Полезные ископаемые России
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

План конспект урока Полезные ископаемые России 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ

6 класс (68 ч, 2 ч в неделю или 35 ч. 1час в нед.)

Практические работы.

 

1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).

 3. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.

4. Ориентирование на местности.

5. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).

6 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

7. Топографический диктант.

8. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

9. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).

10. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.

11. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

 12. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

13. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

13. Изучение рельефа своей местности.

14. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.

15. Характеристика карты океанов.

16. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

 17. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего     населенного     пункта     до     ближайшего     моря.

18. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

  19. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

 20. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

 21.   Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

  22. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

 23. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

24.  Составление полного описания географического комплекса своей местности.

И. В. Душина

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

  1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информация (учебником, картами, справочниками); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

3.Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

 5.Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.

 6. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

7.  Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее

время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов

8. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственно деятельности  на  нем  в  одном   из   океанов  (по  выбору)

9. Сравнительная характеристика природы двух океанов-(по выбору).

10. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

12. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.

13. Определение причин разнообразия природных зон материка.

14. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

 15. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

16. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

17. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.

18. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

19. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).

20.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

21. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.

22.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй| ственной деятельности населения.

23. Составление описания путешест-вия по одной из стран континента с определением особен ностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности

 25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

 

26. Обозначение на контурно карте стран, сгруппированных по различным признакам

 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

27. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

  ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8   класс   (68 ч, 2 ч в неделю) Автор И. И. Баринова

 1.   Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 

2.    Определение поясного времени для разных пунктов России.

3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

 6.  Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7.  Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

8.  Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

 9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

14.  Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

15.  Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

16.   Составление   карты   «Природные   уникумы   России».

17.  Характеристика экологического состояния одного из
регионов России (по выбору).

9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9   класс   (68 ч, 2 ч в неделю) Автор В. П. Дронов

 1.  Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

      4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

    5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

    6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

    7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

     8.  Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

 9.  Моделирование вариантов нового районирования России.

  10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

 15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

18. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

 21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай-ского) района для жизни и быта человека.

22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

 24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.



Предварительный просмотр:

План характеристики гор  

 

  1. Географическое положение.
  2. Направление горных хребтов, крутизна склонов.
  3. Протяженность хребтов (км).
  4. Преобладающая высота.
  5. Наибольшая высота (координаты вершины).
  6. возраст, происхождение.

План характеристики равнин

1.Географическое положение.

2.Границы равнины.

3.Образование равнин.

4.Уклон.

5.Протяженность с запада на восток  и с севера на юг (км).

План характеристики океана

1.Географическое положение.

2.Площадь. Место среди других океанов.

3.Особенности рельефа дна.

4.Преобладающие и наибольшие глубины.

5.Океанические течения.

6.Транспортные морские пути.

План характеристики моря

1.Географическое положение.

2.Внутреннее или окраинное.

3.Очертание берегов и площадь.

4.Острова и полуострова.

5.Наибольшая и преобладающая глубина.

План характеристики реки

1.Географическое положение.

2.Где начинается (исток).

3.Направление течения.

4.Куда впадает ( устье).

5.Зависимость направления и характера течения от рельефа.

План характеристики озера

1.Географическое положение.

2.Как образовалось.

3.Наибольшая глубина.

4.Соленость.

5.Сточное или бессточное.

6.Характер берегов.

План характеристики погоды

1.Название месяца, сезона года.

2.Высота Солнца над горизонтом ( для каждого сезона).

3.Продолжительность дня.

4.Средняя температура.

5.Господствующие ветра.

6.Количество и виды осадков.

План характеристики карты

1.вид карты по охвату территории.

2.Вид карты по масштабу.

3.Вид карты по содержанию.

4.Назначение карты.

План описания географического положения материка

1.Площадь материка и его место среди других материков.

2.Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

3.Крайние точки материка, координаты. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

4.Характер очертания берегов.

5.Расположение в климатических поясах.

6.Океанов, моря, омывающие материк.

  1. Расположение относительно других материков.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

План характеристики рельефа территории

  1. Общий характер поверхности. Общие закономерности.
  2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.
  3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

План характеристики формы рельефа

  1. Расположение на материке.
  2. Приблизительная площадь и её сравнение с площадью материка.
  3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.
  4. Происхождение (процессы)

План характеристики климата

  1. Географическое положение.
  2. Тип климата (климатический пояс и область).
  3. Климатообразующие факторы.
  4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.
  5. Количество осадков и их распределение в течение года.
  6. Господствующие ветра (по сезонам).

План характеристики климатодиаграмм.

1.Расположение (материк, его  часть).

2.Годовой ход температур.

3.Количество  осадков.  Распределение  осадков  по  месяцам.

4.Характерный тип климата (климатический пояс и области).

План характеристики реки

                                                      1.Расположение на материке относительно других форм рельефа.

                                                         2 .Расположение истока.

                                                      3.Направление течения.

  1. Характер течения (равнинная или горная).

                                                        4.По какой местности протекает.

  1. Изменение стока по временам года.
  2. Притоки реки.
  3. Расположения устья.
  4. Характер использования человеком.
  5. Экологические проблемы.

План  характеристики природной зоны

                                           1.Географическое положение, границы.

                                           2. Рельеф

                                           3. Животный мир

.

  1. Климат.
  2. Почва.
  3. Растительность.
  4.  Внутренние воды.

План характеристики населения материков

1.Народы, населяющие данную территорию.

2.Распределение населения по материку(плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

План характеристики страны

1.Географическое положение, границы, пограничные государства, столицы.

2.Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

3. Климатические условия (климатические пояса , средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

5. Природные зоны и их особенности ( почвы, растительность, животный мир).

  1. Население (основные расы, народы и их хозяйственная деятельность).

План характеристики географического положения океана

  1. Расположение относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого меридиана и 180 меридиана.
  2. Омываемые материки.
  3. Граничащие океаны (проливы).
  4. Расположение в климатических поясах.

План характеристики моря

1.К бассейну,  какого океана относится.

2.Какие части материка омывает.

3. Особенности береговой линии.

    4.Глубина моря, соленость.

5.Замерзаемость.

6.Промысловое значение.

     

План характеристики природно-территориального комплекса (птк)

  1. географическое положение.
  2. геологическое строение и полезные ископаемые.

3.Рельеф.

4 .Климат  ( климатические пояса и области ,средние температуры января  и июля, амплитуда температур,  среднегодовое количество осадков ,  коэффициент увлажнения ,годовая сумма температур выше + 10 С, возможность природных  условий для сельскохозяйственного использования территории ).

5 Почва.

6 Растительность.

7.Животный мир  

8 Экологические проблемы.    

План характеристики природных ресурсов

  1. общие запасы и концентрация на единицу площади).
  2. Качество, состав.
  3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).
  4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.
  5. Освоенность территории.
  6. Транспортные возможности.
  7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

План характеристики населения

1.Численность. Естественный и механический прирост.

2.Национальный состав.

3.Плотность, особенности размещения населения.

4.

.



Предварительный просмотр:

Тема «Полезные ископаемы России».

Цель урока: - сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом.

                                -обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса.

                                - выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Оборудование : физическая карта России, тектоническая карта России.

Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.
  2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.
  3. Связь геологической истории с рельефом.

3. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

  1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?
  1. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?

3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».

Далее идет рассказ о минеральных ресурсах, особенностях их формирования (рис. 156, стр. 43), размещения по территории страны, экологических проблемах, связанных с их добычей.

Связь между историей района и составом горных пород существует. Если на новейшем этапе своего геологического развития район развивался как складчатая область, то соответственно в нем формируются мощные толщи базальтов, туфов, а также морские отложения - известняки, глинистые сланцы, широко распространены и метаморфические; породы - мрамор, кварцит.

В областях складчато-глыбовых гор широко распространены магматические горные породы (Забайкалье, Саяны, Урал).

На платформах преобладают осадочные породы — мел, гипсы, соли. Эти горные породы имеют меньшую мощность и горизонтальное залегание.

Среди полезных ископаемых выделяют горючие, рудные (металлические), нерудные (неметаллические). По условиям образования выделяются магматические, осадочные и метаморфические. К магматическим относится большая часть металлических п/и, к осадочным - преимущественно неметаллические и горючие, а к метаморфическим - металлические, и неметаллические ( мрамор, кварцит, графит).

Знание связей геологической истории и условий образования п/и геологического строения и размещения их в различных районах позволяет целенаправленно, на научной основе вести их поиск и разведку.

В России выявлены крупные запасы угля, солей, природного газа торфа, марганцевых руд, никеля, бокситов, ртути.

Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

  • огромное их количество;
  • крайняя неравномерность размещения;
  • большое различие в условиях эксплуатации;
  • возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

Более детально мы будем рассматривать п/и при изучениии крупных районов России.

При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Задачи эти определены:

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2.        Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3.        Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток - мазут - сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.

  1. Закрепление материала.

Полезные ископаемые России

Платформ

Осадочные п\и в чехлах

Складчатых областей

Рудные п\и

Платформ

Рудные п\и на щитах

уголь

Тунгусский

Ленский

Южно-Якутский

Кузнецкий

Канско-Ачинский

Печорский

Подмосковный

Железные руды

Зап.Саяны

Урал

Железные руды

КМА

Юж.Якутия

Нефть

газ

Центр.часть Зап.Сибири

Полиметалл. руды

Вос.Саяны

Кавказ

Апатиты

Кольский п-ов

нефть

Самотлор

золото

Нагорья Сев.Забайкалья

газ

Уренгой

Ямбург

Ртуть

Алтай

Хром

Платина

Никель

 Медь

Урал

Олово

вольфрам

Сев.Вост.Сибирь

Дал.Восток

Ученики анализируют карту полезных ископаемых России (стр.44-45, рис.16).

 Работа в к/к

По карте учебника определить местонахождение крупнейших месторождений п/и и нанести их на к/к.

4.        Домашнее задание: § 7, стр.42, выполнить схему «Образование рудных полезных ископаемых» в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

Тестовая работа потеме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России"...

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Контрольная работа по теме "Рельеф и полезные ископаемые России"

Контрольная работа для итоговой проверки в 8 классе по разделу "Рельеф и полезные ископаемые России" содержит два варианта тестовых заданий по 13 тестов в каждом. Вопросы соответствуют содержанию тем ...

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. Обощающий урок. 8 класс.

Итоговый урок по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России". Цели и задачи: 1) определить уровень знаний обучающихся основных понятий, закономерности размещения крупных равни...

географический кружок "Полезный ископаемые России"

Цель курса – подготовить учащихся к сознательному выбору профессии с учётом             интересов,  инди...

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...

Тест "Рельеф и полезные ископаемые России"

Проверочная тестовая работа....