ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
презентация к уроку

Голубева Надежда Сергеевна

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.

География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду, так и социум, налаживает пути коммуникации человечества, развивает культурологический и гуманистический  потенциал подрастающего поколения. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизнедеятельности, вклад людей в развитие мировой цивилизации.

География, в силу своего содержания, обладает большими коррекционными возможностями, а также способствует социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Учебный процесс с использованием коррекционно-развивающих упражнений и современных технологий (мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы) позволяют школьнику  с интеллектуальными нарушениями сформировать свой словарный запас посредством изучения географического материала и научных понятий, адаптироваться в мире современной страноведческой информации, расширить кругозор.

На уроках географии учитель постоянно сталкивается с необходимостью учета особенностей различных категорий детей с нарушениями интеллекта. Дифференцированный и индивидуальный подходы позволяют решать ряд педагогических задач, связанных с формированием, осознанным усвоением и закреплением географических представлений и понятий.

В процессе изучения каждой конкретной темы выделяются группы по уровню овладения географическими знаниями и рассматриваются вариативные задания, которые позволяют сформировать и закрепить все компоненты общегеографических и метапредметных знаний.

Содержание курса географии способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию позитивного мировосприятия и мироотношения личности ребёнка, формированию его материалистического мировоззрения и дает богатейший материал для нравственно-духовного, патриотического и эстетического воспитания.

Курс географии, как общеразвивающий предмет, в котором на протяжении всего курса пятилетнего обучения, прослеживаются метапредметные связи, многие темы имеют практическую направленность, что способствует социализации ребенка. Уроки географии предоставляют неограниченные возможности для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и формирования у них общей культуры человека, в том числе и  экологической культуры. Практическая значимость экологического образования особенно велика в рамках социальной политики государства на современном этапе - 2017 год объявлен Годом экологии в России.

Что­бы вос­пи­тать фи­зи­че­ски здо­ро­во­го, социально-ориентированного, и социально-адаптированного  че­ло­ве­ка, не­об­хо­ди­мо под­дер­жи­вать в нем положительные эмо­ции, создавать благоприятную среду, осуществлять взаимодействие  всех служб Центра.

 Для решения этой задачи необходимы мероприятия, представляющие собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленному на формирование стремления к преодолению жизненных трудностей и мотива достижения успеха, использовать систему приемов и методов, способствующая созданию  комфортной образовательной среды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» (ГАУ ДПО СОИРО) Кафедра воспитания и социализации детей и молодёжи ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Олигофренопедагогика» ГОЛУБЕВОЙ НАДЕЖДЫ СЕРГЕЕВНЫ Научный руководитель: доцент ГАУ ДПО СОИРО Иванов Владимир Матвеевич Смоленск 2017

Слайд 2

Организационно-педагогические условия 1 . Социальные процессы происходящие обществе - новые цели образования - центр личность и ее внутренний мир. 2. В сознании обучающихся с нарушением интеллекта обучение и воспитание едины, поэтому формирование взглядов и принципов, норм поведения по отношению к окружающей их среде, социуму важны во всех формах деятельности. У читель имеет определенный эталон развития, к которому стремится приблизить ребенка, с учетом средневозрастных норм развития, он создает такие условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. 3. Воспитание физически здорового, социально-ориентированного, и социально-адаптированного человека – это поддержка в нем положительных эмоций через благоприятную и комфортную образовательную среду. 4. Подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества- это создание условий для самореализации личности, повышение самооценки учащихся и их самоконтроля, мотивации учебной деятельности.

Слайд 3

Программа развития Основание: комплексность : план работы по коррекции здоровья каждого ребёнка учитывает медицинские показатели (школьный врач, медсестра), результаты психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель) диагностик; достоверность : оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учётом социального статуса ребёнка, семьи, условий обучения и воспитания; гуманистическая направленность : опора на потенциальные возможности ребёнка, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми; педагогическая целесообразность : интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) и родителей.

Слайд 4

Дорожная карта Реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в образовании - разработка вариативной дорожной карты . разработаны и апробируются программы - индивидуаль ная траектори я развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов, способностей ; скорректированы план ы учебно-воспитательной работы с учетом практико-ориентированной деятельности направленной на формирование жизненной компетенции обучающихся ; налажено сотрудничество с учреждениями области по социализации обучающихся , их участие в социально значимых проектах. 2. Реализация дифференцированного подхода для лиц с интеллектуальными нарушениями развития является необходимым условием, т.к. помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться более эффективного раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. 3. Реализация новых программ требует от учителей, преподающих географию, повышения своего теоретического уровня и творческого потенциала, постоянных поисков новых приемов работы.

Слайд 7

Особые образовательные потребности - ФГОС Стандарт - особые образовательные потребности: развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Деятельностный подход в обучении создаёт особые образовательные условия для развития мотивации и интереса к познанию окружающего мира, способствует стимуляции познавательной активности и позитивного отношения к окружающему миру. Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов . Особенно актуальным становится процесс взаимоотношений учителя и ученика, их места в системе получения и передачи знаний, взаимного самовыражения и самореализации. Учащиеся наряду с учебными знаниями, имеют особые образовательные потребности – применение полученной информации в реальной жизни.

Слайд 8

БУД и компетентности Материал программ расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, их практической направленности (академический компонент + жизненная компетенция). Такой подход в обучении, где используются два взаимодополняющих и взаимодействующих компонента, способствует развитию отношений учащихся с окружением в настоящем, а также помогает поддерживать сбалансированное развитие опыта школьников, учитывая их будущее, возможность стать более активными, независимыми и приспособленными в реальной каждодневной жизни. Базовые учебные действия и навыки (БУД) - базовые компетенции личности. Учитель организует процесс обучения так, чтобы формируемые знания были хорошо усвоены и учащиеся понимали главное в учебном материале. Жизненная компетенция – основа конечного результата обучения и воспитания личности обучающегося как вариант социально-психологической адаптации и интеграции выпускников в современное общество. Предметы естественно-географического цикла являются одними из самых продуктивных по формированию БУД, т.к. вырисовывают концепцию единого пространства людей и природы.

Слайд 9

Развитие ключевых образовательных компетенций Уровень сформированности БУД по предмету

Слайд 10

Курс географии География – наука с комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия. Налаживает пути коммуникации человечества, развивает культурологический и гуманистический потенциал подрастающего поколения. Курс географии , как общеразвивающий предмет, в котором на протяжении всего курса пятилетнего обучения, прослеживаются межпредметные связи, имеет многие темы практической направленности, что способствует социализации ребенка. Содержание курса географии способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию позитивного мировосприятия и мироотношения личности ребёнка, формированию его материалистического мировоззрения и дает богатейший материал для нравственно-духовного, патриотического и эстетического воспитания.

Слайд 11

Целеполагание Цель: формирование географической картины единого мира, сохранение природных и общечеловеческих ценностей, норм и правил международного сотрудничества и цивилизованного общения. Задачи: научить учащихся наблюдать (видеть) и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи; показать взаимозависимость природных явлений, особенности взаимодействия человека и природы, значимость природоохранных мероприятий; развивать речь учащихся, обогащая её лексический запас природоведческой терминологией, воображение и абстрактное мышление; определять профессиональные ориентиры, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе; корригировать недостатки психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их познавательные возможности и интересы; воспитывать у учащихся навыки взаимо- и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения; содействовать развитию эмоционально-волевых ( целенаправленность, терпеливость, настойчивость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность ) и духовно-нравственных качеств личности (па триотические, этнографические, эстетические, экологические).

Слайд 12

Принципы обучения усиление практической направленности изучаемого материала; выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опору на жизненный опыт ребёнка; опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; введение в содержание учебной программы коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Слайд 13

АООП -УМК Для достижения планируемых результатов освоения АООП всеми учениками была разработана и апробирована система дифференциации учебного материала по географии, в которой, учитываются образовательные потребности всех обучающихся с особыми образовательными потребностями. учебники географии для 6-9 классов (авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина); географические атласы, которые даны в качестве приложения к учебникам; пособия «Знаешь ли ты географию?» (авторы Т.М. Лифанова, Н.Б. Пшеничная); рабочие тетради по географии для учащихся 6-9 классов (автор Т.М. Лифанова). Разнообразие модифицированных заданий составлено с учетом уровня обучаемости школьников и применяются на разных этапах изучения географии (в период проверки знаний, во время закрепления или в качестве домашнего задания). Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям обучающихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер. Обучающимся по адаптированной программе необходимо постоянное повторение.

Слайд 14

Технологии работы Современные образовательные технологии делают занятия более наглядными и интересными, увеличивается дифференциация обучения и рационально организуется учебная деятельность, происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации личности, повышается самооценка учащихся и самоконтроль, повышается мотивация учебной деятельности. педагогика сотрудничества (командная, групповая работа); коллективного взаимообучения (организованный диалог, работа в парах); технология использования игровых методов: дидактические, ролевые, деловые игры и др.; проблемное обучение; информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие. Учебный процесс с использованием традиционных форм и методов работы (общеобразовательные, коррекционно-развивающие) и современных технологий (мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы) позволяют школьнику с интеллектуальными нарушениями сформировать свой словарный запас посредством изучения географического материала и научных понятий, адаптироваться в мире современной страноведческой информации, расширить кругозор.

Слайд 15

Мотивация-активизация Нетрадиционный подход в преподавании предмета (интеграция и инклюзия) направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Использую на уроках методы проблемного обучения (групповые дискуссии), технологию взаимоконтроля, ИКТ, уроки «открытия» новых знаний, уроки-рефлексии, уроки развивающего контроля, уроки-тренинги. Эмоционально обогащаю урок и учу пользоваться различными источниками информации: 1. ребусы, головоломки, пазлы, кубики, карточки, … - стимулируют познавательную активность, развивают интерес к предмету; 2. видеофрагменты по теме урока, ресурсы Интернета способствуют осознанному усвоению материала, т.к. найти интересный материал к уроку могут и сами обучающиеся; 3. книги, газеты и журнальные статьи, детские энциклопедии, … - работа с текстом формирует навыки чтения и облегчает понимание прочитанного; 4. географические кроссворды - поиск слов их расшифровка в словаре, служат мотивацией в познании нового; 5. макеты географических объектов из пластилина развивают моторику, которая побуждает к разным формам деятельности, в том числе к мыслительной.

Слайд 16

Ручной зоопарк Музей экологии Ипподром Московский зоопарк

Слайд 17

Музей анатомии Планетарий СмолГУ ЕГФ Смоленский зоопарк Океанариум

Слайд 18

Творчество=Успех Стратегия современного образования – дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и способности". Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизнедеятельности, вклад людей в развитие мировой цивилизации. Новые знания формируются на основе предшествующих и получают развитие от курса к курсу школьной географии. Если детям с ОВЗ создать ситуацию успеха и педагогическую поддержку, они с удовольствием будут участвовать в олимпиадах и конкурсах, т.к. это приносит удовлетворение школьникам, вызывать у них положительные эмоции, интерес к географии как учебному предмету. Среди учеников нашей школы много победителей и участников различного уровня. Главное - дать не только прочные знания, но и содействовать всестороннему развитию личности, воспитанию нравственных качеств школьника.

Слайд 21

Интернет - ресурсы Карта: http://fony-kartinki.ru/_ ph/49/2/828651956.jpg Глобус: https://img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig Книги: http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356213.png Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново



Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования»

(ГАУ ДПО СОИРО)

Кафедра  воспитания и социализации детей и молодёжи

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Олигофренопедагогика»

ГОЛУБЕВОЙ НАДЕЖДЫ СЕРГЕЕВНЫ

Научный руководитель:

доцент ГАУ ДПО СОИРО

Иванов Владимир Матвеевич

 

Выпускная квалификационная работа  защищена

«____»______________ 2017 г.

Смоленск

2017

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии        5

1.1. Особенности психофизического развития детей, имеющих интеллектуальную недостаточность        5

1.2.      Организационно-педагогические условия формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии        9

Вывод по 1 главе        13

Глава 2. Система использования организационно-педагогические условий формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии        17

2.1. Диагностика состояния проблемы в практике работы  Центра        17

2.2. Методика использования организационно-педагогические условий формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии        21

Вывод по 2 главе        27

Заключение        30

Список литературы        33

Приложение        35


Введение

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.

География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду, так и социум, налаживает пути коммуникации человечества, развивает культурологический и гуманистический  потенциал подрастающего поколения. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизнедеятельности, вклад людей в развитие мировой цивилизации.

География, в силу своего содержания, обладает большими коррекционными возможностями, а также способствует социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Учебный процесс с использованием коррекционно-развивающих упражнений и современных технологий (мультимедийные и цифровые образовательные ресурсы) позволяют школьнику  с интеллектуальными нарушениями сформировать свой словарный запас посредством изучения географического материала и научных понятий, адаптироваться в мире современной страноведческой информации, расширить кругозор.

На уроках географии учитель постоянно сталкивается с необходимостью учета особенностей различных категорий детей с нарушениями интеллекта. Дифференцированный и индивидуальный подходы позволяют решать ряд педагогических задач, связанных с формированием, осознанным усвоением и закреплением географических представлений и понятий.

В процессе изучения каждой конкретной темы выделяются группы по уровню овладения географическими знаниями и рассматриваются вариативные задания, которые позволяют сформировать и закрепить все компоненты общегеографических и метапредметных знаний.

Содержание курса географии способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию позитивного мировосприятия и мироотношения личности ребёнка, формированию его материалистического мировоззрения и дает богатейший материал для нравственно-духовного, патриотического и эстетического воспитания.

Курс географии, как общеразвивающий предмет, в котором на протяжении всего курса пятилетнего обучения, прослеживаются метапредметные связи, многие темы имеют практическую направленность, что способствует социализации ребенка. Уроки географии предоставляют неограниченные возможности для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и формирования у них общей культуры человека, в том числе и  экологической культуры. Практическая значимость экологического образования особенно велика в рамках социальной политики государства на современном этапе - 2017 год объявлен Годом экологии в России.

Чтобы воспитать физически здорового, социально-ориентированного, и социально-адаптированного  человека, необходимо поддерживать в нем положительные эмоции, создавать благоприятную среду, осуществлять взаимодействие  всех служб Центра.

 Для решения этой задачи необходимы мероприятия, представляющие собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленному на формирование стремления к преодолению жизненных трудностей и мотива достижения успеха, использовать систему приемов и методов, способствующая созданию  комфортной образовательной среды.

 


Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

1.1. Особенности психофизического развития детей, имеющих интеллектуальную недостаточность

На современном этапе реформирования отечественной системы общего и специального образования возрастают потребности общества в формировании социально адаптированной личности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе школьников с интеллектуальными нарушениями. В связи с тенденцией к реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в образовании, всестороннего учета способностей, наклонностей и интересов каждого ребенка  с  особенностями психофизического развития необходима разработка вариативной дорожной карты. В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает социальная роль учителя  как предметника, но особенно как дефектолога.

Федеральный государственный стандарт обучения детей с ОВЗ предусматривает:

  • реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода,
  •  разработку вариативности содержания образовательных программ различных по уровню сложности,
  • создание условий для эффективной реализации образовательных программ,
  • разработку критериальной оценки результатов ее освоения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью,
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В ФГОС для обучающихся с особыми образовательными потребностями выделено два варианта адаптированных основных образовательных программ (АООП). Реализация новых программ требует от учителей, преподающих географию, повышения своего теоретического уровня и творческого потенциала, постоянных поисков новых приемов работы.  Общеизвестно, что дети с ОВЗ сильно отличаются по своим интеллектуальным, образовательным, поведенческим особенностям. Неоднородность нарушений и разнообразие форм их проявления у детей с интеллектуальными нарушениями требует учета всех сторон их личности, возможности каждого ученика.

 В течение ряда лет проводилось исследование состояния географических знаний учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида № 8, 79, 102, 105, 991 г. Москвы. В процессе эксперимента  исследовались:

  • умение учащиеся работать с географической картой и глобусом,
  • работа с контурными картами, зарисовками и записями,
  • правильность письменной и  устной речи,
  • умение пользоваться планом рассказа, опорными словами, и др.

 Для определения уровня сформированности географических знаний и умений учитывались следующие критерии:

  • полнота раскрытия содержания географического понятия;
  • форма передачи содержания понятия;
  • умение устанавливать элементарные прямые и обратные причинно-следственные зависимости;
  • знание карты, умение находить и правильно показывать изученные географические объекты;
  • степень самостоятельности при выполнении учебных заданий.

 В результате эксперимента было выделено 3 группы учащихся, разделенных по уровню знаний: оптимальный, допустимый и критический. Оптимальный уровень географических знаний продемонстрировали 20 % респондентов, допустимый уровень был выявлен у 28% учащихся, а критический уровень – у 52% старшеклассников.

Для достижения планируемых результатов освоения АООП всеми учениками была разработана и апробирована система дифференциации учебного материала по географии, в которой, учитываются образовательные потребности общие для всех обучающихся с особыми образовательными потребностями, характерные для каждой из выделенных нами групп. Подобранный материал различался по уровню трудности по объему, по использованию разных способов организации деятельности учащихся, по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи ученику. Разработанные вариативные задания позволили, соблюдая личностно - ориентированный подход в обучении, сформировать и закрепить все компоненты общегеографических и общеучебных знаний, осуществлять дифференцированный подход в процессе изучения каждой конкретной темы, активизировать самостоятельную работу обучающихся.

Примером дифференциации являются задания в учебниках географии для 6-9 классов (авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина). Для учащихся критического уровня знаний можно в основном использовать многочисленные иллюстрации и выводы, выделенные в конце основного текста в рамку, значение новых слов можно предложить прочитать как в тексте (они выделены шрифтом), так и в словаре в конце учебника. Для учащихся оптимального уровня знаний учитель может предложить в классе или дома прочитать фрагмент или целиком рассказ под рубрикой «Для любознательных», размещенный после основного текста. Вопросы и задания до и после текста тоже предназначены для учащихся с разным уровнем развития. Дифференциация требований к знаниям учащихся заложена и в адаптированные для данной категории детей географические атласы, которые даны в качестве приложения к учебникам. Целая серия заданий опубликована в пособии «Знаешь ли ты географию?» (авторы Т.М. Лифанова, Н.Б. Пшеничная), здесь даются элементарные программированные задания разной степени сложности, предусмотренные для детей разного уровня и с разными возможностями в обучении. Более подробно в методическом плане дифференцированный подход представлен в рабочих тетрадях по географии для учащихся 6,7,8,9 классов.  Лифановой Т.М. разработаны задания для каждой темы урока, отличающиеся степенью сложности: от простых, где необходимо просто назвать, найти, показать и т.д., до сложных, где необходимо объяснить, сравнить, классифицировать, установить причинно-следственные связи. Разнообразие модифицированных заданий составлено для того, чтобы учитель мог, ориентируясь на особенности и возможности учащихся своего класса, учитывая уровень его обучаемости, давать задания, посильные каждому школьнику, а также применял их на разных этапах изучения географии (в период проверки знаний, во время закрепления или в качестве домашнего задания). Большая часть классных и домашних заданий выполняется учениками в тетрадях по географии после предварительного объяснения учителем и соответствующих указаний к выполнению самостоятельных работ. Материал рабочих тетрадей на печатной основе дает возможность эффективно осуществлять дифференцированный подход. В настоящее время создаются варианты электронных учебников по географии для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, в которых также содержатся вопросы и задания, составленные с учетом дифференцированного подхода. В связи с тем, что большинство пособий (кроме учебников) не входят в обязательный перечень, приобретаемый коррекционной школой, в рамках проводимого экспериментального обучения были отобраны и применены разработанные ранее и созданы новые задания с использованием компьютерных технологий, позволяющие учителю географии более эффективно осуществлять дифференцированный подход.

Таким образом, реализация дифференцированного подхода для лиц с интеллектуальными нарушениями развития является необходимым условием, как в общем образовательном процессе, так и конкретно при изучении географии, т.к. помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться более эффективного раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.

1.2.      Организационно-педагогические условия формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Внедрение ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает построение образовательного процесса в коррекционной школе с учётом особых образовательных потребностей обучающихся. Согласно новому Стандарту, к особым образовательным потребностям относятся:

  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Обучение и воспитание едины в сознании обучающихся с нарушением интеллекта системы, поэтому  формирование взглядов и принципов, норм поведения по отношению к окружающей их среде, социуму важны.

Цель:  формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли, убеждение обучающихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общения.

Задачи: образовательные, воспитательные, развивающие, дидактические, воспитательные, коррекционно-развивающие.

Принципы обучения:

1. Принцип воспитания и всестороннего развития личности школьника. Задача обучения — дать не только прочные знания, но и содействовать всестороннему развитию личности, воспитанию нравственных качеств школьника.

2. Принцип научности и посильной трудности. Этот принцип требует, чтобы учебный материал излагался с научных позиций, чтобы было научное объяснение фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей. С другой стороны, учебный материал должен быть посильным для восприятия и осмысления, соответствовать возрастным особенностям детей, их подготовке и уровню развития.

3. Принцип сознательности и творческой активности обучающихся при руководящей роли учителя. Учитель так должен организовать процесс обучения, чтобы учащиеся были активными участниками процесса, работали с различными источниками знаний, чтобы формируемые знания были хорошо усвоены и учащиеся понимали главное в учебном материале.

4. Принцип связи обучения с реальной жизнью, практикой. Этой цели служит использование краеведческих материалов, материалов периодической печати, жизненного опыта учащихся. Нужно показать практическую значимость получаемых знаний, возможность их использования на практике. Обучение не должно быть оторвано от реальной жизни.

5. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся. В нашей школе классно-урочная система обучения. Обучение ведется с определенным составом класса в соответствии с расписанием. Оно имеет коллективный характер. При этом требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся при изложении нового материала, проверке знаний, выполнении практических и самостоятельных работ.

6. Принцип наглядности и развитие теоретического мышления. Обучение должно быть наглядным. Наглядность обеспечивает прочность, сознательность, глубину знаний, дает возможность сформировать правильные научные представления и понятия.

7. Принцип систематичности. Необходимо планомерное, последовательное, регулярное обучение. Новые знания формируются на основе предшествующих и получают развитие от курса к курсу школьной географии.

8. Принцип положительного эмоционального фона обучения. Обучение должно приносить удовлетворение школьникам, вызывать у них положительные эмоции, интерес к географии как учебному предмету. Поэтому учитель стремится активизировать учебный процесс, вовлекать в него весь класс, поощрять учащихся.

9. Принцип оптимизации учебного процесса. Каждый урок в соответствии с дидактическими целями тщательно продумывается от начала до конца, четко организуется. При подготовке к уроку учитель определяет необходимые дидактические материалы, методы и средства обучения, а во время урока рационально организует учебно-познавательную деятельность школьника.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является деятельностный подход в обучении. Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов.

Создавая особые образовательные условия для детей с интеллектуальными нарушениями на уроках географии организуются разнообразные виды деятельности обучающихся. Активизации их познавательной деятельности способствует использование нетрадиционных подходов в преподавании предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения.

В коррекционной школе игровая деятельность должна иметь коррекционно-развивающую направленность и способствовать развитию памяти, внимания, воображения, мышления, речи.  Использование на уроках дидактических игр вызывают у обучающихся стремление к получению новых знаний. В зависимости от времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

На уроках учащиеся с удовольствием работают с ребусами, кроссвордами, головоломками, которые стимулируют познавательную активность, развивают интерес к предмету. С помощью этих занимательных заданий можно подвести обучающихся к теме урока, также такие задания можно использовать как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

В связи с тем, что у большинства обучающихся коррекционных школ имеется стойкое нарушение навыка чтения, работа с текстом учебника вызывает у них затруднения в понимании прочитанного. Осознанному усвоению материала способствует использование видеофрагментов по теме урока,  ресурсов Интернета, что позволяет сделать необходимую подборку абсолютно по каждой теме, найти интересный материал к уроку могут и сами обучающиеся.

Любая работа с книгой, газетой и журнальной статьей, с детскими энциклопедиям, для поиска дополнительных сведений об изучаемых объектах окружающей среды, вызывает познавательный интерес, эмоционально обогащает урок и учит пользоваться различными источниками информации.

Карта остается одним из основных средств обучения на уроках географии. Географические диктанты по карте сначала были недоступны ученикам с ОВЗ, а после постоянных тренировок на каждом уроке в форме пятиминуток, данный вид работы становится одним из любимых.

Большой простор для использования нетрадиционных форм работы представляется во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету включает в себя: недели географии и естествознания, экологические праздники, интеллектуальные игры и викторины, экологические конкурсы, познавательные экскурсии.

Одной из самых современных форм организации деятельности обучающихся - это проектная деятельность, в ходе которой ученик оказывается в положении исследователя. Организация исследовательской деятельности может быть продолжена и за пределами уроков. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся становятся активными участниками природоохранной деятельности.

Если детям с ОВЗ создать ситуацию успеха и педагогическую поддержку, они с удовольствием будут участвовать в олимпиадах и конкурсах. Среди учеников нашей школы много победителей и участников различного уровня (см. приложение 1).

Вывод по 1 главе

Дидактические принципы в адаптированной общеобразовательной программе - основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к жизни в обществе. В дидактике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью используются как общие принципы обучения (применимы и к детям с нормальным развитием), так и специфические принципы (присущие только детям с интеллектуальными нарушениями).

Общие принципы:

1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.

2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.

3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям обучающихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.

4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.

5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение БУД (базовых учебных действий), использование этих знаний в жизни.

6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный момент, с нее начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов.

7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.

8. Принцип прочности в обучении. Обучающимся по адаптированной программе необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы VIII вида.

Специфические принципы обучения:

1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета.

2. Принцип профессионального характера обучения. Школьников обучают доступным профессиям.

3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе.

4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и способности". С целью развития творческой активности на уроках географии в начале изучения каждого раздела или темы целесообразно сообщать школьникам название работы, формы и методы ее выполнения, предполагаемый результат для сохранения познавательного интереса и  их работоспособности на протяжении всего изучения предмета.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил.

Виды творческих работ могут быть разнообразные с учётом интересов и способностей обучающихся:

 - "Художник-иллюстратор" - нарисовать иллюстрации к изученной теме учебника или сделать тематический альбом рисунков.

- "Журналист" - написать сочинения на тему "Я хотел бы побывать" или репортаж из страны.

- "Виртуальное путешествие" - сделать компьютерную презентацию "Путешествие по стране".

- "Фоторепортёр" - сделать фотоотчёт по теме "Что растёт в лесу".

Игровая форма обучения для учащихся c интеллектуальными нарушениями  должна присутствовать постоянно - "Найди половинку", "Составь слово", "Справочное бюро", "Узнай растение по листу", "Третий лишний", "Заочное путешествие", "Узнай по описанию", "Заморочки из бочки", "Туристическое агентство "По странам и континентам", "Угадай" и другие.
При заполнение элементарных географических кроссвордов, поиск слов, отмеченных в статье учебника звездочкой, их расшифровка в словаре, расположенном в конце учебника служат мотивации в познании нового. Изготовление из пластилина макета географического объекта развивают моторику, которая побуждает к разным формам деятельности, в том числе  к мыслительной.

Экскурсии по географии - их цели, содержание и практические задания для обучающихся определяется темой урока: «Сезонные изменения в природе», «Живая и неживая природа вокруг нас», «Погода и ее составляющие элементы. Оформление дневника погоды», «Экскурсия в краеведческий музей». Экскурсия на промышленные предприятия: « Хлебокомбинат», «Городской транспорт. Автохозяйство».

С целью воспитания бережного отношения к природе во внеурочное время был организован  проект "Спаси дерево", в ходе которого ребята получили представления по охране природы.

Таким образом, использование деятельностного подхода создаёт особые образовательные условия для развития мотивации и интереса к познанию окружающего мира, способствует стимуляции познавательной активности и позитивного отношения к окружающему миру.

Глава 2. Система использования организационно-педагогические условий формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

2.1. Диагностика состояния проблемы в практике работы
Центра

Каждый учитель стремится, чтобы его обучаемые имели более высокий уровень ЗУН. Одна из актуальных задач современного образования – формирование и развитие у обучающихся базовых учебных действий и навыков (далее – БУД), которые необходимы для формирования базовых компетенций личности. 

Предметы естественно-географического цикла являются одними из самых продуктивных по формированию БУД. Интегрируя знания, формы и методы преподавания в образовательной области «Обществознание» я способствую формированию базовых учебных действий и навыков практически на каждом уроке.

Положительные результаты этой работы показывает уровень сформированности БУД у обучающихся, который выявляется по результатам ежегодной диагностики - мной оцениваются, прежде всего, следующие БУД:

  • мыслительные (сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
  • информационные (умение находить информацию в книге, компьютере);
  • коммуникативные (умение работать в группе);
  • организационные (умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).

Уровень всех БУД я  определяю путем наблюдения и тестирования,  оценивания их в балльной системе:

0 – навык не сформирован (критический); 

1 – недостаточно сформирован (допустимый); 

2 – сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения (оптимальный) (см. приложение 2).

Оптимальный уровень  - ученики, наиболее успешно овладевающие географическим материалом в процессе обучения: хорошо понимают фронтальное объяснение на уроках географии, способны справляться с заданиями для самостоятельной работы практически без помощи учителя или при его минимальной помощи. При воспроизведении учебной информации достаточно полно по плану пересказывают материал по изучаемой теме. В основном понимают особенности картографического пособия, знают условные цвета карты, правильно соотносят знак и объект,  владеют элементарным чтением карты, могут найти географический объект, опираясь на условные цвета и знаки, ориентиры (ранее изученные объекты) или обозначенные на карте направления сторон горизонта, в ряде случаев учащиеся ориентируются на название. Ученики данного уровня не испытывают больших затруднений при выполнении письменных и практических заданий, представленных в тетради на печатной основе, хотя приступая к новому виду упражнений им требовалась подробная инструкция и первоначальное выполнение работы под руководством учителя. В основном эта категория учащихся правильно использует имеющийся опыт, выполняя новые задания, хотя допускают отдельные ошибки. Затруднения возникают при значительном усложнении материала, при переносе известных способов работы в другие условия. При выполнении относительно сложных заданий учащимся данного уровня нужна активизирующая и направляющая помощь учителя. В основном они могут пересказать порядок выполнения работы и обосновать его. Приобретенные знания и умения могут применить их при выполнении аналогичных и сравнительно новых заданий.

Допустимый уровень – учащиеся относительно успешно усваивают географический материал. В основном понимают фронтальное объяснение учителя, частично запоминают новый материал. Однако их отличает меньшая степень самостоятельности в выполнении всех видов работ. При воспроизведении материала они нуждаются в опоре на иллюстративный материал, словарные таблички, план ответа или ключевые слова. Изложение ими фактического материала краткое, сжатое, в основном оно заключается в перечислении фактов и названий. При установлении причинно-следственных зависимостей географического характера могут установить прямую зависимость, но затрудняются в установлении обратных связей, при перечислении причин того или иного явления ученики называют лишь одну из нескольких причин. При нахождении объекта на карте ориентируются, прежде всего, на название объекта, а не на условный цвет и географическое положение, этим ученикам доступно элементарное чтение иллюстрированной карты с опорой на условные знаки в виде реалистичных изображений (зоогеографические карты, карты занятий населения и др., данные в приложении к учебникам). При заполнении контурных карт они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Этим школьникам необходимо актуализировать способ нахождения новых объектов на контурной карте и правила ее заполнения. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, ученики могут показать части реки на макете, рисунке, схеме, найти, с направляющей помощью учителя, географический объект на картах разного содержания (физической карте России, физической карте Евразии, физической карте полушарий). Но при этом школьники работают в более низком темпе, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью педагога. Объяснения своих действий умственно отсталыми учащимися, отнесенными ко второму уровню бывают недостаточно точны, они даются в менее развернутом виде. У детей отмечается неуверенность в своих силах, эмоциональная неуравновешенность.

Критический уровень  – к этому уровню относятся ученики старших классов, которые с трудом усваивают географический материал, нуждаются в разнообразных видах помощи: словесно-логической, наглядной и предметно-практической. Им необходима помощь учителя, сокращение объема заданий, дополнительные объяснения, постоянный контроль, побуждения к действиям. У обучающихся этого уровня нарушены и целевая, и исполнительная стороны учебной деятельности, выявлены нарушения пространственного анализа, проявляющийся при работе с географической картой, скудный словарный запас, нарушения мелкой моторики, затрудняющие зарисовки, записи, моделирование, заполнение контурной карты, быстрая утомляемость и истощаемость. Обучающимся трудно понять материал во время фронтального объяснения, они нуждаются в дополнительном разъяснении, с трудом определяют главное в изучаемой теме не отделяют основное от второстепенного, их отличает низкая степень самостоятельности. Отдельные ученики данного уровня, встретившись с небольшими трудностями, молча прекращают рисовать, заполнять таблицу или наоборот, постоянно просят учителя о помощи. Темп усвоения географического материала у этих школьников значительно снижен. Нарушения абстрагирования учащихся этого уровня затрудняет перенос их представлений о конкретной местности к ее условному изображению на плане и географической карте. Особые трудности у этих учащихся проявляются при описании истинных картин местности, изображенной на карте. При заполнении контурной карты учащиеся, отнесенные к низкому уровню, испытывают значительные трудности в нахождении объекта, допускают ошибки в выборе цвета, в ряде случаев выбор цветного карандаша случайный («так красиво», «чтобы лучше видно было»).

Результаты отслеживаются в ходе промежуточной и итоговой  диагностики и  отражает взаимодействие компонентов:

  • что учащийся должен знать и уметь на данной ступени образования;
  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
  • насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Жизненная компетенция являются основной позицией  в формировании конечного результата обучения и воспитания личности обучающегося и складывается из ключевых понятий: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая; личностная (см. приложение 3).

2.2. Методика использования организационно-педагогические условий формирования мотивации  учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Адаптированная общеобразовательная программа по географии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями отличается от программы для обучающихся массовой школы. Объем знаний для умственно отсталых школьников предусмотрен с учетом возможностей усвоения этими детьми учебного материала.

По адаптированной общеобразовательной программе курс географии рассчитан на 5 лет: 5 класс – Природоведение, 6 класс - Физическая география, 7 класс - География России, 8 класс - География материков и океанов, 9 класс - I часть Политическая карта Евразии, II часть – Россия. Свой край - Смоленская область.

Материал программ расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, их практической направленности (академический компонент + жизненная компетенция). Программы состоят из разделов, в каждом из которых даны темы занятий, определено содержание практических, лабораторных работ, экскурсий.

Цель программ:

формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности окружающего мира, сформировать  элементарные научные и систематические знания о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран.

Задачи:

  • научить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений,
  • использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта,
  • корригировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов,
  • научить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять,
  • развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией,
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения,
  • показать особенности взаимодействия человека и природы,
  • познакомить с культурой и бытом разных народов,
  • помочь усвоить правила поведения в природе,
  • содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию,
  • содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе,
  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости,
  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение,
  • расширять лексический запас, развивать связную речь. 

На уроках используются различные современные образовательные технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса для детей как с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и нормы:

•        педагогика сотрудничества (командная, групповая работа);

•        коллективного взаимообучения (организованный диалог, работа в парах);

•        технология использования игровых методов: дидактические, ролевые, деловые игры и др.;

•        проблемное обучение;

•        информационно-коммуникативные технологии;

•        здоровьесберегающие.

На современном этапе развития образования важное место в работе учителя, я считаю, занимают образовательные технологии, позволяющие добиваться гарантированных результатов при минимизации временных, материальных и прочих затратах. При организации образовательного процесса на уроках и во внеклассной работе созданы все условия для внедрения общепедагогических образовательных технологий. Использование мною некоторых из них определено личностными качествами учащихся, развитием уровня их социальной адаптации и познавательной активности, а также материальными ресурсами  Центра. В практике обучения и воспитания школьников я использую современные образовательные технологии в соответствии с проектом специального Федерального государственного стандарта общего образования детей с ОВЗ. Данный программа не предполагает освоения цензового уровня образования. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностями здоровья. Даже в условиях нецензового уровня освоения программы реализация жизненного компонента предполагает использование современных технологий (здоровьесберегающие технологии, ИКТ, коррекционно-развивающие технологии) для развития социально значимых качеств учащихся.

Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации личности, повышается самооценка учащихся и самоконтроль, повышается мотивация учебной деятельности.

Методы обучения, принятые в методике географии:

По источникам знаний:

  • словесные (рассказ, иллюстрированный рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником);
  • наглядные (географические наблюдения, работа с образно-наглядными средствами, работа с географическими и интерактивными картами и глобусом, работа со схематическими наглядными пособиями);
  • практические (работа с тетрадью с печатной основой, упражнения, дидактические игры, географические опыты).

По характеру учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно – иллюстрированный,
  • репродуктивный,
  • частично – поисковый,
  • исследовательский.

Средства обучения:

  • Вербально-информационные: методические пособия, учебники (бумажный вариант), учебные пособия для обучающихся.
  • Наглядные: настенные карты, интерактивные карты, картины, таблицы, схемы, графики.
  • Аудиовизуальные: видеофильмы, мультимедийные презентации, тренажеры.
  • Технические средства обучения (ТСО): учебные программы, имитационные и моделирующие программы, информационно-справочные программы, мультимедиа - учебники, интерактивные пособия (диски, цифровые образовательные ресурсы).
  • Мультимедийные средства: использование возможности работы интерактивной доски они развивают у обучающихся мышление, память, а тактильное восприятие развивает моторику.

Экскурсия - одна из форм обучения географии в школе, через них реализуется краеведческий и практический принципы обучения: подготовка учителя и обучающегося, наблюдение,  работа на контурной карте и на местности, анализ карт, схем, таблиц и графиков, оформление полученного результата.

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Актуальным является вопрос о применении здоровьесберегающих технологий в современной школе, о формировании у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся, особенно для обучающихся с ОВЗ.

В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • диагностика утомляемости учащихся (выражение лиц, нервное возбуждение класса, оценка времени выполнения работы, интонация ответов).
  • научная организация учебно-воспитательного процесса (частая смена видов деятельности, дозированность материала, организация групповых форм работы, выполнение заданий коррекционной направленности, создание ситуации успеха для каждого ученика, и т.п.). 
  • снижение утомления и двигательная активность (проведение физкультминуток: двигательная гимнастика, пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика, дидактические игры, благоприятная эмоциональная атмосфера).
  • индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения (уровневые задания, оценка трудности заданий, мотивационная линия урока).
  • создание обстановки доброжелательности, положительного эмоционального настроя.
  • Решение проблемных ситуаций, содержание которых направлено на пропаганду здорового образа жизни.

Работа по формированию культуры здоровья проводится среди учащихся систематически. В классах пропагандируется здоровый образ жизни, подчеркивается негативное влияние вредных привычек для здоровья человека. Учащиеся подводятся к мысли, что одной из главных ценностей человека является здоровье членов семьи, ведение здорового образа жизни.

В ходе реализации данных программ мной были разработаны уроки – презентации, планы-конспекты открытых и интегрированных уроков и  внеклассных мероприятий. На своих уроках я активно применяю учебные электронные издания, видеофрагменты, слайды, электронные презентации,  интерактивные карты. Применение информационно-коммуникативных технологий в учебно-вопитательной деятельности повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.  В ходе преподавания я не только формирую ЗУН, работаю над повышением качества образования, но и занимаюсь  подготовкой учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаю условия для самореализации личности, повышаю самооценку учащихся и  мотивирую их коммуникативную деятельность.  

Дополнительное образование и внеклассная работа (участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня) также способствует совершенствованию речевого опыта, повышению культуры общения, социальной адаптации учащихся.

Вывод по 2 главе

Преподаваемые мною предметы способствуют лучшему усвоению учащимися элементарных естествоведческих, биологических, географических знаний – вырисовывают концепцию единого пространства людей и природы.

В рамках внедрения ФГОС ОВЗ особенно актуальным становится процесс взаимоотношений учителя и ученика, их места в системе получения и передачи знаний, взаимного самовыражения и самореализации. Недоразвитие познавательных процессов затрудняет обучение, делает особенно сложным процессы формирования академических знаний. Поэтому так остро стоит вопрос формирования жизненной компетенции через предметы школьного курса как вариант социально-психологической адаптации и интеграции выпускников в современное общество.

Учащиеся наряду с учебными знаниями, имеют особые образовательные потребности – применение полученной информации в реальной жизни. Каждая область образования учащихся, особенно учащихся  с ОВЗ, включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, т.е. целостной актуализации знаний, умений и навыков в деятельности на основе накопленного опыта, что совершенно необходимо для учащихся, так как оба этих компонента связаны и в теории и в практике. Такой подход в обучении, где используются два взаимодополняющих и взаимодействующих компонента, способствует развитию отношений учащихся с окружением в настоящем, а также помогает поддерживать сбалансированное развитие опыта школьников, учитывая их будущее, возможность стать более активными, независимыми и приспособленными в реальной каждодневной жизни.

Используя на уроках методы проблемного обучения (групповые дискуссии), технологию взаимоконтроля, ИКТ и др., требующие совместной деятельности учащихся, я столкнулась с проблемой общения учащихся в этой деятельности.  Поэтому я провела исследование, как влияет применение современных педтехнологий на общение старшеклассников в совместной деятельности. Диагностика проводилась в 9 классе (10 человек) в течение 2-х лет методом наблюдения и сбора экспертных оценок классного руководителя и учителей.

Как показало исследование, применение технологии сотрудничества, правил поведения при групповых дискуссиях, обучение приемам обективной оценки и самооценки, навыкам самоконтроля и самодиагностики способствовало развитию продуктивного общения в совместной деятельности старшеклассников (см. приложение №).

Я строю свою работу с позиции технологии деятельностного подхода т.к. считаю, что только на организации самостоятельной деятельности ученика должен строиться учебно-воспитательный процесс в школе. Поэтому применяю уроки «открытия» новых знаний, уроки-рефлексии, уроки развивающего контроля, уроки-тренинги.


Заключение

Обучение детей и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов школы. ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает два компонента:

  • «Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
  • Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с ОВЗ компонентом жизненной компетенции.

Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, включают:

  • усиление практической направленности изучаемого материала;
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
  • опору на жизненный опыт ребёнка;
  • опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • соблюдение в определении объёма изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
  • введение в содержание учебной программы коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

  • комплексности: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого ребёнка учитываются его медицинские показатели (школьный врач, медсестра), результаты психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель) диагностик;
  • достоверности: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учётом социального статуса ребёнка, семьи, условий обучения и воспитания;
  • гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ребёнка, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
  • педагогической целесообразности: интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) и родителей.

Существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития ребёнка.

В коррекционной работе учитель имеет определенный эталон развития, к которому стремится приблизить ребенка,  в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

Анализ – выводы:

  • разработаны и апробируются программы - индивидуальная траектория развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов, способностей;
  • скорректированы  планы учебно-воспитательной работы с учетом практико-ориентированной деятельности направленной на формирование жизненной компетенции обучающихся;
  • налажено сотрудничество  с учреждениями области по социализации обучающихся, их  участие в социально значимых проектах.

 Все направления деятельности должны носить не эпизодический, а системный характер, что укрепляет гуманистические отношения между Центром, в котором обучаются лица с особыми потребностями и обществом.


Список литературы

  1. Баринов И.И. Современный урок географии: методические разработки уроков. - М.: Школа-Пресс, 2000 - 128 с.
  2. Богданова А.А., Вовк В. Н. Особые образовательные потребности и современная практика обучения школьников с недоразвитием интеллекта // Особый ребенок в поликультурном обществе: материалы XXI междунар. конф. "Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура", 21-23 апр. 2014 г. - СПб., 2014. - С. 117-119.
  3. Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе. - Ташкент: Укитувчи, 1980. - 163 с.
  4. Крысанова Т.Д. Методика преподавания географии: Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета. – Саратов. 2012. – 47 с.
  5. Лифанова Т.М. География. Рабочие тетради. Учебные пособия для 6,7,8, 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение.- 2012-2014 .
  6. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебники с приложением для 6,7,8,9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение.- 2012-2014.
  7. Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б. Знаешь ли ты географию? - М.: Просвещение. - 2002.
  8. Мурашев, Г.В. Как умственно отсталые школьники применяют географические знания на практике. - М.: «Известия» АПН, 1998. - Вып. 19. - 116 с.
  9. Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Материалы международной конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». - М., 2008.-С.412-418.
  10. Пороцкая Т.И. Обучение географии: во вспомогательной школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 159 с.
  11. Селиванова Ю.В. Общие основы олигофренопедагогики: Учебно-методическое пособие. Саратов.: Наука, 2014. – с 51.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - 2015.
  13. Щетинина Е.Б. Система коррекционной работы по формированию знаний о природе у детей с нарушением интеллекта: Учебно-методическое пособие.-Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - 88 с.
  14. Щетинина Е.В. Основы методики преподавания географии в коррекционной школе VIII вида / Учеб. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». - Саратов: СГУ. -2004. – 88 с.




Приложение 1

Таблица 1.1

Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах

Наличие номинации

Всероссийская дистанционная олимпиада № 3 (Эрудит).

Ефимов Сергей (5 «А») – диплом регионального победителя I степени, 1 место в регионе по предмету география; сертификат участника 75 баллов, 6 место по России.

Прудникова Любовь (7 «А») - диплом регионального победителя I степени, 1 место в регионе по предмету география; сертификат участника 70 баллов, 7 место по России.

Хабаров Егор (8 «Б») - диплом регионального победителя I степени, 1 место в регионе по предмету география; сертификат участника 85 баллов, 4 место по России.

Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Домашние животные» (Марафоны, г. Бийск).

Анисимов Даниил (7 «А») - 80 баллов, место в России – 5; место в регионе – 4.

Денисова Анастасия (9 «Б») - 65 баллов, место в России – 8; место в регионе – 5.

Дроздова Елизавета (8 «Б») - 65 баллов, место в России – 8; место в регионе – 2.

Прудников Алексей (5 «А») – 80 баллов, место в России – 5; место в регионе – 5.

Региональный конкурс среди обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Смоленской области на лучший экологический проект «Живем на Смоленщине».

Рыжова Арина (7 «А»).

Международный проект INTOLIMP.ORG «География 5-11 классы» (г. Могилев).

Ефимова Полина (8 «Б») – Диплом III степени, 3 место, 8 баллов из 10.  

Маркалина Александра (7 «Б») – Диплом III степени, 3 место, 8 баллов из 10.  

Машканцев Николай (5 «А») – Сертификат участника.

Всероссийская олимпиада (естественно-научный цикл) ФГОСТЕСТ (г. Бийск).

Енина Елизавета (5 «А») – 86 балла, место в России - 11; место в регионе – 2.

Ефимов Сергей (5 «А») –97 балла, место в России - 2; место в регионе –1.

Ефимова Полина (8 «Б») – 40 балла, место в России - 56; место в регионе – 2.

Анисимов Даниил (7 «А») – 63 балла, место в России - 34; место в регионе – 2.

Лосев Станислав (7 «Б») – 69 балла, место в России - 28; место в регионе – 1.

Шкерин Даниил (8 «Б») -73 балла, место в России - 24; место в регионе – 1.

Всероссийская акция «Час кода» (7-11 классы).

Анисимов Даниил (7 «А»), Евцихевич Артем (7 «Б»), Лосев Станислав (7 «Б»),  Мавлюдов Тимур (7 «А»), Мусаева София (7 «А»), Пятницев Сергей (7 «А») – сертификаты участия. 

III Международный конкурс проектов для детей с ОВЗ «Живое будущее».

Прудников Алексей (5 «А») – свидетельство участника, Анисимов Даниил (7 «А») - свидетельство  участник, Дроздова Елизавета (8 «Б») – свидетельство участницы и грамота лауреата. 

Областной творческий конкурс в рамках акции «Покормите птиц!».

Голузов Степан (7 «А»), Ефимова Полина (8 «Б»), Хабаров Егор (8 «Б») – сертификаты участников. Евтюшкин Андрей (6 «Б»), Ханьжин Руслан (6 «Б») - сертификаты участников.

Неделя науки 2017, II Областной дистанционный конкурс, Краеведение и культурное наследие, проект «От русской избы до разноцветной ярмарки».

Прудникова Любовь, Рыжова Арина (7 «А»).

Всероссийская викторина «ФГОСТЕСТ», «Человек и космос» (г. Бийск).

Николаев Дмитрий (5 «А») – 70 баллов, место в России - 27; место в регионе –3.

Прудникова Любовь (7 «А») – 94 балла, место в России - 4; место в регионе –3.

Мартынова Карина (11 «А») – 76 баллов, место в России - 20; место в регионе –1.

Всероссийский марафон «Мир вокруг нас», «Морские обитатели» (г. Бийск).

Рыжова Арина (7 «А») - 70 баллов, место в России - 7; место в регионе- 3.


Приложение 2

Таблица 2.1

Уровень сформированности БУД по предмету

Оптимальный

Допустимый

Критический

          Учебный        год

БУД

2014-

2015

2015-

2016

2016-2017

2014-

2015

2015-

2016

2016-2017

2014-

2015

2015-

2016

2016-2017

Мыслительные

23%

30%

35%

33%

39%

45%

44%

31%

20%

Информационные

22%

31%

40%

29%

35%

45%

49%

34%

15%

Коммуникативные

31%

44%

50%

33%

36%

40%

46%

20%

10%

Организационные

27%

35%

60%

31%

40%

30%

42%

25%

10%

Диаграмма 2.1

Приложение 3

Таблица 2.2

Развитие ключевых образовательных компетенций

Уровни сформированности навыков

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2015-2016

2016-2017

2015-2016

2016-2017

2015-2016

2016-2017

2015-2016

2016-2017

Ключевые компетенции

Ценностно-смысловая

15%

10%

20%

20%

20%

25%

45%

45%

0%

0%

Общекультурная

5%

0%

20%

25%

25%

20%

40%

45%

10%

10%

Учебно-познавательная

10%

5%

10%

10%

20%

30%

55%

45%

5%

10%

Информационная

15%

5%

20%

20%

20%

25%

30%

30%

15%

20%

Коммуникативная

5%

0%

15%

5%

25%

30%

25%

20%

30%

45%

Социально-трудовая

0%

0%

20%

10%

25%

20%

30%

30%

25%

40%

Личностная

10%

5%

20%

10%

25%

20%

25%

30%

20%

35%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

"Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Сообщение на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла. Презентация...

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

Результаты внеурочной деятельности обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах

Участие обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах...