Орбитальное вращение Земли
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Разработка урока с использованием УМК "Сферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии с использованием УМК «Сферы» для 6 класса.

Тема: «Орбитальное вращение Земли».

Цель: продолжить формировать у учащихся представление о движении Земли, научить объяснять смену времен года. Познакомить с биографией людей, сделавших большой вклад в развитие знаний о Земле.

Проверка домашнего задания.

  1. Что означает осевое  вращение Земли?
  2. За какой промежуток времени Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
  3. Что такое ось Земли и можем ли мы ее видеть?    
  4. Где проходит нулевой меридиан?
  5. Что такое местное время?
  6. Что нужно сделать со стрелкой часов при  движении от нулевого меридиана к востоку?

                                      Ход урока.

Свет наш Солнышко! Ты ходишь        

Круглый год по небу,  сводишь

Зиму с теплую весной,

Всех нас видишь пред собой…

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».

  1. Знакомство с новым материалом.

Вводное слово учителя.  

Обратите внимание на экран, перед вами таблица движений планеты Земля. На прошлом уроке мы с вами разобрали вращение Земли вокруг своей оси. Тема нашего сегодняшнего урока орбитальное движение Земли.

Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца.

- Как называется путь, по которому Земля движется вокруг Солнца?

Ответ: орбита.

Посмотрите на экран, мы наблюдаем орбитальное движение Земли.

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 часов 10 минут. Мы привыкли называть этот период времени – год.

- Где мы отражаем это время?

Ответ: календарь.

Давайте выясним, что такое календарь и как он выглядит.

Календарь - это система времяисчисления. Основанием его служит астрономическое явление -  обращение Земли вокруг Солнца.

Доклад о календаре и показ слайдов с различными видами календарей.

Представления людей о вращение Земли не всегда были такими как сейчас. Давайте проследим, как же они менялись.

Доклад о Птолемее и геоцентрической системе мира.

Доклад о Копернике и гелиоцентрической системе мира.

При вращении по орбите, Земля находится от Солнца на разном  расстоянии. Посмотрите на экран.

 Самое большое расстояние от Солнца составляет 152 000 000 км – эта точка называется афелий. Самое близкое 147 000 000 км – эта точка называется перигелий.

Благодаря наклону земной оси, на всех территориях планеты, кроме экватора, продолжительность дня и ночи в течение года неодинакова.

На ваших столах лежат схемы «Орбитальное движение Земли»

Посмотрите на них.

22 июня – день летнего солнцестояния. В этот день, земная ось северным концом обращена к Солнцу, все территории севернее экватора до 66,5 с. ш. большую часть суток освещены. На этих широтах день длиннее ночи. В южном полушарии, наоборот, день короче ночи. Северный полюс освещен целиком – там полярный день.

 Просмотр слайдов с изображением полярного дня.    

Доклад о 22 декабря.

И так, в этот день  земная ось обращена к Солнцу южным концом, поэтому в северном полушарии от экватора до 66,5 с.ш. день короче ночи. А в южном полушарии, наоборот, день длиннее ночи. Северный полюс не освещен, здесь полярная ночь.

Показ слайдов с изображением полярной ночи.    

21 марта и 23 сентября Солнце находится в зените над экватором, а это означает, что Северное и Южное полушария освещены равномерно. На всей Земле день равен ночи, поэтому эти дни принято называть – дни равноденствия.

Наклон земной оси повлиял не только на продолжительность дня и ночи, но и на угол падения солнечных лучей.

Работа с рисунком №3.8

В области экватора, солнечные лучи падают под прямым углом. Здесь поверхность Земли нагревается максимально и образуется жаркий пояс. Его границами являются Северный и Южный тропики.

От экватора угол падения солнечных лучей уменьшается. Между северным тропиком и 66,5 с.ш. образуется северный умеренный пояс. Такой же пояс образуется и между Ю. тропиком и 66,5 ю.ш. В области Северного и Южного полюса образуется холодный пояс.

- Земля развивается по своим законам?

Ответ: нет. По законам Вселенной.

Являясь частью Солнечной системы, Земли совершает оборот вокруг центра Млечного пути. Это движение Земли мы называем галактическим. Давайте обратимся к учебники и выясним как это происходит.

  1. Итог урока.

- Что зависит от вращения Земли вокруг Солнца?

- Когда в Северном полушарии (в котором мы живем) лето, а когда зима?

- Почему на нашей планете образовались тепловые пояса?

- Какие пояса мы с вами узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по географии 6 класс Вращение Земли

урок по географии 6 класс Вращение Земли...

6 класс Вращение Земли

урок по географии 6 класс Вращение Земли...

Задания части С ЕГЭ по географии на тему "Вращение земли вокруг Солнца"

Данный материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по географии  для решения заданий по теме "Вращение земли вокруг Солнца"...

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли» для 5 класса.Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта составлена в соответствии с новым стандартом.Дидактическая цель урока включает: Образовательная цель: Обосновать роль различных источников информации, устанавливать взаимосвязи м...