Активизация познавательной деятельности учащихся (с интеллектуальными нарушениями) на уроках математики.
статья по математике на тему

Маринова Галина Павловна

Ребёнок с особыми образовательными потребностямти - это ребёнок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы. Таким детя нужны обходные пути получения знаний. "Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами ... Это люди, которым судьба послала сложные испытания... Только сочувствия мало, надо развивать возможности" Л.И.Швецова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся (с интеллектуальными нарушениями) на уроках математики.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности» Л.И. Швецова

Будущее любой страны решается за школьной партой. Ребёнок с особыми образовательными потребностями – это ребёнок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы. Таким детям нужны обходные пути получения знаний. Группа учащихся с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с разными нарушениями в развития: интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы.

Уменьшить эти трудности можно только путём организации специального обучения, то есть обучение с учётом особых образовательных потребностей учащегося. Это можно достичь путём формирования у них:

  • познавательной мотивации;
  • положительного отношения к учению;
  • темп преподнесения новой информации замедленный;
  • инструкции лаконичны, чёткие.

В поурочном планировании отдельно отражается план деятельности на уроке для каждого ребенка. Включаю в него блок-заданий для детей с дифференцированным и индивидуальным подходом. На уроке проводится дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, даю разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум. Создание проблемных ситуаций в начале урока; привлечение занимательного материала; применение наглядных и технических средств обучения; эмоциональная насыщенность учебного содержания; создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных и игровых моментов. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимо предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от них к содержанию.

Для того чтобы работа по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся на уроке была более эффективной, необходимо обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятные для актуализации их потребностей, для установления эмоционального контакта с учителем, условия, в которых каждый школьник мог бы оказаться в ситуации успеха. Созданию таких условий на уроке способствуют дидактические игры.

Использование данных методов педагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностей мотивационных факторов деятельности учащихся, учитывая которые, педагогу будет легче понять потребности каждого ребенка, помочь ему в преодолении возникающих в процессе деятельности препятствий, способствуя тем самым построению школьниками мотива. Однако на каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.

"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным" Блез Паскаль

Игра на уроке – не развлечение, а особый метод стимулирования их активности. Игру, как любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Существуют определённые требования, о которых должен помнить учитель:

  • игра должна быть интересна;
  • играя, необходимо учить, давать или закреплять новые знания;
  • расширять кругозор учащихся.

Необходимо формировать у учеников интерес к числам так, чтобы они за миром чисел видел не сухие  цифры, а конкретные предметы и явления. Нельзя заставить ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать  и не бояться ошибок. Например, игра «Лови ошибку» 1% от 637 равен— 63,7;?

1% от 5407 равен — 540,7?

1% от 6000 равен — 600;?

1% от 123, 9 равен— 12,39;?..

Ученик знает, что есть ошибка, но в скольких примерах надо найти ошибку и объяснить, доказать свой ответ опираясь на правило. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлечённости. Я часто использую игру «Охота» придумали мы её с ребятами сами, её можно использовать при объяснении нового материала, а также при закреплении. Для этого на магнитной доске закрепляются рисунки нарт. Также в стороне крепятся ездовые собачки и не ездовые объявляется всему классу, что нужно собрать хорошую ездовую упряжку из5 собак, около каждой собачки задание , если решить правильно, значит можно эту собачку взять в упряжку, несколько собачек не ездовых, ребята должны быть внимательны ( должны увидеть эту собачку) объяснить , почему эту собачку мы не можем взять в упряжку. Этим подготовительным заданием заинтересовываю ребят, по опыту знаю, что даже у самых равнодушных можно пробудить интерес. Обязательно заостряю внимание, если всё учесть при сборах, то в дороге не придётся останавливаться на ремонт. Как правило ребята ответственно относятся к таким задачам которые связаны с их укладом жизни , определяют собачку  которую нельзя брать в пряжку и объясняют почему. Правильно собрав упряжку, отправляемся в путь, и здесь нас ждут «ловушки». На магнитной доске крепятся картинки животных: зайца, лисы, утки, нерпы, оленя, лося и т.д. Посмотрев на картинки внимательно, ребята определяют, что утки здесь не должно быть т.к. « Охота» зимняя, утки улетели. Ребята выбирают объект охоты, на кого охотится в первую очередь, многие выбирают оленя, обосновывают свой выбор , что сразу будет мясо для семьи, шкура из которой можно сшить всё необходимое для семьи главное тёплые вещи. Объясняют свой выбор ценностью продукта, необходимостью. Так как данная задача не абстрактная (хоть и математическая) она опирается на их жизненный опыт. Камчатская гонка на собачьих упряжках «Берингия» проводится ежегодно с 1990 года. Это беспрецедентный маршрут. На карте он составляет порядка 2050 километров, но на местности, когда «Берингия» реально пойдёт по камчатским сёлам, дистанция может незначительно поменяться. Переход от Милькова до Тиличик  –  это традиционный маршрут «Берингии», которым гонка проходит в чётные годы. Им каюры пойдут уже в третий раз. А участок от Тиличик до Марково – новый, он будет частично пролегать по Олюторскому району и по всему Пенжинскому. В этом году за звание победителя боролись 14 каюров. Ребята не остаются равнодушными, когда проходит «Берингия» принимают участие в оформлении плакатов, встречают участников «Беренгии» т.к. их маршрут проходит через наше село. Поэтому задачи составляю практического содержания. Правильно решённый пример, задача, значит, охотник не промазал, метко стреляет (ученик знает правила и правильно их использует). Если пример или задача решена с ошибкой, значит, охотник промазал, не правильно собрал упряжку.

Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Кроме того, надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности.

Ставя перед детьми учебную задачу, важно помнить:

  1. дети не владеют способом решения какой-то задачи;
  2. дети должны захотеть это узнать (то есть стремиться к решению этой задач) Для этого занятия провожу в различных формах: это деловые игры, дискуссии, беседы за круглым столом. В результате удаётся значительно расширить кругозор у школьников, заинтересовать, заставить поверить в свои способности Е.И. Игнатьев писал «…сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни вложить, ни в чью голову. Результаты надёжны лишь тогда, когда введены в область математических знаний и совершенствуются в лёгкой и приятной форме, а предметах и примерах обыденной и повседневной обстановке, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью»
  3. Много материала беру из газет «Олюторский вестник». Это очень удобно: про наше село, наш район, где мы живём. Много данных берём по сёлам .Например: как район подготовился к зиме , котельные села Тиличики полностью обеспечены углём (8063 тонны), Хаилино ( 3016 тонн по плану), Ачайваям ( 1095 тонн) .Полностью обеспечены углём котельные Пахачей и Апуки. Потребность в дизтопливе в сёлах: Ачайваям, Апука, Вывенка. Беру конкретные числа, составляю задачи. Обсуждаем, что произойдет, если не будет вовремя завезено дизтопливо, на сколько это серьёзно и т.д. такие задачи можно применять по теме: сравнение чисел, круговые, столбчатые, линейные диаграммы, сложение и вычитание с переходом через разряд. На материалах этих данных, ребята сами составляют задачи, ставят вопросы, которые необходимо решить, что способствует развитию их речи, расширяет кругозор.

В ходе практических занятий по математике замечено, что школьники, слабо решавшие задачи из учебника и не проявляющие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием.

Результаты выполнения математических задач на начало и

конец эксперимента

Задания, требующие исполнительской деятельности

Задания, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи практического содержания

Задания, включающие элементы поиска и творчества

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

1*

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

50%

85%

55%

55%

10

40%

30%

50%

0

8%

20%

30%

*1 - до эксперимента

  2 - после эксперимента

Основная задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой, индивидуальной, дифференцированной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессий с учётом их индивидуальных особенностей. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться.

Литература

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И.Щукиной. М., Просвещение, 1084.

2. Мотивы учения и пути их формирования в учебно-воспитательном процессе. Л.В.Калашников. Минск, 1981.

3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М, Знание, 1993

4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования позновательных интересов учащихся М., 1989.
5. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...

Обобщение опыта « Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии»

Обобщение опыта "Активизация познавательной детельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии"...

Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики»

Применение; игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики...

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...