенном виде, акцент на узловые моменты. ОВУ – организационный ввод – знакомство со способами организации индивидуальной деятельности при изучении данной темы. ПЦТО – индивидуальная работа П – практическое занятие |
ИВУ, ОВУ | 2 | |
ПЦТО | 4 | |
ИВУ | 1 | |
ПЦТО | 3 | |
ИВУ | 1 | |
ПЦТО | 3 | |
П | 1 | |
К | 1 | К - контроль |
Итого: | 16 часов |
Действуя по алгоритму, ученик планирует свою деятельность, постепенно изучает вопросы темы, полностью реализует свои учебные возможности.
По отношению к ребенку эта технология является личностно-ориентированной (цель – развитие личности ребенка посредством учебного предмета), гуманно-личностной (нет принуждения), а также технологией сотрудничества и свободного воспитания (ребенок развивается в действии, делая выбор). Как и все новые педагогические технологии ПЦТО отличается от традиционной системы обучении большим объемом самостоятельной работы учащихся (до 80% учебного времени); дает учащимся работать в соответствии со своими учебными возможностями. Изменяется функция учителя и характер общения между учителем и учеником. Технология позволяет за более короткий срок перейти на новый уровень усвоения, формирует универсальные учебные действия, коммуникативные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375119-1389273295.jpg)
Применение метода кооперированного обучения на уроках географии в 7 классе.
Применение метода коперированного обучения даёт большую эффективность по сравнению с традиционными уроками. Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Я использовала на уроках ге...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/04/picture-431403-1712251106.jpg)
Применение проектной технологии обучения на уроке русского языка в 7 классе
Цель: направить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии; продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков; углубить умения и навыки по ис...
Применение модульной технологии обучения на уроках химии.
Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-826363-1475755747.jpg)
Педагогическое исследование «Эффективность применения адаптивной системы обучения на уроках географии»
Изучение и применение на практике адаптивной системы обучения (автор А.С.Границкая) позволяет решать данные проблемы как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. В этом и заключается актуальн...
Применение современных технологий обучения на уроках физики
Применение современных технологий обучения на уроках физики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-471598-1408706624.jpg)
Применение основных технологий обучения на уроках в системе ФГОС
В статье приведены наиболее актуальные технологии в процессе обучения в системе ФГОС. Рассматриваются особенности технологий и для чего они применяются...