Педагогические технологии
методическая разработка по географии на тему

Доклад и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад учителя географии Трубенковой О.А. на тему :

«Современные педагогические технологии».

     Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизи-ровать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

  • О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом – «а в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной. –  «а кто этого не знал?» И.В.  Гете

           Массовая разработка и внедрение педагогических технологий относится к середине 50-х годов, технологический подход к построению обучения возникает в начале в американской и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами.

 Понятие технологии в образовании.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

  • В основе будущей удачи любого мероприятия лежит четкое видение предполагаемого результата
  • Важная миссия состоит в том, чтобы определить, какие именно задачи решит каждый участник в ходе работы

Ведущая идея:

  • Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества.
  • Использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности.
  • Обучение анализу своей деятельности.
  • Обеспечение активной учебной деятельности.
  • Создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

Классификация технологий.

(ПО Г.К.СЕЛЕВКО) 

По характеру содержания образования

Обучающие - воспитательные

Светские - религиозные

Общеобразовательные - профессиональные

Гуманитарные - технократические

Частнопредметные

По организационным формам

Классно-урочные - альтернативные

Академические - клубные

Индивидуальные - групповые

Коллективный способ обучения

Способы дифферинцированного обучения

По подходу (отношению) к ребенку

Авторитарные

Дидактоцентрические

Личностно-ориентационные

Гуманно-личностные

Технологии сотрудничества

Технологии свободного воспитания

По преобладающему (доминирующему) методу

Догматические, репродуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Развивающее обучение

Проблемные, поисковые

Творческие

Программированное обучение

Диалогические

Игровые

Саморазвивающее обучение

Информационные (компьютерные)

По категории обучающихся

Массовая технология

Продвинутого образования

Компенсирующие

Технологии работы с трудными детьми

Технологии работы с одаренными детьми

По типу управления познавательной деятельностью

Классическое лекционное

Современное традиционное обучение

Традиционное классическое

Программированное обучение

Обучение с помощью ТСО

Система "консультант"

Обучение по книге

Система малых групп

ГСО, дифференцирование

Компьютерное обучение

Система "репетитор"

Программное обучение

По ведущему фактору психического развития

Биогенные

Социогенные

Психогенные

Идеалистические

По ориентации на личностные структуры

Информационные (формирование знаний, умений, навыков)

Операционные (формирование способов умственных действий)

Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)

Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)

Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)

Эвристические (развитие творческих способностей)

 

Современные педагогические технологии:

 Метод проектов:

  • В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания.
  • Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую.

Использование мультимедийных технологий:

  • Повышает активность школьников в процессе обучения;
  • Способствует более эффективному усвоению новых знаний;
  • Развивает у обучающихся желание пробовать всё новые и новые способы решения проблемы (при условии , что учитель обеспечивает должную поддержку).

Здоровьесберегающие технологии:

Предполагается интеграция в любые формы и методы учебно – воспитательного процесса с целью сбережения и охраны здоровья     обучающихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные педагогические технологии Учитель географии МОУ школа№13 Трубенкова О.А

Слайд 2

Технологии Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда. Марк Твен О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом – «а в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной. – «а кто этого не знал?» И.В. Гете

Слайд 3

Для чего мы учим? Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт В основе будущей удачи любого мероприятия лежит четкое видение предполагаемого результата Важная миссия состоит в том, чтобы определить, какие именно задачи решит каждый участник в ходе работы

Слайд 4

Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Слайд 5

Эволюция понятия «педагогическая технология» : Можно выделить два течения в педагогике: одно - ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе ( его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»); другое - означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология».

Слайд 6

Педагогические технологии - это Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь живого великорусского языка В. Даля) Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия») Оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Ку

Слайд 7

Ведущая идея Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества. Использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности. Обучение анализу своей деятельности. Обеспечение активной учебной деятельности. Создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

Слайд 8

Объяснительно-иллюстративные (традиционные) технологии При использовании данной технологии основное внимание отводится на трансляцию готового учебного материала; Информация практически всегда происходит в форме монолога учителя; Невозможность получить развёрнутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, а сотрудничество подменяется послушанием; Обучающиеся практически ничего самостоятельно не делают , а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания ,предписанные учителем.

Слайд 9

К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся: Технология полного усвоения знаний Технология разноуровнего обучения Технология модульного обучения Технология коллективного взаимообучения и другие, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания материала, специфическим особенностям каждого класса, школы.

Слайд 10

Технология разноуровнего обучения Теоретическое обоснование данной технологии- различение основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени , необходимому ученику для усвоения учебного материала. Основные принципы данной технологии: 1. Всеобщая талантливость -нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. 2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать; 3. Неизбежность перемен –ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Слайд 11

Технология педагогических мастерских 1. Личность с новым менталитетом. 2. Все способны. 3. Интенсивные методы обучения и развития личности. 4. Новый тип педагога

Слайд 12

Технология развития креативных способностей школьников Предполагается развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности , а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Слайд 13

Прием “ Синквейн ” Правила написания синквэйнов : 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Синквэйны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.

Слайд 14

Примеры синквэйнов : Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды. Миры Вода Необходимая, желанная Спасает, поддерживает, очищает Мы не можем без тебя. Наша жизнь Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин. Безвременье

Слайд 15

Масштабность географического образа Земля в целом Континент Часть света Страна- Россия Макрорегион страны Районы Город Местность

Слайд 16

Уральский экономический район Черным маркером обозначена граница экономического района. Образ территории я представила в виде греческого героя с видимыми чертами других национальностей Урал – один из самых многонациональных районов и испытал за свою историю множество культурных влияний.

Слайд 17

В его развитие прямо или косвенно внесли свою лепту индусы, китайцы, финны, угры , персы, арабы, скифы, булгары, греки и русские. Голубые глаза героя означают обилие уральских рек, здесь их 69 тысяч. Губы показывают место смыкания двух частей света Европы и Азии. Яркие волосы символизируют высокий уровень развития горнодобывающей промышленности и машиностроения. Невысокая борода – это полоса средневысотных гор, сильно разрушенных , протянувшихся на 2000 км с севера на юг, показывает место смыкания различных участков земной коры. Все экологические проблемы изображены ярко-красной шапкой, одетой поверх головы героя, именно она является проблемой всего развития района. Изумрудное ожерелье своеобразная «малахитовая шкатулка» отражает все богатство недр Урала, на весь мир известны уральские самоц веты.

Слайд 18

Метод проектов В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую.

Слайд 19

Использование мультимедиа-технологий Повышает активность школьников в процессе обучения; Способствует более эффективному усвоению новых знаний; Развивает у обучающихся желание пробовать всё новые и новые способы решения проблемы (при условии , что учитель обеспечивает должную поддержку).

Слайд 20

Здоровьесберегающие технологии Предполагается интеграция в любые формы и методы учебно – воспитательного процесса с целью сбережения и охраны здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...