Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Дмитриева Екатерина Геннадьевна

«Однако трудно найти предмет, который

                                             нуждался бы больше в дополнительной

                                          литературе, чем география»

Н.В.Гоголь

  

"Развитие речи обучающихся в процессе преподавания географии: использование художественной литературы и интегрированные  уроки" 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografiya_literatura.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие речи обучающихся в процессе преподавания географии: использование художественной литературы и интегрированные  уроки"

«Однако трудно найти предмет, который

                                             нуждался бы больше в дополнительной

                                          литературе, чем география»

Н.В.Гоголь

                                                              « … вы - обитатели одной планеты,

                                                                      пассажиры одного корабля…»

                                                                                           А. де Сент-Экзюпери

Цель урока:

Приборы и материалы:

                              -рисунки детей (планеты посещений Маленького принца);

                        -индивидуальные карточки с заданиями;

                        -таблички с афоризмами из сказки;

                        -глобус, физическая карта полушарий;

                        

1. Работа с  текстами сказки

  1.  Как Маленький принц объясняет возникшее у него желание покинуть свою планету?
  2. Найдите ответ в 10 главе сказки, прочтите и объясните его.
  3. Обратимся к тексту 17 главы, в которой автор рассказывает о человечестве Земли. Прочтите и подумайте, прав ли автор в своем описании?
  4. Для информации прослушайте небольшое сообщение, подготовленное учеником:  «За последние 60 лет, т.е. как раз за время, проведшее с момента написания сказки, численность населения Земли увеличилось более чем в 2,5 раза и составляет теперь около 6 млрд. Можно ли этих людей разместить пусть не на самом маленьком, но все же на острове любого океана? Вот вам пример для размышления: если всех людей планеты построить в колонну, где в каждом ряду будет примерно по 60 человек, то она легко опояшет всю Землю по диаметру. И еще один пример: если на каком-нибудь крупном стадионе ежедневно собирать по 100 тысяч зрителей, нужно будет затратить более года, чтобы этот стадион посетили  все земляне по одному разу».

  1. Произведем  вычисления по этим данным. Простой расчет показывает, что во время написания сказки землян и было чуть более 2 миллиардов.
  2. Ребята, вы видите, что часть информации о человечестве является правдой, а другая часть литературным вымыслом. Найдите примеры правдивой информации и литературного вымысла в тексте.
  3. И в середине 20 века, и сейчас все люди живут на своей планете, являясь ее неотъемлемой частью. Как Вы думаете почему?
  4. Как вы думаете, какое из утверждений верно: человек зависит от природы или природа зависит от человека? Почему? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте сказки?
  5. Может ли случиться так, что человечество станет независимо от природы? Какой из этого надо сделать вывод?
  6. Каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе своей Родины, охранять и приумножать ее богатства, как это записано в главном Законе нашей страны – Конституции. А что это значит?

2. Работа в парах по рисункам планет с индивидуальными заданиями

  1. С  рассказа, о какой планете начинается повествование?
  2.  В чем особенность хозяина этой планеты?
  3.  Какому правилу следовал он всегда?
  4.  Как вы понимаете призыв автора: «Дети!.. берегитесь баобабов!» Что  

несет этот аллегорический образ и что такое аллегория? (Это изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.)

  1. Что сделал Принц, прежде чем покинул планету? Найдите ответ в 9   главе и объясните.

А теперь каждая пара кратко рассказывает об обитателе заданной вам

      карточкой планеты по следующему плану.

  1. Кому принадлежит планета (определить это по иллюстрации карточки)? В чем особенность характера хозяина? Зачитать из текста, с какими мыслями Маленький принц покидает очередную планету и почему?
  2. Какую планету он особенно выделяет и почему? Обратимся к тексту 14 главы. Почему на этой планете фонарщики России и Китая зажигали свои огни позже, чем их коллеги из Австралии?
  3. Почему ему понравился фонарщик?
  4. У принца часто возникает мысль «Странный народ – эти взрослые!» Что имеет он в  виду? (Пустяки кажутся им важными; вместо того, чтобы украшать и возделывать свою планету, они ведут войны, тиранят друг друга, занимаются «дурацкой цифирью»).
  5. Какую же планету посещает принц потом? Давайте вспомним его диалог с географом, найдем его в тексте 15 главы и прочтем по ролям.
  6. Как вы объясните слова географа «хорошая репутация»? (Репутация – это общественная оценка, сложившееся мнение о качествах кого или чего-нибудь)
  7. А что же говорит автор о нашей планете, найдите в тексте 16 главы. Она и в самом деле маленькая, беззащитная. Послушайте стихотворение «У нас Земля одна», объясните его.

Как яблоко на блюде у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Немудрено добраться до вскрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счет  будущего дня!

Примите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас!

 3. Работа с атласом 6 класса и глобусом

А теперь, ребята, продолжим работу. Итак, географ посоветовал Маленькому принцу посетить Землю. Почему? А вот, как вы думаете, был ли он настоящим географом? Кто такие географы? (найдите ответ в тексте) Что они изучают? (найдите ответ в тексте) Почему старый географ не знал, есть ли горы и океаны на его планете?

Из ваших ответов я вижу, что вы хорошо понимаете: настоящие географы это как раз путешественники, изучающие Землю в реальной обстановке. Но иногда путешествие у географа, особенно у юного, может быть и виртуальным. Давайте же и мы сейчас попробуем совершить путешествие по тем географическим точкам, что уже были названы. Итак, определите по карте в атласе отправную точку путешествия. (Дети показывают: материк Евразия, Москва)

        Для работы  на доске размещается заполненная лишь в левой части таблица (правая часть заполняется в процесс работы с картой):

         географический объект                           материк

                             Россия, Италия                                Евразия

                                Амазонка                                    Южная Америка

                               Кордильеры                                Северная Америка

                                 Сахара                                           Африка

В ходе работы ребята отвечают на следующие вопросы и находят ответы в атласе и на карте, которая висит на доске:

  1. Где родился и жил Сент-Экзюпери?
  2. Кем он был по профессии?
  3. Ему приходилось летать над берегами самой полноводной реки мира. Какой?
  4. Летал он и в небе  над Кордильерами, а где этот объект расположен?
  5. А где автор сказки встретился с Маленьким принцем?
  6. Скажите, какие из населенных материков Земли не посетил летчик?
  7. Ну что же,  4 из 5 заселенных материков он видел  своими глазами, знал об особенностях жизни людей на них. Так имел ли он право говорить от имени всех людей с инопланетянином, которым по сути и был Маленький принц?

  1.  Подведение итогов  урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и географии "Обощающий урок по теме "Давление"" "

Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета : физика  и география. Основная цель урока: показать связь между предметами физики и географии.Цели урока:- дать целостное предс...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Интегрированный урок по алгебре и географии для 7класса . Учитель математики Канунникова . Учитель географии Шутько И.Н

Урок путешествие предлагает учащимся решить многочлены, а затем используя полученные значения, определить координаты городов на карте мира и отметить их на своих контурных картах. Попутно " юные геогр...

Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"

Презентация  "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"  Обобщение педагогического опыта...

Интегрированный урок по геометрии и географии "Вычисление площадей геометрических фигур" для обучающихся 8 класса

Необычный урок, на котором ребята знакомятся с профессией инженера-землеустроителя и закрепляют навыки измерительных работ в  пространстве школьной мультипредметной лаборатории и рассчета площаде...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....


 

Комментарии

Ажигатова Шахеризада Уагаповна

Спасибо за интересный урок.В ходе урока учитель использовал разные формы и методы работы, направленные на развитие речи.Сейчас дети привыкают к тестам, к использованию интерактивных компьютерных средств на уроках, поэтому многие учащиеся затрудняются высказывать свое мнение, не всегда участвуют в диспутах, дискуссиях.Я, считаю, что такие уроки по развитию речи очень необходимы в школе.
Ажигатова Шахеризада Уагаповна

Комментарий. Спасибо учителю за интересный урок! Сейчас, многие дети привыкают к тестам, к использованию компьютерных технологий на уроках, все это ведет к тому , что многие не участвуют в диспутах, дискуссиях так, как затрудняются высказывать свое мнение.Такие формы урока развивают речь, что не мало важно в наше время.Поэтому ваш урок мне понравился.