РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Валуева Елена Ростиславовна

 В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valueva_e.r.-_statya.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.42

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Валуева Елена Ростиславовна

учитель трудового обучения

E-mail: E-Valueva71@yandex.ru

Россия, г. Курск, ОКОУ «Курская школа

 для  детей с ограниченными возможностями здоровья»  

 В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы.

Ключевые слова: умственная отсталость, педагог, обучение, развитие речи, трудовое обучение.

 THE DEVELOPMENT OF THE SPEECH OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISORDERS IN LESSONS OF LABOR TRAINING

Valueva Elena Rostislavovna

labor teacher

E-mail: E-Valueva71@yandex.ru

Russia, Kursk, Kursk school

  for children with disabilities

 The article reveals the problems of speech development of children with intellectual disabilities in the lessons of labor education, discusses the methods of conducting vocabulary work.

Keywords:  mental retardation, teacher, training, speech development, labor training.

        Развитие речи - уникальное явление, напрямую связанное с интеллектуальным развитием ребенка. Это путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации.

Проблема развития речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения является актуальной и практически значимой в аспекте положений Федерального государственного  образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Среди отечественных исследователей проблеме развития речи у детей с умственной отсталостью уделяли следующие ученые: А.К. Аксёнова, М.Ф. Гнездилов, С.Ю. Ильина, С.В. Комарова, Р.И. Лалаева, А.А. Магутина, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, М.А. Поваляева, Г.В. Савельева, М.И. Шишкова, а также зарубежные педагоги и дефектологи: Ж. Демор, И.Г. Песталоцци, Э. Сеген, М. Монтессори и другие.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с нарушениями интеллекта способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации. Поэтому в свете решения этой проблемы весьма актуально представляются вопросы речевого развития  школьников с особыми образовательными потребностями.

        У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых разных сторонах речевой деятельности. Они значительно позже овладевают речью, чем их нормальные сверстники. Дети с особыми образовательными потребностями часто не знают названий, постоянно встречающихся и, казалось бы, хорошо знакомых им предметов. Еще меньшим кругом слов располагают ученики для обозначения действий. И крайне редко появляются в речи этих детей слова, характеризующие свойства и качества предметов. Следует отметить, что в речи детей с интеллектуальными нарушениями редко употребляются термины и обобщающие слова, поэтому их речь страдает неточностью и недостаточной обобщенностью. Бедность словарного запаса делает их  высказывания однообразными и шаблонными. Активная устная речь и на первых порах, и в дальнейшем развивается аномально. Усвоение звуковой стороны и лексико-грамматического строя родного языка, а также развитие самостоятельной описательно-повествовательной речи протекает у детей  искаженно. В понимании обращенной речи у них имеются серьезные трудности. Это нарушает общение с окружающими, что резко сказывается на процессах мышления и других сторонах психики. Слабость осмысления внешнего мира, недоразвитие речи, сниженная эмоциональность, крайняя ограниченность интересов и недостаточная любознательность приводят к тому, что окружающая обстановка мало побуждает детей задавреать вопрреосы и высказреываться относиретельно предмеретов, с которреыми они действреуют и  явлерений, которерые они наблюдреают. Их разговреорная речь короретка, однослреожна, общерение с другреими детреьми и взрослреыми неполнреоценно, что, в свою очерреедь, задержреивает развиретие познавреательной деятелреьности.

         Рабреота над связреной речью осущесретвляется на всех урореках трудовреого обучерения. Больрешое внимарение уделяерется системреатической коррекреционной рабреоте по исправрелению недостреатков произнреошения, обогащреению словреаря, уточнерению граммаретического строя речи детей, развиретию у них разговреорно-диалогреической и простерейших форм монолорегической речи. Осоребое значерение имеет собствреенная практиреческая деятелреьность реберенка при ознакоремлении с новреыми, ранее неизверестными предмеретами. При ознакоремлении с изучаеремым предмеретом следреует предусремотреть следуюрещую последреовательность: узнаварение предмреета при сравнерении его с образрецом, предстреавленным в виде натурарельного объеректа или в виде картиренки; узнаварение по словесреному описарению и, накоренец, составреление расскреаза-описарения изучаеремого предмреета.

Для активирезации познавреательной деятелреьности полерезно испольрезовать в процерессе урока дидактреические игры: «Найди инструремент по описарению» (игра проводреится при закрепрелении знарений об инструрементах, применреяемых  для изготоревления того или иного издерелия), «Чудесреный мешоречек» (дети угадывреают, что лежит в мешоречке, описывреают признреаки предмреета, восприренимаемые  на ощупь), «Угаредай професресию» (один учереник изобрарежает какую-либо професресию, остальреные дети отгадыревают) и др.

Уроки  трудовреого обучерения долрежны включреать в себя коллекретивное и индивиредуальное составреление устреных расскарезов по плану, даннреому учитерелем, по опорреным слоревам, по иллюстрерациям, что позволреяет закрепреить знарения, получеренные в процерессе урока, на новом уроревне развиретия познавреательной деятелреьности детей. На обучаюрещих урореках осоребое внимарение необхоредимо уделреять методреике проведреения бесрееды по вопроресам. Формулреировкой вопроресов надо заинтерересовать даже крарейне пассивреных детей. Поэтреому среди предларегаемых вопроресов обязатреельно долрежны встречреаться легрекие. Такое чередоревание вопроресов вызоревет больреший интеререс и заострерит внимарение всех учениреков кларесса.

На перревых этарепах обучерения речь детей бедна и однообреразна. Они употреребляют неточреные выражерения, часто дополнреяют свой рассреказ мимирекой, жестреами, обращреают внимарение на несущерественные детреали. В то же время в высказреывании ощущаерется недоскреазанность. Имея знарения, необхоредимые для отвреета, дети часто не могут сформурелировать свою мысль, найти подходреящие слова. Системреатическая рабреота над формирреованием высказреываний обучаюрещихся, требовреание обоснореванности и разверренутости отверетов позволреяет достреичь значитреельных резульретатов в развиретии устреной речи, в обогащреении ее разнооребразными синтакресическими констрреукциями.

Чрезвыречайно важно приучреать детей к точнорести употреребления слов при отвреете, в испольрезовании выразиретельных средреств языка, что, в свою очерреедь, обесперечивает закрепреление знарений, получеренных на урореках трудовреого обучерения. Приреемы рабреоты над слоревом разнооребразны. В отдельреных случреаях проворедят ее, предларегая всем детям подобрреать подходреящее слово, наиборелее точно выражареющее свойсретво или дейстревие предмреета. Самые развиретые ученреики угадывреают нужреное слово, и на этом рабреота заканчреивается. Между тем, дети, речь которерых, главреным обрарезом, и нуждаерется в обогащреении новреыми словреами, продолрежают оставареться в неведерении того, какое слово в данреном слуречае являерется подходреящим, почреему учитреель считреает его наиборелее подходреящим.

Приврееду примрееры упражнреений, которерые помогреают расширреить словарреный запас детей, приучреают к более точнреому испольрезованию слов и связреной речи.

Учитреель назывреает несколреько свойреств, качереств или дейстревий,  характреерных для даннреого предмреета. Дети долрежны угадреать этот предремет. Затем ученреики указывреают его свойсретва или расскарезывают, какие дейстревия он произвреодит. Наприремер. Учитреель говорерит: «Делреает одережду гладрекой, силреьно нагревреается, работреает от электрреичества». Дети отвечреают: «Утюг». Далее учитреель предларегает подобрреать еще подходреящие слова, характрееризующие утюг, а также вспомнреить правреила безопаресной рабреоты с ним. Если дети хорреошо читреают, можно предлорежить им выбрреать из спиреска те словосреочетания, которерые наиборелее точно характрееризуют тот или иной предремет. Возморежен и такой вид рабреоты: учитреель дает детям начреало расскреаза, дети долрежны его закончреить, отверечая на вопрреосы, поставреленные учитерелем. Формирреованию умерения строреить связреное устреное высказреывание способрествует правилреьно органирезованное составреление коллекретивных устреных расскарезов на любую тему. Часто этот вид рабреоты применреяется при обобщерении пройдеренного материреала. Наприремер, составреляются расскреазы на темы: «Инструременты и приспоресобления для шитья», «Машинреные швы», «Хлопчаретобумажные ткани», «Постелреьное белье» и т.д. В процерессе составреления коллекретивного расскреаза перед кажредым учениреком стоит задреача дать свой, отличареющийся от друрегих, ответ на вопрерос учитрееля. Учитреель предларегает уточнреить, дополнреить предшерествующий ответ, сказреать о том же выразиретельнее, красиревее, полренее, построреить свой ответ правилреьнее, по-другреому.

В ходе рабреоты над расскарезом о практиреческих действреиях или по иллюстрерации необхоредимо последреовательно и системреатически формирреовать у детей умерение оценивреать собствреенные высказреывания и отврееты одноклреассников, что способрествует развиретию осознаренного стремлреения расскарезать об увиденреном как можно точренее и полренее. К отверетам детей следреует относиреться берережно, выслушреивать каждреого до конца. Даже в неполреных и неточреных отверетах нужно найти что-то положиретельное и дать реберенку почувсретвовать, что его усирелия были не напрасреными. Это являерется стимурелом для появлерения у детей уверенрености в своих силах.

В рабреоте педагреога по развиретию связреной речи и обогащреению словарреного запреаса детей необхоредимо соблюдреать следуюрещие принцреипы:

  1. К рабреоте по практиреческой группиреровке и словесреной классирефикации пристурепать после того, как создреана конкреретная оснреова для образоревания общреего поняретия и реберенок знареком с конкреретными предмеретами. Для правилреьной группиреровки предмеретов детреьми и точнреого словесреного обознаречения групп огромреное значерение имеет самостреоятельное выделерение ребенреком их признареков и свярезей. Изуречая предмрееты, реберенок долрежен выделреять не проресто много признареков в нем, а те, которерые позволреяют понреять этот предремет глуребже, полренее, лучше, чем прережде, т.е. находреить те основарения, по которерым кажредый отдельреный предремет может быть отнересен к той или иной груреппе.
  2. Осноревой формирреования обобщареющих поняретий являюрется практиреческие дейстревия обучаюрещихся с предмеретами. Наприремер, упражнреения в соотнересении конкреретных предмеретов к общреему слову - назварению груреппы (молореток, рубаренок, долреото, ножоревка – инструременты). Также достатреочно эффектреивны упражнреения в самостреоятельном словесреном обознаречении готоревой груреппы из 4-5 предмеретов, затем из 2-3 предмеретов, исключреение неподхреодящего предмреета.  
  3. Вводя в словреарь детей новые, неупотреребляемые ранее термреины, надо сначреала употререблять назварение груреппы, более доступреное и понятреное детям, давая его как можно чаще в разверренутой форме, наприремер: «Ткани, которерые получреают из растерения хлопчаретник», «Инструременты и приспоресобления, необхоредимые для выширевки».

При изучерении новых тем и повторреении пройдеренного материреала целесореобразно испольрезовать различреные вариаренты таких дидактреических игр, как: «Четверретый лишрений», «Назреови одним слоревом», «Наврееди поряредок» и др.

Перечиресленные формы рабреоты, направреленные на развиретие речи обучаюрещихся с нарушерениями интеллреекта, не исчерпреывают всех путей преодореления общреего  недорарезвития речи детей. Толреько пристарельное внимарение учитрееля на то, как кажредый учереник участвреует в бесрееде, комменретирует выполнреенную  рабреоту, насколреько он граморетно и полно высказреывается, позворелит оказреать ему необхоредимую и своевррееменную помреощь.

Библиографический список

1. Бельская И.Л. Учимся правильно говорить. – Минск: Юнипресс, 2006.

2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Г. Зикеев. – М., 2007. –  200 с.

3. Мозговой В.М. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Межвузовский сборник научных трудов / В.М. Мозговой. – М., 2007. – 241 с.

4. Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схемах, вопросах и ответах. Методические рекомендации / сост-ль Р.И. Купчинов. – Минск.: БНТУ, 2015. – 277 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 78 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана  классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, д...

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....

Эссе Развитие познавательных УУД у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Данная работа может представлять интерес для учителей, обучающих детей с ОВЗ....

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....

Статья "Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения"

Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения...