Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Арефьева Елена Васильевна

Технологическая карта составлена в соответствии с новым стандартом.Дидактическая цель урока включает: Образовательная цель: Обосновать роль различных источников информации, устанавливать взаимосвязи между явлениями и причинами. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»; формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

  Развивающая цель: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы. Продолжить формирование пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей.

  Воспитательная цель: Воспитывать речевую культуру, культуру общения. Способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);  способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности);

Используемые педагогические технологии:

- сотрудничества;

- развивающего обучения;

- коллективного взаимодействия;

- информационно-коммуникационные;

- Здоровьесберегающие

Форма урока: виртуальное путешествие.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta.docx56.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Арефьева Е.В., учитель географии

МКОУ СОШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска Кировской области

Класс: 5

Предмет: география

Дидактическая цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Орбитальное движение Земли».

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений.

Планируемые  результаты:  

Предметные: (знания, умения, представления)-дать понятие определениям – орбитальное движение Земли, високосный год, зенит, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия, тропики, полярные круги, пояса освещенности.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные,  коммуникативные УУД):умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; осознавать, что правильно спланированный режим - необходимое условие для  сохранения здоровья, совершенствовать рефлексивные  умения  учащихся.

Личностные: (личностные УУД):

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений; развитие практических навыков.

Регулятивные УУД:

Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

Познавательные УУД:

Давать определение понятиям: полюс, экватор; объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; построение речевых высказываний, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценности  географических знаний как важного компонента культуры.

Образовательная цель: Обосновать роль различных источников информации, устанавливать взаимосвязи между явлениями и причинами. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»; формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

  Развивающая цель: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы. Продолжить формирование пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей.

  Воспитательная цель: Воспитывать речевую культуру, культуру общения. Способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);  способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности);

Используемые педагогические технологии:

- сотрудничества;

- развивающего обучения;

- коллективного взаимодействия;

- информационно-коммуникационные;

- Здоровьесберегающие

Форма урока: виртуальное путешествие.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: УМК проект «Сферы» А.А.Лобжанидзе, В.П.Дронова «География. Планета Земля», 5-6 кл., компьютерная программа, интерактивная карта,  презентация учителя и учащихся.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку. 

Предлагаю, сегодня провести виртуальное путешествие по космическому пространству Солнечной системы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Учащиеся узнают о форме проведения урока.

Внутренняя позиция ученика

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

2

Актуализация

Перед стартом следует размяться, вы согласны? Космическая разминка-

включайтесь в зарядку для ума.

- Чёрная птица крылом Землю покрыла? (ночь)

- Вышел пастух на чёрное поле серебряных овец посчитать? (ночь, звёзды)

- Голубой платок, красный колобок.

по платку катается, людям улыбается? (небо и Солнце)

- Что было вчера и что будет завтра?  (день)

- Пришёл волк - весь народ умолк,

- ясный сокол пришёл – весь народ гулять пошёл? (день, ночь)

- Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт? (заря)

 Обобщает ответы учащихся.

-Что такое осевое вращение Земли?  Геогр. следствия.
-В каком направлении вращается планета, если смотреть на неё со стороны Северного полюса?
     
-
Что такое земная ось? Как называется точка «выхода» оси на поверхность. Как на форму Земли влияет ее осевое вращение?      

-Под каким углом Солнечный свет падает на землю?     

Ребята, оцените свою работу на данном этапе в бортовых журналах!

Отвечают на вопросы

Ориентируются на свой жизненный опыт

Отгадывают загадки

(Солнечный свет падает на Землю под прямым углом, следовательно, разные участки земной поверхности получат….. количество солнечного тепла и света)
Оценивают себя в бортовых журналах

Анализировать, выделять существенные признаки

Самоопределение (для чего?)

Взаимодействие с учителем во время опроса,

высказывать своё мнение

Определять уровень успешности, самоконтроль.

Оценивать достигнутые результаты

3.

Целеполагание

Итак, 6 команд на старте! «Поехали!»

 Представьте себе, что исчезает  отсчёт времени. Нет больше смены дня и ночи. На освещённой стороне Земли температура выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне лютуют морозы. Океаны исчезли- на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна). Когда такое может произойти?

-Получается, что кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-то движется? (вокруг Солнца) 

Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Обращение земли вокруг Солнца)

Учащиеся называют тему урока: «Орбитальное движение Земли».

С помощью учителя формулируют цели и задачи урока на основе содержания параграфа.

Предположите, а для чего нам нужно знать о таком вращении Земли?

Приводят различные версии, гипотезы.

Выдвигают версии темы урока

Фиксируют информацию в тетради (число, тему  и задачи)

Выдвижение гипотезы

Сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

4.

Планирование

Определяет действия учащихся на уроке

Определяют  последовательность своих действий(обращают внимание на содержание параграфа, на ключевые термины, понятия, рисунки)

Уметь определять последовательность

действий  на уроке

5.

Открытие новых знаний

-Презентует новую информацию – отправляемся в путешествие. Путешествие только начинается и наши родители дома волнуются, а  сколько же продлится оно, если нам предстоит полет  вместе с Землей вокруг Солнца.
 Найдите точный ответ на странице 60 учебника. (365 дней, 6 часов, 9 мин.. 9 сек)
Високосный год.

1.-Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца.

Демонстрационный показ с использованием теллурия

Ребята, прошу вас не забывать, что  вы – один коллектив астронавтов. Мы все хотим чтобы наше путешествие было интересным и познавательным,  поэтому  предлагаю Вам сделать несколько остановок в определенные дни. Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

- На приборе делаем остановки в определённые дни, по одному на каждое время года.(март, июнь, сентябрь, декабрь)

Групповая работа.

Выпишите в тетрадь дни, отмеченные на слайде и заполните таблицу.

Работа в тренажоре стр.43 №7, стр.37 №5

Рубрика – готовимся к экзамену: Докажите, что если в Евразии зима, то в Австралии лето. Приведите не менее двух причин.

Ребята, оцените свою работу на данном этапе в бортовых журналах!

Физкультминутка

2.Установление причинно – следственных связей – установите соответствие.

Рубрика – готовимся к экзамену: Используя атлас с.44-45, определите, в каком городе северного полушария 22 июня продолжительность дня будет наибольшая: Париж, Москва, Каир? 

Итак, второе следствие орбитального движения Земли – на разных точках земного шара разная продолжительность светового дня.

Ребята, оцените свою работу на данном этапе в бортовых журналах!

3. Тропики, пол.круги, пояса освещенности.

Дорогие астронавты наш полет продолжается, космическая ракета летит по орбите. Ребята,  инопланитянину Альфу очень понравилось играть с вами, и он подготовил еще одно испытание. Путешествие -  Практическая работа ( в парах) - работа с рисунком 3.5. стр.61. и контурной картой.

Работа с глобусом

Взаимопроверка

Т.О. вследствии движения Земли вокруг Солнца земная поверхность получает разное количество тепла и света.

Работа в тренажоре стр. 35 №11,  39 №6.

Ребята, оцените свою работу на данном этапе в бортовых журналах!

Работают с текстом параграфа.

Работают вместе с учителем с прибором теллурием. Отвечают на вопросы.

Работают в группах: 1- 22 июня, 2- 22 декабря, 3- 21 марта, 4- 23 сентября. 5 – полярный день, 6 – полярная ночь.

Заполняют таблицу.

Работают в тренажорах.

Отвечают на вопрос.

Оценивают себя в бортовых журналах.

Выполняют упражнения.

Устанавливают прич. – следст. Связи – выполняют задание на соответствие.

Отвечают на вопрос.

Записывают вывод в тетрадь

Оценивают себя в бортовых журналах.

Выполняют практическую работу.

Находят условные линии на глобусе.

Проводят взаимопроверку к.к. стр.6-7

Заполняют тренажор.

Оценивают себя в бортовых журналах.

-Умение  вести поиск информации и понимание прочитанного текста

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Ориентироваться в новом учебном материале и систематизировать ранее изученный материал

-Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры,

- учебно-познавательный интерес,

самоопределение, самосознание.

-предъявлять результаты своей учебной деятельности

-Понимать позицию других,

-учебное сотрудничество, учет разных мнений,

-планирование работы учебного сотрудничества,

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера.

-умение работать в парах , группах, высказывать свою позицию

Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки.

Оценивать достигнутые результаты

4

Первичное усвоение

!Как отражается движение Земли вокруг Солнца на изменении вашего режима дня в течение года?

Работают с текстом учебника

Работают в парах

 Понимание услышанного

Умение вести поиск информации

Установление причинно-следственных связей

Сознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира

Учебное сотрудничество

Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки.

Оценивать достигнутые результаты

5

Осознание и осмысление

Нестандартное применение знаний 
- Представьте себе, что земная ось не наклонена, а перпендикулярна плоскости орбиты. Как бы распределялись времена года на Земле? Изменилась бы продолжительность дня и ночи? 
 
- Представьте себе, что земная ось не наклонена, а параллельна плоскости орбиты. Как бы распределялись времена года на Земле? Изменилась бы продолжительность дня и ночи? 

Ребята, оцените свою работу на данном этапе в бортовых журналах!

Работают с иллюстрациями учебника, электронного приложения.

Оценивают себя в бортовых журналах.

Преобразовывать информацию.

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

Формировать учебно-познавательный интерес

Самостоятельно искать средства достижения цели

Проговаривать последовательность действий.

Оценивать достигнутые результаты

6

Первичное закрепление

Дорогие астронавты, в сегодняшнем космическом путешествии Вы хорошо справились со всеми  испытаниями, но окажетесь ли вы столь же находчивы при решении тестовых заданий?

Проводит тест электронного приложения

Ребята, оцените свою работу на данном этапе в бортовых журналах!

Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении. 
- Время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. 
(220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? 
(250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. 

Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)

Мы сегодня на уроке говорили о земном шаре, а касаются ли эти географические следствия Яранского района

Объяснять значение понятий

Оценивают себя в бортовых журналах.

Делают выводы

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Проявлять уважение ситуации, успеха партнёра

уметь письменно выражать свои мысли, идеи.

Определять уровень успешности.

Оценка действий партнёра.

Оценивать достигнутые результаты

7

Домашнее задание

Прочитать параграф 23,

Объясните поговорку «Солнце - на лето, зима - на мороз». К какому месяцу года она относится.

Подготовьте рассказ на тему «Влияние смены времен года на жизнь человека» и проиллюстрируйте его.

8

Рефлексия

Итак, мы на финишной прямой. Как удачно сложилось наше космическое путешествие нам поможет самоанализ работы: в бортовых журналах вы видите индикаторы успеха – желтый - Я  планировал и выполнил всё правильно!

Зеленый - Я  планировал, но пока не всё получилось…

Красный - Я  планировал, но многое  сделал неверно, но я буду стараться.

Вот и пришло время возвращаться на Землю. Какой багаж знаний вы принесете с собой из космоса, мы узнаем на следующем занятии в ходе проверки домашнего задания. Закончите, пожалуйста предложения:

·         Теперь я знаю о …

·         Я умею …

·         Мне интересно …

·         На уроке мне больше всего понравилось…

Спасибо за работу на уроке!

Устанавливать связи между целью  деятельности и её результатом

Делать самооценку своей деятельности

Осознание причин успеха и неуспеха

        

                                                                                                                                                                                         Приложения.

Задания группе №1

Используя текст учебника стр.60-61, компьютерную программу. карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

    1группа – 22 июня – летнего солнцестояния.

    Заполните строчку таблицы.

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

         22 июня

23 сентября

        22 декабря

        21 марта

Задания группе №2.

  Используя текст учебника стр.60-61, компьютерную программу. карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

  2 группа – 21 марта – весеннего равноденствия.

Заполните строчку таблицы.

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

         22 июня

23 сентября

        22 декабря

        21 марта

Задания группе №3. 

Используя текст учебника стр.60-61, компьютерную программу. карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

    3 группа –    22 декабря – зимнего солнцестояния.

     Заполнить строчку таблицы в тетради

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

         22 июня

23 сентября

        22 декабря

        21 марта

Задания группе №4.

Используя текст учебника стр.60-61, компьютерную программу. карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

    4 группа – 23 сентября.

     Заполнить строчку  таблицы в тетради

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

         22 июня

23 сентября

        22 декабря

        21 марта

Задания группе №5.

Используя текст учебника стр.60-61, компьютерную программу. карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

    5 группа – полярная ночь.

Задания группе №6.

 Используя текст учебника стр.60-61, компьютерную программу. карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

    6 группа – полярный день.

     

                            Исследовательская работа учащихся на уроке «Орбитальное движение  Земли» (план действий)

        Задачи:

-Познакомиться с орбитальным движением Земли 

-Выстроить причинно – следственные связи движения Земли 

-Применять знания в нестандартных ситуациях 

- Показывать на карте тропики, полярные круги, пояса освещенности

-Произвести самотестирование по теме «Орбитальное движение Земли»

1). Орбитальное движение Земли.  Работа с теллурием – групповая работа.

Используя текст учебника стр.60-61, карту атласа стр.14-15 подготовьте сообщение:

    1группа – 22 июня.

    2 группа – 22 декабря.

    3 группа – 21 марта.

    4 группа – 23 сентября.

     Заполнить графы таблицы в тетради

   5 группа – полярная ночь,   6группа – полярный день

Дата

Какое время года в нашей местности

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

         22 июня

23 сентября

        22 декабря

        21 марта

-Работа в тренажоре стр.43 №7, стр.37 №5.

-Рубрика – готовимся к экзамену: Докажите, что если в Евразии зима, то в Австралии лето. Приведите не менее двух причин. 

Уважаемые астронавты, оцените свои достижения в бортовом журнале.

2).  Установление причинно – следственных связей.

Установите соответствие между причинами и следствием движения Земли

Причины                                                       Следствие

- Орбитальное движение Земли

- Смена сезонов года

-неизменный наклон земной

оси к плоскости орбиты;

-Неравномерный нагрев земной поверхности

-неизменное положение

вращающейся Земли в пространстве.

-Продолжительность светового    дня

-Рубрика – готовимся к экзамену:

? Используя атлас с.44-45, определите, в каком городе северного полушария 22 июня продолжительность дня будет наибольшая: Париж, Москва, Каир? 

Уважаемые астронавты, оцените свои достижения в бортовом журнале.

3). Полярные круги, тропики, пояса освещенности.   Совершим виртуальное путешествие – на интерактивной доске и к.к. Путешествие начинается на экваторе (определите географическую широту этой параллели). Далее наш путь лежит строго на север, по азимуту 90градусов до пунктирной линии. Как называется эта линия (с.тропик), определите геогр.широту этой линии, нанесите ее на к.к.  Продолжаем наш путь и двигаемся по тому же азимуту еще 40 градусов и останавливаемся на привал. Как называется линия, на которой мы остановились, определите ее геогр. широту (пол. круг).  В северном направлении двигаемся дальше и вскоре достигаем с.п. (слайд 17-18)

-Почему эти линии на глобусе и карте проведены пунктиром. Значит они особенные.

Практическая работа - работа с рисунком 3.5. стр.61. и контурной картой.)

Рассмотрите рисунок 3.5. стр. и текст  учебника стр. 61.

1.Найдите на рисунке земную ось.

2.Найдите северный и южный полюс. В каких местах Земли они находятся?

3.Найдите, где и как показана плоскость земной орбиты? Как расположена по отношению к ней земная ось?

4.Какие линии Вы видите на рисунке?

5.Какие пояса освещенности находятся между этими линиями?

-Нанесите на контурную карту стр.6-7 северный и южный тропики, северный и южный полярные круги, подпишите тепловые пояса, укажите место нашего проживания.
-Проведем взаимопроверку – передайте к.к. друг другу и проверьте правильно ли подписаны тропики, пол. круги, тепловые пояса

-Работа в тренажоре – стр.35 №11, стр.39№6.

Уважаемые астронавты, оцените свои достижения в бортовом журнале.

Итак, мы на финишной прямой. Как удачно сложилось наше космическое путешествие нам поможет самоанализ работы: в бортовом журнале вы видите индикаторы успеха – желтый - Я  планировал и выполнил всё правильно!

Зеленый - Я  планировал, но пока не всё получилось…

Красный - Я  планировал, но многое  сделал неверно, но я буду стараться.

Отметьте, пожайлуста, в последней строчке.

Домашнее задание: П.23,

Объясните поговорку «Солнце - на лето, зима - на мороз». К какому месяцу года она относится.

Подготовьте рассказ на тему «Влияние смены времен года на жизнь человека» и проиллюстрируйте его.


                                                                                               Бортовой журнал

№ задания

Уровни успешности

1).Вращение Земли вокруг Солнца.

 

2).  Установление причинно – следственных связей.

 

3).Полярные круги, тропики, пояса освещенности.

 

4).Нестандартное применение знаний

 

5).Применение знаний - тест

 

 6).Финиш

 

ИТОГО

 

      ракета – все отлично;           звезда – хорошо;                 комета – плохо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли» для 5 класса.Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...

Технологическая карта урока по теме: "Луна-спутник Земли"

Технологическая карта урока по теме: "Луна-спутник Земли"...

Технологическая карта урока по теме "Поиски Южной Земли продолжаются"

Разработка урока комплексного применения полученных компетенций...

Технологическая карта урока по теме "Вода на Земле" 5 класс УМК "Вентана-Граф".

Технологическая карта к уроку по теме "Вода на Земле" 5 класс....

Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география

Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли"  представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 клас...

Технологическая карта урока по теме "Форма, размеры и движение Земли" География 5 класс

Разработка плана урока в форме технологической карты позволит более грамотно распределить время урока...