Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Презентация  "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"  Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД Выполнила Милютина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Бутурлино, 2016

Слайд 2

« Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения…» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Межличностное общение В подростковом возрасте ведущая деятельность - это межличностное общение. Задача начальной школы «учить ученика учиться» формообразуется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока. Меняется роль учителя - теперь он тьютор , организатор развития ученика

Слайд 4

К коммуникативным действиям относятся: *планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; *постановка вопросов; *инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; *разрешение конфликтов; *принятие решения и его реализация; *умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; *владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Слайд 5

Актуальность работы Вопросы цивилизованного общения, нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

Слайд 6

Средства формирования УУД Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Слайд 7

Типовые задания , нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий: -«Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». -«Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои» - «Лингвистические угадайки » (угадывание слова по его лексическому значению) -Напиши текст с использованием изученных орфограмм и т.д.

Слайд 8

Из нестандартных заданий можно отметит следующие: • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; • разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); • игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др. Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. Лингвистические «почемучки»: • вопросы проблемного характера; • вопросы занимательного характера. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: - Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?

Слайд 9

-- Микроисследования: • развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос; • сочинение на лингвистическую тему; • исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры. -Задания «на засыпку» • диктанты «на засыпку»; • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами ( предложения из школьных сочинений); • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

Слайд 10

Дискуссия как технология формирования УУД Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности не участвуют в устных обсуждениях,

Слайд 11

Мозговой штурм Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Слайд 12

Работа с текстом 1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». 2.Прием составления граф-схемы . Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста

Слайд 13

Публичная защита На уроке- путешествия "Сбор весеннего букета« предлагается группам составить 7-8 словосочетаний "сущ. + прил " в разных падежах , где существительные должны называть весенние цветы. Театрализация Особое место в формировании УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Игровая деятельность Для того, чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно организовать учебно-познавательную игру.

Слайд 14

Работа в парах и группах построена на следующих основных правилах: 1.Полное внимание к однокласснику; 2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку». Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. Обязательно распределение ролей в группах: организатор, секретарь, спикер и т.д. Деятельность учителя здесь - это организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: он направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Слайд 15

Виды домашних заданий -Составление текстов с использованием изученных орфограмм и пунктограмм; -составление диалогов и их чтение по ролям; -придумывание различных конфликтных ситуации с предложениями выхода; -редактирование текстов; -чтение наизусть стихотворных и прозаических текстов; -инсценировка фрагментов текста и т.д..

Слайд 16

Методика для учащихся, разработанная А.А.Андреевым. Отношение к школьным предметам

Слайд 17

Наши результаты Конкурс Ф.И. ученика Результат Учебный год Муниципальный этап Всероссийской о лимпиады школьников по русскому языку и литературе Кассиров Василий Турилова Анастасия Дряхлова Анастасия 1 место 1 место 3 место 2012-2013 2013-2014 2013-2014 Игра по русскому языку «К доске» (Муниципальный уровень) Турилова Анастасия, Дряхлова Анастасия, Кукина Анна 3 место 2012-2013 Муниципальный этап конкурса чтецов «Живая классика» Турилова Анастасия 2 место 2014-2015 Неделя Детской книги Мельникова Татьяна 3 место 2014-2015 Всероссийский конкурс сочинений (Муниципальный этап) Сухвалова Анастасия Романова Светлана 1 место 2 место 2015-2016

Слайд 18

Наши проекты Русские народные сказки Литературная сказка

Слайд 19

Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве . Выводы

Слайд 20

Список используемой литературы 1. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153. 2. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26 3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 4.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 144с. 5.Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991. 6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993. 7. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Пояснительная записка к презентации «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

Описание опыта работы по теме "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы

Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...