Главные вкладки

    Практические работы как вид учебной деятельности
    методическая разработка по географии (10 класс) по теме

    Данная работа была представлена на заседании ПЦК. В работе отражена классификация практических работ, примеры практических работ и разработка практической работы "Характеристика ЭГП страны"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prakticheskie_raboty_kak_vid_uchebnoy_deyatelnosti.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОУ СПО Колледж предпринимательства №15 г. Москвы

    Методическая работа

    по теме «Практические работы как вид учебной деятельности»

    Составитель:                        

    преподаватель географии        

                                            Туник О. В.                                

    Москва 2010 г

    Практическая работа как форма учебной деятельности учащихся

    Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география. Географии обеспечила возможность практической деятельности — работы на местности, наблюдения в природе и производстве, решения конкретных задач по планам и картам, работы со статистико-экономическими показателями  Практические работы, включенные в программы по географии в 70-е годы, отличались именно такой практической направленностью. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить обучающихся умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для географии — это умения и навыки работы с картами, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Примером практической работы может служить использование Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен, направлен в основном на ознакомление студентов с методами географической науки и на выработку у них географических приемов

    Практические работы  бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Эти работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем.  

    Виды практических работ

    Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

    1.репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

    2.частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

    3.творческий.

    Практическая работа может выполняться по

    а) по предоставленному  учителем готовому плану;

    б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

    в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

    По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах.

    По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д

    По продолжительности времени на их выполнение  Практические работы могут проводиться 1 час или 1,5 часа. «Подготовку рефератов по темам “Глобальные проблемы человечества”, “Современное мировое хозяйство” и др.» потребуется уже несколько часов.

    Практические работы могут выполняться:

    • без использования источника информации (В этом случаеобучающийся использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

    • на основе одного источника, например, географической карты или текста;

    • на основе нескольких источников.

    Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

    Студенты могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Подбор источника информации, способного обеспечить необходимыми знаниями на доступном уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими студентов во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.

    Форма  представления результата практической работы:

    • Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы. зон.) Кроме того, в перечне «программных практических работ» могут быть «Сообщения о…» и рефераты.

    • Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий.

    • Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.

    • Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.

    По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.

    Вывод: работы с одинаковым названием могут быть разными по содержанию и уровню познавательной самостоятельности. Самое важное: постановка образовательных задач и определение адекватного им содержания. У практической работы есть цель и содержание, есть способ ее проведения, есть и форма представления результатов. Возникает потребность в еще одной классификации: по цели проведения.

    Под целью практической работы нужно понимать модель результата взаимодействия учебной деятельности студента и дидактической деятельности учителя, это прогнозирование результата, прогнозирование результата обучения.

    По цели проведения практические работы делятся на обучающие (их еще называют тренировочными) и контролирующие, их принято называть проверочными

    Обучающие практические работы могут быть направлены на отработку конкретных предметных умений, например: обозначать объекты на контурных картах и т.д. Другие обучающие практические работы направлены на получение новых знаний.

    Еще один необходимый вариант типологии практических работ — по ведущему способу познавательной деятельности:

    • описательные, в том числе сравнительные описания;

    • аналитическо-синтетические (анализ, характеристика, обобщение, установление связей);

    • прогностического характера;

    • проектирующие;

    • комплексные (сочетающие в себе два и более вида деятельности).

    В практике современного обучения географии программной практической работой называют самые разные по образовательным целям, содержанию, уровню и степени познавательной самостоятельности, а также способам выполнения работы с разными формами представления их результатов. Практическая работа — это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы.

    • По ведущей образовательной цели практические работы разделяются на обучающие и итоговые (или проверочные). Обучающие работы нацелены на отработку и совершенствование имеющихся знаний и умений, а также на формирование новых знаний и умений по географии; посредством итоговых (или проверочных) работ осуществляется контроль усвоения знаний и умений по предмету в соответствии с базовым уровнем содержания примерных программ по географии.

    •  Оценки, в том числе отметки в журнал, за обучающие практические работы ставятся по усмотрению учителя. Отметки не являются единственной формой оценки

    Практические работы по географии

    Тема работы

    Раздел программы

    1

    Характеристика ЭГП страны

    Политическое устройство мира    

    2

    Обозначение на к/к бассейнов
    топливных ресурсов

    Мировые природные ресурсы    

    3

    Составить таблицу «хар-ка природных ресурсов мира»

    Мировые природные ресурсы
    .  

    4

    Изучение изменения темпов роста
    народонаселения

    География населения мира  

    5

    Выявление различий в темпах и уровнях
    урбанизации

    География населения мира  

    6

    Характеристика основных промышленных районов мира

    География мирового хозяйства

    7

    Нанесение  на  к/к  центров производства обрабатывающей промышленности.

     География мирового хозяйства                                        

    8.

    Составление хар-ки одной из отраслей мирового хозяйства.

    География отраслей мирового хоз-ва

    9

    Составление таблицы «Сельскохозяйственные районы мира»

    География отраслей мирового хоз-ва

                                                   

    10

    Нанести на контурную карту крупнейшие торговые порты мира.

    География отраслей мирового хоз-ва

                                                   

    11

    Составить таблицу «Лидеры международного туризма»

    География отраслей мирового хоз-ва

    12

    Составить таблицу «Глобальные проблемы человечества»

    Глобальные проблемы мира

    13

    Составление хар-ки производственных связей стран Европы.

    Региональная география

    14

    На к/к показать размещение промышленных и сельскохозяйственных районов Азии.

    Региональная география

    15

    Составление сравнительной характеристики  США и Канады.

    Региональная география

    16

    Составить характеристику одной из стран Латинской Америки.

    Региональная география

    17

    Провести анализ материалов, характеризующих географию внешних экономических отношений.

    Региональная география

    18

    Составить характеристику экономических связей России.

    Региональная география

                              Практическая работа

    «Составление экономико-географической характеристики стран»                    

     Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны

    Источники знаний     карта атласа , различные источники географической информации.

    Ход работы

    Для выполнения этой практической работы группа  разделяется на  команды, предложив каждой характеризовать по одной стране из Европы, Азии, Америки.   Каждая команда не просто даёт описание страны по плану, а выделяет общие и отличительные черты двух-трех стран (по выбору)

                          План характеристики страны

    1.  Название страны и состав территории.

    2.  Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение географического положения страны во времени.

    3.  Особенности населения. Демографическая политика. 4.  Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

    5.  Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.

    6.  География основных промышленных комплексов и отраслей.

    7.  Специализация сельскохозяйственного производства.

    8.  Развитие транспортного комплекса.

    9.  Социально-экономическое развитие районов внутри страны Причины, обусловливающие неравномерность в социально-экономическом развитии отдельных районов страны. Выравнивание уровней экономического развития.

    10.  Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт.

    В более слабом классе  можно предложить другой вариант

    Экономико-географическое положение страны по типовому  плану.

    1.  Оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства.

    2.  Оценка положения государств по отношению к транспортным путям.

    3.  Природные ресурсы и природные условия страны.

    Сведения по остальным пунктам плана могут быть представлены в виде таблицы. Можно использовать текст учебника

     пункты плана

                 Краткие ответы

    1. Население

     

    2. Промышленность

     

    3.ельское хозяйство

     

    4. Транспорт

     

    5. Внешние связи:
    экспорт, импорт

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самостоятельные работы как вид учебной деятельности

    Данная работа была представлена на заседании ПЦК. В работе отражена классификация самостоятельных работ и примеры внеаудиторных самостоятельных работ....

    «Изложение как вид учебной деятельности, восполняющий пробел в речевой подготовке учащихся».

    Авторы данного пособия систематизировали тексты изложений по темам, соответствующим  действующей программе по русскому языку в коррекционных классах. Данный материал является реальной помо...

    Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речи учащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»

    Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речиучащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»...

    Чтение как вид учебной деятельности.

    Чтение как вид учебной деятельности. Цель обучения чтению школьников состоит в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах разного ха...

    Практическая работа как форма учебной деятельности

    Выступление на семинаре учителей географии...

    Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

    Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

    Проектная деятельность как вид учебной деятельности

    Этот материал можно использовать для школьных, районных семинаров....