Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»
статья на тему

Сизова Наталья Александровна

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

 « Формирование познавательных действий  на уроках письма и развития речи»

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.

Психологическая интерференция – это ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. Психологическая интерференция препятствует успешному усвоению нового материала. Мне, как учителю русского языка, постоянно приходится сталкиваться с этим явлением при формировании грамотного письма. Ученики легко усваивают лишь частное правило. Трудности начинаются тогда, когда на тот же опознавательный сигнал накладывается новая информация в виде сложного, громоздкого правила.  

Детям с нарушением интеллекта очень сложно извлечь нужное из бесчисленного потока информации.

Какие приемы преодоления психологической интерференции можно использовать?

Прием 1.  

Каждое правило представляется в виде схемы из 3-х шагов. Это позволяет легко запомнить порядок ее применения. Хорошо, когда алгоритм применения правила рифмуется и сопровождается рисунком, в котором в образах воспроизводится порядок применения правила.

Например, сводное правило «Мягкий знак после шипящих» помогают удержать в памяти рифмовка и иллюстрации.

При таком изучении материала активизируются зрительный, речедвигательный анализаторы. Забавные картинки делают учебный материал интересным и занимательным.

Прием 2-  это графическое объяснение орфограммы. Оно позволяет надежно удержать ее в памяти. Подключается сразу 4 вида памяти:

а) эмоциональная. Забавные, смешные картинки вызывают у ребят повышенный интерес, положительные эмоции при усвоении данного правила;

б) речедвигательная. Внешнее проговаривание, по-научному -  кинестезия;

в) зрительная. Вы запоминаете опознавательный сигнал орфограммы и условия выбора написания;

г) логическая. Выделяя орфограмму, вы внутренне проговариваете правило. И дверь в долговременную память открыта.

Рассмотрим пример. «Правописание букв ы-и после ц».

В данном случае психологическая интерференция возникает вследствие того, что несколько правил входит в состав обобщенного. Мы находим способ решения орфографической задачи: выбор написания зависит от того, где находится орфограмма: в корне или за корнем.

Работаем со схемой

Выделяем корень слова. Если орфограмма в корне, пишется и: цирк, панцирь. И  пишется также в словах на  –ция:  электростанция, традиция.

За корнем (кроме  -ция) надо писать ы:  птицы, куцый, сестрицын.

Необязательно выделять суффикс и окончание, достаточно только убедиться, что орфограмма находится за корнем. Это поможет удержать правило в памяти.

Исключения заучиваем предложением:  « Цыган на цыпочках  цыкнул цыпленку: «Цыц!» -  и наглядно закрепляем составлением рисунка с этими словами. Иногда достаточно легкой ассоциации – и проблема интерференции снимается полностью.

Переходим к следующей обобщенной теме «Орфограммы в окончаниях».

27% ошибок, допускаемых обучающимися в письменных работах, приходится на орфограммы в окончаниях.

     Причина объясняется сложностью алгоритма применения правила.

1-ый блок.

   Буквы е и и в окончаниях имен существительных

   Вспомогательное правило учит проверять е/и в окончаниях, минуя категорию падежа, и рекомендует определять гласную в окончаниях существительных 1-го склонения по аналогии с ударным окончанием слова «река», во 2-ом склонении всегда писать е, в 3-ем – и. Это снимает страх забыть или перепутать орфографические правила.

2-ой блок.

    Практический способ проверки окончания имен прилагательных основан на совпадении окончания вопроса «какой?»  и окончания проверяемого прилагательного. Это дает возможность проверять падеж окончания методом аналогии: какое окончание в вопросе, такое и в слове (кроме И.п., м.р., ед.ч.): осень (какую?) раннюю.

3-ий блок. 

   При изучении окончаний глаголов  используем алгоритм.

   Он состоит из 3-х шагов.

Алгоритм применения правила

1. Поставить глагол в начальную форму (что (с)делать?):

                    ll спр.                                              l спр.

        На -Ить + 11 гл.- искл. -                   НЕ на -Ить + брить, стелить –

                                                                         

        в окончании                                         в окончании

        И, АТ, ЯТ                                            Е, УТ, ЮТ

Образец рассуждения:

Кле..м – надо поставить глагол в начальную форму: что делать? Клеить – на

-ИТЬ, в окончании – И, клеим;

Ла..т – что делать? – лаять – не Ить, в окончании Е – лает;

Пил..т – что делать? – пилить – на -Ить, в окончании И - пилит;

Они кос..т – что делать? – косить – на -Ить,  окончание – ЯТ – косят;

Они шепч..т – что делать? – шептать – не Ить – надо писать УТ – шепчут.

При желании воспользуемся рифмованным алгоритмом-помощником:

   Как окончанье глагола узнать?-

   Начальную форму глаголу придать.

   Если -ить в конце услышишь -  

   И, - ат, - ят в глаголах пишешь.

   Не на – ить, - запомни: тут

   В окончанье  е, -ут, -ют.

   Глаголы-исключения запоминаем по рифмованному правилу, которое стало школьным фольклором:

    Гнать, держать, дышать, зависеть,

    Видеть, слышать и обидеть,

    И еще терпеть, вертеть,

    Ненавидеть и смотреть.

    Вы запомните, друзья,

    Их на е спрягать нельзя.

   Этот мнемотехнический прием запоминания поможет удержать информацию в долговременной памяти.

    При изучении темы «Правописание приставок» рифмованное правило способствует быстрому запоминанию  и помогает оперативно проверить орфограмму.

   Изменяемые приставки на з//с.

В приставках из-, воз-, через-, раз- и  без-, низ-

                        Всегда перед звонкими пишется з.

                        А если с глухою приставка встречается,

                        Концовка приставки на с изменяется.        

    Чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-, необходимо различать их значения.

    Предлагаем воспользоваться рифмованным алгоритмом применения обобщенного правила.

Пре- или при- ?

На значенье смотри:

Близость, чуть-чуть, -

Значит, пишем при-.

На пере- иль очень

Возможна замена –

Пре- в этом слове

Пиши непременно!

  Четкая  и лаконичная рифмованная формулировка облегчит запоминание.

   В коррекционной школе, где педагогические усилия необходимо направить на формирование практических навыков грамотного письма и одновременно ограничить объем изучаемого материала, разгрузить память, обучение орфографии путем преодоления интерференции перспективно.

Таким образом, данные приемы помогают облегчить восприятие изучаемого материала и обеспечивают его практическую направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.Задачи:- акту...