Эссе Развитие познавательных УУД у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики
материал

Андреева Юлия Васильевна

Данная работа может представлять интерес для учителей, обучающих детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_razvitie_poznavatelnyh_uud.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Юлия Васильевна Андреева,

учитель, первая квалификационная категория,

ГБОУ ЛО «Волосовская школа – интернат,

реализующая адаптированные образовательный программы»

Эссе

Развитие познавательных УУД у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

1. Краткая аннотация работы

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно много знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.

Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.

Данная работа может представлять интерес для учителей, обучающих детей с ОВЗ.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2. Обучение математике детей с интеллектуальными нарушениями

2.3. Функции, состав и характеристика УУД обучающихся с умственной отсталостью

2.4. Особенности формирования УУД на уроках математике

2.5. Учебные задания на уроках математике для формирования УУД

2.6. Заключение

3. Список использованных источников и литературы

2.1. Введение

Одним из приоритетных направлений государственной политики и деятельности системы образования Российской Федерации на современном этапе является образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. определены категории обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в создании особых условий для получения ими качественного образования в соответствии с имеющимися у них особыми образовательными потребностями. Среди указанных в Федеральном законе категорий обучающихся с ОВЗ — дети с умственной отсталостью. Данная группа детей является достаточно многочисленной и весьма разнородной в связи с различной степенью нарушения интеллектуального развития. Правовое регулирование вопросов получения качественного образования детьми, относящимися к данной категории, в настоящее время определяется Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.

Особенностью курса математики, изучаемого обучающимися с интеллектуальными нарушениями, является направленность на формирование у них социальных (жизненных) компетенций, умению применять полученные математические знания в повседневной жизни и в профессионально-трудовой деятельности. Практическая направленность курса математики, реализуемого в целях достижения планируемых результатов освоения АООП, проявляется в особом содержании математического материала, предназначенного для изучения обучающимися, в выборе специальных методов, приемов и средств обучения, отличных от тех, которые применяются при обучении детей с нормальным интеллектуальным развитием.

2.2. Обучение математике детей с интеллектуальными нарушениями

Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальными нарушениями представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития их познавательной и эмоционально-волевой сфер. У всех учащихся со сниженным интеллектом отмечается нарушение объема и темпа восприятия. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно- образного и словесно-логического) у таких детей в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Наблюдаются специфические трудности в осуществлении таких мыслительных операций, как обобщение, конкретизация, сравнение, анализ, синтез и т. д. Существенные отличия по сравнению с нормально развивающимися сверстниками проявляются и в развитии памяти, внимания, воображения, речи детей с интеллектуальными нарушениями. Эти специфические особенности познавательной деятельности учащихся существенно затрудняют формирование у них математических знаний и умений.

В процессе обучения математике предусматривается решение следующих основных задач:

— формирование доступных учащимся с интеллектуальными нарушениями математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

—        коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств учащихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

—        формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Изучение математики ведется с учетом реальных возможностей обучающихся. Система упражнений на формирование УУД способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, появлению у них общеучебных умений.

2.3. Функции, состав и характеристика УУД обучающихся с умственной отсталостью

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. В качестве универсальных учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) УУД целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Характеристика универсальных учебных действий

Группа УУД

Учебные действия и умения

Личностные учебные действия

- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные учебные действия

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

2.4. Особенности формирования УУД на уроках математике

Основным средством формирования универсально учебных действий в курсе математики являются разнообразные варианты учебных заданий и дидактические упражнения. Особая роль уделяется наглядности и использованию ИКТ, что позволяет учащимся лучше воспринимать и запоминать материал.

Учебные задания (выбери, сравни, найди закономерность, наблюдай, сделай вывод) нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя умение действовать в соответствии с поставленной задачей. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различия; проводить сравнение и классификацию по определенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте, его структуре, свойствах; учат обобщать.

На мой взгляд, презентации являются неотъемлемой частью урока. При создании презентации к уроку я выстраиваю в систему тот материал, который нужно было повторить и обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составил определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока.

Необходимо подбирать и использовать на уроках тренажеры, онлайн-тесты, викторины, олимпиады, кроссворды которые помогут в нестандартных условиях оценить знания учащегося. Данный вид работ вызывает интерес у школьников и способствует развитию познавательных УУД.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, формирование познавательной активности.

2.5. Учебные задания на уроках математике для формирования УУД

При работе на уроках математики я применяю следующие упражнения.

Упражнения для развития памяти:

•        попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд, представленный на экране;

•        повторите за учителем любое правило или определение (затем на экране появляется формулировка);

•        перечислите предметы, изображённые на экране, и рассматриваемые в течение 15 с.

Упражнения для развития внимания, наблюдательности:

•        воспроизведите увиденное на экране (время просмотра −10 с);

•        найдите различия на двух похожих картинках (рисунках, чертежах);

•        называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;

•        рисование глазами различных объектов;

•        сортировка предметов, фигур, слов, чисел и т. д.;

•        концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;

•        определение на взгляд количества букв, слов, размеров, объема и т. д. (изображения на экране).

Упражнения для развития воображения:

•        составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов;

•        составьте узоры, рисунки из геометрических фигур – практическая работа на ПК;

•        мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам и т. д.

Упражнения для развития ощущений:

•        счет на ощупь (фигуры, фишки и т. д.);

•        определение предмета на ощупь;

•        укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки или карандаша.

Упражнения для развития устной и письменной речи:

•        обязательное ежедневное чтение на уроке;

•        знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение);

•        математический диктант;

•        комментированное решение;

•        упражнения «Продолжите определение».

Упражнения для развития творчества:

•        составление задач, примеров, кроссвордов;

•        выполнение рисунков, чертежей;

•        уроки фантазии «Путешествие с окружностью» (треугольником, квадратом, лучом и т. д.);

•        сочинение математических сказок.

Упражнения для развития мышления:

•        ежедневный устный счет;

•        игры «Не сбейся», «Считаем пятерками от 100 до 200» и т. д.;

•        выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;

•        логические задачи; ребусы, кроссворды и т. д.

Хотелось отметить, что устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики и влияет на мыслительные процессы школьника. Он помогает, переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы. В устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

2.6. Заключение

В основе формирования универсальных учебных действий лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний и умений. Формирование УУД у детей с интеллектуальными нарушениями имеет важную роль в обучении, так как увеличивает лучшую готовность обучающегося к дальнейшей трудовой деятельности.

Формирование универсальных учебных действий происходит на каждом этапе урока. При правильной формулировке заданий оно становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.

Систематическое применение развивающих упражнений учит детей подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приемы рассуждений в нестандартные ситуации, обучает приемам организации мыслительной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся и развитию у детей познавательных процессов.

3. Список использованных источников и литературы

  1. Закирьярова Р. З. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. -2016.-№5.-С. 130-13
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / Под ред. А .Г. Асмолова. М.: «Просвещение»,2010.165 с.
  3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 25.06.2022).
  4. Математика. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Н. Перова, Т. В. Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьева. — М. : Просвещение, 2017. — 298 с.
  5. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 08.07.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...

Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Активизация познавательной деятельности учащихся (с интеллектуальными нарушениями) на уроках математики.

Ребёнок с особыми образовательными потребностямти - это ребёнок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы. Таким детя нужны обходные пути получения знан...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...

Экологическая познавательная викторина для обучающихся с интеллектуальными нарушениями "Праздник птиц"

Познавательная викторина с экологической направленностью "Праздник птиц" предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....