Урок географии в 11 классе "Австралия"
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Разработка урока показывает одну из форм организации учебной деятельности старшеклассников при изучении нового материала - ролевую игру: создание мини-бизнес-проектоа группами специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 11 классе

Тема «Австралия»

Тип: изучение нового материала

Форма: групповая работа

Цель:

 - составление минибизнес-проекта развития ведущих отраслей Австралии (сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, туризма).

Задачи:

дидактическая – создать условия для формирования представления об особенностях экономики Австралии, её месте в мировом хозяйстве;

развивающие – способствовать развитию умения отбирать необходимую  информацию,  анализировать и обобщать её, публично представлять результаты своей работы,  переводить текстовую информацию в графическую;

воспитательные – формировать умение работать в команде;  активную познавательную позицию.

Оборудование:  презентация, мультимедиа установка, интерактивная доска, политическая карта мира, учебник, атлас, дополнительные печатные материалы, инструкция, ватманы, фломастеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент, деление класса на три группы.
  2. Изучение темы
  1. Вступление учителя –

На  уроке  нам предстоит ещё больше узнать о ней и выяснить, в чём её привлекательность сегодня. Кто же эта ОНА, вы наверняка легко узнаете по описанию. Идут слайды.

Мнения …

А теперь, когда мы определили страну, я озвучу тему урока «Страна больших возможностей»

(Оформление доски – фото герба, флага, между ними записываю тему).

 

  1. Знакомство с визитной карточкой (слайд)
  2. Сегодня в ходе работы  трёх экспертных групп мы определим главные направления и перспективы развития этого региона  и отразим эти данные в минибизнес-проектах  развития трёх ведущих отраслей.

Слайды об отраслях – ребята их определяют.

Формулируем цель  урока -  

составить минибизнес-проекты развития ведущих отраслей данного региона с ориентацией на внешний рынок.

Итак, в вашем распоряжении вся необходимая информация,  итогом работы с  которой  станет  демонстрация оптимального  варианта  размещения  составленного вами минибизнес-проекта   с кратким обоснованием своего выбора.

  1. Работа групп. Помощь учителя.
  2. Представление группами аналитических отчётов, работа с интерактивной доской. Каждая группа получает оценочные листы с критериями оценивания выступлений других групп.

А) после представления группами своего минибизнес-проекта – небольшое резюме:

по добыче угля Австралия занимает 3 место в мире, по добыче железной руды, золота  и урана – 2, по добыче алмазов и бокситов – 1.

 Страна располагает большими запасами нефти и природного газа. По запасам последнего она занимает второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Страна входит в пятерку наиболее крупных мировых производителей цинка и свинца. Велики запасы никеля, меди, титановой руды, алмазов.

Б) К началу 20 века Австралия обогнала по поголовью овец  Великобританию, США и Южную Африку.

В настоящее время является мировым лидером по производству шерсти, зерновых, мяса и молока.

В)  

Вопрос – как вы думаете, что ещё мы не учли  при работе над нашими минибизнес-проектами?

Мнения……….

Действительно, ни один бизнес-проект не сможет реализоваться без точных  финансовых расчётов. Но этими  вопросами  займутся другие специалисты.

  1. Подведение итогов.

Теперь вы сможете сказать, справедливо ли то название, которым я назвала Австралию?

Мнения…………….

Можно предложить вопросы для обсуждения:

 - Почему Австралии выгодно вывозить сырьё, а не готовую продукцию?

Мнения………

 - Как вы думаете, а в дальнейшем может ли успешно развиваться страна, ориентированная только на экспорт сырья?

Мнения……………

Выводы:

 - природные условия и богатство природными ресурсами  определили специализацию Австралии в мировом хозяйстве;

  - Австралия стала крупным поставщиком на мировом рынке многих  полезных ископаемых;

-  направления  сельского хозяйства, определяющие «лицо страны»  -    овцеводство, разведение КРС, выращивание пшеницы и виноделие;

     - уникальность природы материка  стала решающим фактором в    обеспечении туристической привлекательности Австралийского Союза и развитии туристического бизнеса;

 - благодаря грамотной инвестиционной, внутренней и внешней государственной политики, страна прочно удерживает одни из верхних строчек в мировых рейтингах среди высокоразвитых стран мира.

  -  при умелом использовании сырьевых ресурсов, как это убедительно показывает опыт Австралии, можно успешно развивать экономику в целом и обеспечивать высокий жизненный уровень населения, что очень актуально для России.

IV. Д/З: вариативное

  • Какая отрасль обрабатывающей промышленности наиболее привлекательна для иностранных инвестиций? Составьте бизнес-проект.
  • По каким признакам и с какими странами вы сравнили бы Австралийский союз?
  • Оцените возможности российско-австралийского экономического сотрудничества.

V. Взаимооценка работы групп на уроке – каждая группа высказывает своё мнение согласно заданным критериям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угадай страну! 26 января страна отмечала Национальный праздник. Ее древнее название “Терра инкогнито”. Ее площадь сравнима с США (без Аляски). Обитают самые интересные представители живой природы. История государства знает и каторжные поселения, и «золотую» лихорадку. Знаменита опалами. Входит в состав Содружества. Столица не самый крупный город в государстве.

Слайд 5

Форма правления – республика. Глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. Законодательный орган – Парламент, состоящий из Сената и Палаты Представителей. Исполнительная власть – принадлежит Правительству, возглавляемому Премьер-министром, который является лидером политической партии, набравшей большинство голосов в Палате Представителей. Государственный язык – английский. Валюта – Австралийский доллар (AUD) (доллар состоит из центов) Флаг Генерал-губернатора Австралии

Слайд 6

Австралия страна переселенческого капитализма Уровень ВВП - 19-е место в мире (17070 долларов США) Индекс человеческого развития (ИЧР)- 3 место в мире Качество жизни - 6 место в мире.

Слайд 7

Эта отрасль началась с «земельной лихорадки» в первой половине XIX века, когда первые вольные колонисты обнаружили большие пастбищные угодья и начали создавать крупные фермы. Сельское хозяйство : животноводство

Слайд 8

Австралия – один из ведущих мировых экспортеров овса . Пшеница - свыше 50% площадей . 25% продукции виноделия экспортируется. Плантации ананасов. растениеводство

Слайд 9

Горнодобывающая промышленность Ни одна отрасль перерабатывающей промышленности не смогла бы развиваться если бы не существовало этой отрасли

Слайд 10

Туризм Третья отрасль набирает большие темпы развития благодаря тому, что в Австралии есть на что посмотреть и чему удивляться.

Слайд 11

Сидней Оперный театр "Солнечный" "Золотой" берег скала Улуру "Айрес Рок"

Слайд 12

Цель: составить минибизнес-проекты развития ведущих отраслей данного региона с ориентацией на внешний рынок. Бизнес - проект - это - предварительный текст какого-либо документа; - план, замысел, бизнес-идея.

Слайд 13

Федерация возникла в 1901 г. и включает 6 штатов и 2 территории .

Слайд 14

Домашнее задание (выбери): Какая отрасль обрабатывающей промышленности наиболее привлекательна для иностранных инвестиций? Составьте бизнес-проект. Какие особенности австралийского экономического и государственного устройства были бы полезны для развития России? Почему? Оцените возможности российско-австралийского экономического сотрудничества.

Слайд 15

Оценка работы экспертных групп Критерии оценки I группа II группа III группа Умение отобрать необходимую информацию Умение структурировать информацию Умение устно представить работу Умение ориентироваться по карте Умение делать выводы



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Критерии оценки

I     группа

II   группа

III   группа

  1. Умение отобрать

необходимую информацию:

самостоятельно –                         3 балла,

с помощью  -                                 2 балла,

навык отсутствует –                    0 баллов

  1. Умение перевести текстовую информацию в графическую:

схема составлена чётко,  понятно, полно, аккуратно –                                   3 балла,

схема требует дополнений,

исправлений -                                2 балла,

схема с трудом понимаема –          1 балл,

схема отсутствует –                     0 баллов

  1. Умение устно представить результат работы:

чётко, лаконично,

убедительно  -                               3 балла,

с помощью наводящих

вопросов –                                     2 балла,

трудности в выражении мысли

 даже при использовании наводящих вопросов   -                                      1 балл,

отказ от ответа -                           0 баллов

  1. Умение ориентироваться по карте:

уверенно -                                      3 балла,

есть сомнения     -                          2 балла,

отсутствует  -                              0 баллов.

  1. Умение делать выводы:

самостоятельно  -                          3 балла,

с  помощью  -                                 2 балла,

отсутствует  -                               0 баллов.    

  1. Итого:

Перевод рейтинга в отметку:  

                                             14-15 баллов – «5»,  11-13 баллов – «4»,  8-10 баллов – «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...