Исследовательская деятельность в школе
статья (география) по теме

Ерёмина Наталья Александровна

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в школе.

    «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств на Земле, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина», - это слова выдающегося отечественного педагога-демократа К.Д. Ушинского. С его именем связано проникновение в Россию родиноведческих идей и такого актуального педагогического принципа, как «учить  учиться». Тема изучения своей страны является одной из важнейших в современной школе. Каждый ученик должен знать природные особенности, культуру, географию населения, историю, экономику своей Родины. При этом он должен осознавать, что его город или село – это та неповторимая частичка огромного мира, где он живёт со своими родителями, где учится, занимается спортом, отдыхает. Наша задача – помочь ученикам прочувствовать весь неповторимый колорит его малой родины. Современное общество в условиях информатизации, экономических, социальных, экологических изменений ставит перед образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, продуктивной созидательной деятельности школьников. Большие надежды при этом возлагаются на метод научно-исследовательской деятельности. Данный метод предполагает «проживание» учащимися определённого отрезка времени в учебном процессе, их приобщение к формированию научного мировоззрения, самостоятельное постижение проблем, имеющих жизненный смысл.

    На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью. И если на уроках такие работы выполняются за небольшой промежуток времени, они монопредметны, то во внеурочное время можно использовать большое количество форм и методов исследовательской деятельности. Учащиеся проводят эксперименты, наблюдения, исследуют взаимоотношения людей с природой. Работают в течение длительного срока с последующим составлением схем, рисунков, графиков, таблиц, фотогазет, компьютерных презентаций. Сразу хочу заметить, что при выполнении работ велика роль учителя, при этом он выступает не в качестве строгого наставника, а в роли коллеги, способного в нужный момент помочь, подсказать, направить деятельность ребят в нужное русло.

    В нашей школе из обучающихся создаются исследовательские группы. Выбираются такие ученики, которые умеют работать с различными источниками информации, делать выводы, анализировать, грамотно выражать мысли, обладающие эрудицией.

    Основным направлением наших исследований стали этнические традиции своего района, вопросы демографии, природные особенности края. А так как каждый уважающий себя человек прежде всего должен знать историю своих предков, свои корни, то мы начали работу с изучения прошлого. Содержательными и интересными получились работы: «Прошлое и настоящее села Батурино» (о внешнем облике нашего села), «Религиозный состав населения», «Народные праздники», «Быт и традиции населения Курганской области Шадринского района», «Природный материал в быту и традициях населения Шадринского района села Батурино» и другие.

     Исследовательские работы представляются на районных, областных краеведческих конференциях. За всем этим стоит большой труд: изучение литературы, материалов периодической печати, посещение краеведческих музеев и изучение их экспонатов, работа с архивными документами, экскурсии на производство, социологический опрос.

    Исследовательская работа – это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности. Необходимо научить учеников строить свою работу согласно разработанному плану:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Формулирование целей, задач, выбор методов.
  3. Работа над исследованием.
  4. Оформление.
  5. Защита – представление результатов работы.

   В качестве примера приведу план, включающий этапы деятельности при выполнении исследовательской работы «Численность и динамика населения Шадринского района Курганской области». Работа выполнялась группой учеников.

I этап: Подготовительный.

1. Выбор заинтересованных учеников.

Для выполнения такой работы подходят обучающиеся 8-9 кл.

2. Определение темы исследования.

С помощью учителя участники определяют тему и доказывают её актуальность: «Страну поразил серьёзнейший демографический кризис. Народ наш постепенно исчезает с лица Земли. Проблема коснулась и нашего села. В школе становится меньше классов-комплектов, меньше наполняемость классов».

II этап: Планирование.

  1. Определение объекта и предмета исследования.

Объектом является численность населения района. Предмет исследования – динамика численности населения (соотношение рождаемости, смертности, миграционной подвижности).

  1. Формулирование задач.

Главное на этом этапе – научить обучающихся ставить перед собой задачи, делать это логически обоснованно, устанавливая причинно-следственные связи.

Задачи: 1) Изучить литературу по демографии района.

2) Определить по статистическим источникам общую численность населения и его динамику.

3) Взять данные о населении у сельских советов района.

4) Обработать результаты, сделать выводы, прогнозы, построить таблицы, диаграммы.

3. Выбор и освоение методов исследования.

Наметить с учениками план, определить способы действий, посредством которых будут решаться поставленные задачи:

  1. Анализ различных литературных источников, формулирование выводов, прогнозов.
  2. Опрос населения (при личных встречах и по телефону), интервьюирование.
  3. Беседа с депутатом районной Думы.
  4. Обработка статистических данных, вычисление естественного прироста населения.
  5. Построение диаграмм, карт, таблиц.

III этап: Исследование.

    На начальном этапе необходимо распределить обязанности внутри группы (если работа групповая), рассчитать сроки выполнения исследования. В ходе выполнения работы учитель подсказывает общие направления и указывает ориентиры. Процесс работы немыслим без дискуссий, группа собирается на планёрку, где обсуждаются результаты, проводится обработка данных. Каждый участник высказывает своё мнение, аргументировано защищает его. Большое значение при выполнении работы имеет коммуникативная сфера деятельности. Даже скромные и малоразговорчивые ученики берут интервью, опрашивают население, общаются с работниками сельских советов (настойчиво, но корректно). Для повышения интереса к работе учитель приводит интересные примеры, нестандартные ситуации. Например, можно огласить следующий факт: «Численность населения заметно сокращается. Спасти сложившуюся ситуацию сможет только седьмой ребёнок в семье». Ученики проводят исследование и сообщают: «В нашем 8 классе на каждую семью приходится 2, 05 детей, а в нашем 9 классе – 1,86. Этого недостаточно даже для простого воспроизводства».

  Результаты исследований излагаются внятно и логично в письменном виде.

IV этап: Защита исследовательской работы.

   Ученики представляют свою работу на краеведческих конференциях. Выступление на защиту всегда готовим эмоциональным, живым, выразительным, чтобы привлечь слушателей, обратить их внимание к проблеме. Защита исследовательской работы – это сильная эмоциональная «встряска», стимулирующая на дальнейшую, более серьёзную работу.

    Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Презентация "Научно - исследовательская деятельность в школе"

Мы занимаемся научно - исследовательской деятельностью в школе второй год, это дело для нас новое, не всё получается, но мы стараемся, заинтересовываем учеников и учителей и у нас уже много стороннико...

Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе

Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ  является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....

Исследовательская деятельность в школе

Аннотация        Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности учащихся социально-педагогического профиля и преподавателя педагогики ГОУ...

Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся

Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая...

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...