Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

1) облегчить восприятие изучаемого материала ограничением объема информации с помощью краткого сводного правила и схемы из 3 - х шагов;

2) формировать навык грамотного письма через графическое объяснение орфограммы;

3) использовать позитивные средства стимуляции учебной деятельности, повышать мотивацию с помощью мнемотехнических приемов запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Преодоление психологической интерференции у обучающихся с  интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе»

 Слайд 2:

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.

Психологическая интерференция – это ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. Психологическая интерференция препятствует успешному усвоению нового материала. Мне, как учителю русского языка, постоянно приходится сталкиваться с этим явлением при формировании грамотного письма. Ученики легко усваивают лишь частное правило. Трудности начинаются тогда, когда на тот же опознавательный сигнал накладывается новая информация в виде сложного, громоздкого правила.  

Детям с нарушением интеллекта очень сложно извлечь нужное из бесчисленного потока информации.

Какие приемы преодоления психологической интерференции можно использовать?

Слайд 3

Прием 1.  

Каждое правило представляется в виде схемы из 3-х шагов. Это позволяет легко запомнить порядок ее применения. Хорошо, когда алгоритм применения правила рифмуется и сопровождается рисунком, в котором в образах воспроизводится порядок применения правила.

Например, сводное правило «Мягкий знак после шипящих» помогают удержать в памяти рифмовка и иллюстрации.

При таком изучении материала активизируются зрительный, речедвигательный анализаторы. Забавные картинки делают учебный материал интересным и занимательным.

Слайд 4

Прием 2-  это графическое объяснение орфограммы. Оно позволяет надежно удержать ее в памяти. Подключается сразу 4 вида памяти:

а) эмоциональная. Забавные, смешные картинки вызывают у ребят повышенный интерес, положительные эмоции при усвоении данного правила;

б) речедвигательная. Внешнее проговаривание, по-научному -  кинестезия;

в) зрительная. Вы запоминаете опознавательный сигнал орфограммы и условия выбора написания;

г) логическая. Выделяя орфограмму, вы внутренне проговариваете правило. И дверь в долговременную память открыта.

Слайд 5

Рассмотрим пример. «Правописание букв ы-и после ц».

В данном случае психологическая интерференция возникает вследствие того, что несколько правил входит в состав обобщенного. Мы находим способ решения орфографической задачи: выбор написания зависит от того, где находится орфограмма: в корне или за корнем.

Работаем со схемой

Выделяем корень слова. Если орфограмма в корне, пишется и: цирк, панцирь. И  пишется также в словах на  –ция:  электростанция, традиция.

За корнем (кроме  -ция) надо писать ы:  птицы, куцый, сестрицын.

Необязательно выделять суффикс и окончание, достаточно только убедиться, что орфограмма находится за корнем. Это поможет удержать правило в памяти.

Исключения заучиваем предложением:  « Цыган на цыпочках  цыкнул цыпленку: «Цыц!» -  и наглядно закрепляем составлением рисунка с этими словами. Иногда достаточно легкой ассоциации – и проблема интерференции снимается полностью.

Переходим к следующей обобщенной теме «Орфограммы в окончаниях».

27% ошибок, допускаемых обучающимися в письменных работах, приходится на орфограммы в окончаниях.

     Причина объясняется сложностью алгоритма применения правила.

Слайд 6

1-ый блок.

   Буквы е и и в окончаниях имен существительных

   Вспомогательное правило учит проверять е/и в окончаниях, минуя категорию падежа, и рекомендует определять гласную в окончаниях существительных 1-го склонения по аналогии с ударным окончанием слова «река», во 2-ом склонении всегда писать е, в 3-ем – и. Это снимает страх забыть или перепутать орфографические правила.

Слайд 7

2-ой блок.

    Практический способ проверки окончания имен прилагательных основан на совпадении окончания вопроса «какой?»  и окончания проверяемого прилагательного. Это дает возможность проверять падеж окончания методом аналогии: какое окончание в вопросе, такое и в слове (кроме И.п., м.р., ед.ч.): осень (какую?) раннюю.

Слайд 8

3-ий блок. 

   При изучении окончаний глаголов  используем алгоритм.

   Он состоит из 3-х шагов.

Алгоритм применения правила

1. Поставить глагол в начальную форму (что (с)делать?):

                    ll спр.                                              l спр.

        На -Ить + 11 гл.- искл. -                   НЕ на -Ить + брить, стелить –

                                                                         

        в окончании                                         в окончании

        И, АТ, ЯТ                                            Е, УТ, ЮТ

Образец рассуждения:

Кле..м – надо поставить глагол в начальную форму: что делать? Клеить – на

-ИТЬ, в окончании – И, клеим;

Ла..т – что делать? – лаять – не Ить, в окончании Е – лает;

Пил..т – что делать? – пилить – на -Ить, в окончании И - пилит;

Они кос..т – что делать? – косить – на -Ить,  окончание – ЯТ – косят;

Они шепч..т – что делать? – шептать – не Ить – надо писать УТ – шепчут.

Слайд 9

При желании воспользуемся рифмованным алгоритмом-помощником:

   Как окончанье глагола узнать?-

   Начальную форму глаголу придать.

   Если -ить в конце услышишь -  

   И, - ат, - ят в глаголах пишешь.

   Не на – ить, - запомни: тут

   В окончанье  е, -ут, -ют.

   Глаголы-исключения запоминаем по рифмованному правилу, которое стало школьным фольклором:

    Гнать, держать, дышать, зависеть,

    Видеть, слышать и обидеть,

    И еще терпеть, вертеть,

    Ненавидеть и смотреть.

    Вы запомните, друзья,

    Их на е спрягать нельзя.

   Этот мнемотехнический прием запоминания поможет удержать информацию в долговременной памяти.

Слайд 10

    При изучении темы «Правописание приставок» рифмованное правило способствует быстрому запоминанию  и помогает оперативно проверить орфограмму.

   Изменяемые приставки на з//с.

В приставках из-, воз-, через-, раз- и  без-, низ-

                        Всегда перед звонкими пишется з.

                        А если с глухою приставка встречается,

                        Концовка приставки на с изменяется.        

    Чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-, необходимо различать их значения.

    Предлагаем воспользоваться рифмованным алгоритмом применения обобщенного правила.

Пре- или при- ?

На значенье смотри:

Близость, чуть-чуть, -

Значит, пишем при-.

На пере- иль очень

Возможна замена –

Пре- в этом слове

Пиши непременно!

  Четкая  и лаконичная рифмованная формулировка облегчит запоминание.

   В коррекционной школе, где педагогические усилия необходимо направить на формирование практических навыков грамотного письма и одновременно ограничить объем изучаемого материала, разгрузить память, обучение орфографии путем преодоления интерференции перспективно.

Таким образом, данные приемы помогают облегчить восприятие изучаемого материала и обеспечивают его практическую направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы  специальных ( коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида.  Подготовитель...

рабочая программа по письму и развитию речи 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Данная рабочая программа составлена мною на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой)...

Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию....

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен....