Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
методическая разработка по географии по теме

                   Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряется в учебно-воспитательный процесс. Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников.

 Чтобы разобрать какой–либо процесс следует уточнить и конкретизировать такие  понятия     как  «исследование» и «деятельность».

                  Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл Понятие деятельности можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.[1]

                Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер.[2]

Благодаря   практическому  взаимодействию  у ребенка в значительной мере формируется  главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится развитие  любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге возможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Следовательно  главной  целью исследовательского обучения становится  формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, выстраивать метапредметные  связи.([3])

      Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей. Все это и обусловило актуальность выбранной формы работы и темы исследования.

Целью моей работы является показать формы и методы исследовательской деятельности, как средство формирования метапредметных компетенций.     Научная новизна данного исследования  состоит в том, что деятельность

НОУ «Ноосфера» учащихся МАОУ  «Лицей гуманитарных наук»  впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.

Практическая значимостьзаключается в том, что выводы и результаты данного направления исследователькой работы используются не только в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения, но и  как обширная просветительская социально-значимая  работа  в целом.



[1] .Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии.-1980.-№6

 

[2] Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. 2006. - №4. – С. 14-22.

 

[3]..BestReferat.ru›referat-188298.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

     Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.

Формы и виды исследовательской деятельности, применяемые на практике.        

                   В современном образовании  произошла переориентация целей обучения, главная из которых — формирования порядочной, культурной ,  активной творческой личности.

 «Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата  деятельности.  В качестве непосредственного мотива цель определяет и регулирует человеческую  деятельность ». ([1])

       В образовательном процессе   исследовательская   деятельности  обучающихся активно формирует выше указанные качества .

Научно-исследовательская  деятельность-дело  непростое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить  учащимся  умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний  методологии  и методики. В противном случае мы имеем дело не с  исследовательской  работой, а обычной, представленной в виде реферата или информацией, скачанной из Интернета, иногда даже не переработанной.

Работа может быть признана  исследовательской  только в том случае, если представлен личный вклад в дело исследования и показана его практическая значимость.([2])

Школьная  география  обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой  деятельности, формированию у них умений и навыков ведения  исследовательской  работы.

           В мировой образовательной практике понятие  исследовательской   деятельности  подразумевает творческий процесс совместной  деятельности   учащихся  и педагога, постоянное движение в направлении исследования.[3]

Занимаясь с учеником  развитием  исследовательской   темы, я  в свою очередь совершенствуюсь как учитель и ставлю перед собой задачи:

1.  обучать  учащихся  на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

2.  учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем,

3.  помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

4.  подкреплять знания практическими делами, используя специфические для  географии  методы сбора, анализа и обобщения информации.

      Целью моей  работы  является развитие  и расширение познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей  личности  через  исследовательскую   деятельность.

Научно-исследовательскую  деятельность  обучающихся  на   уроке  и во внеурочное время я  разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение  исследовательского  проектного   метода обучения, нетрадиционных форм занятий, проблемных вопросов,  домашнее задание  исследовательского  характера.

Во внеурочное время: написание  исследовательской  работы, работа кружка  туристическо-краеведческой направленности,  исследовательские  экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

На мой взгляд, такие виды  работы  моделируют  деятельность  ученика для его полноценной жизни в будущем, формируют его  ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать.

Исследовательская   деятельность  обучающихся  на учебном занятии.

               Свои  уроки  я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих  уроков  лежит личностное включение школьника в процесс. Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы.

           Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения, определённой темы.

Например при работе над темой «Машиностроение» в 9 классе я даю опережающее задание по составлению презентаций «Машина 21 века»,

«Проблемы Российского машиностроения». Изучение хозяйства «Центрального района» сопровождается предварительными заданиями  по географии народных промыслов и т.д (приложение 1 ).

        Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени, они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.

          Развитие навыков  исследовательской   деятельности   я также осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная  деятельность   учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических заданий.

           Для подготовки тематических презентаций по  географии  использую программу POWER POINT , с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий и т.д. Предлагаю  учащимся  создать компьютерные презентации в программе POWER POINT . Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами  исследовательской   деятельности. В этом случае у  учащихся  возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убеждена, что данная работа  учащимися  принимается с удовлетворением. Коллекцию презентаций использую, как демонстрационный материал к  уроку.

          Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу  учащихся  в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет-ресурсы активно используются  учащимися  при подготовке рефератов и докладов по  географии.

Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

            Развитию навыков  исследовательской   деятельности  способствуют нетрадиционные формы занятий:  уроки-лекции,  уроки-семинары, уроки-зачеты,  уроки-практикумы.

Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач  взрослых.

Внеурочная  исследовательская деятельность обучающихся.

               1.  Исследовательская деятельность в работе НОУ.

               Приобщить  учащихся  к научно-исследовательской работе можно через написание  исследовательской  работы. Наиболее эффективно при помощи организованных форм  исследовательской  работы у  учащихся  появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

 Исследовательская  работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.    

           Большие возможности исследовательской деятельности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация исследовательских секций или объединений в виде научного общества, представляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в направлении исследования.            

        Научное общество учащихся, в рамках которого учащиеся получают необходимую поддержку и раскрывают способности и дарования, во многом  решают вопросы  метапредметных компетенций.

Работа НОУ позволяет обучающимся:

-попробовать силы в научно-исследовательской деятельности,

-раскрыть талант и раньше найти себя,

-развивать незаурядные человеческие качества,способы взаимодействия с другими людьми и окружающим миром,

-находить решение возникающих проблем,

-развивать творческие возможности, нетрадиционное личное мировозрение,

-готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию,

- укреплять здоровье, жизнестойкость, эмоциональную стабильность, качества необходимые в современном быстро меняющемся мире.([4])

           Цель работы современно научного общества учащихся не только выявлять и развивать таланты  одаренных детей, но и оказывать поддержку в развитии творческих способностей,  исследовательских умений каждому обучающемуся, интересующимся тем или иным направлением исследования. Организуя  исследовательскую  работу, ставлю следующие задачи для учеников:

- развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной  деятельности,

  – обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем).

2.   Организация исследовательской деятельности учащихся

В рамках  НОУ  «Ноосфера» МАОУ «Лицей гуманитарных наук».

         В МАОУ «Лицей гуманитарных наук» много лет работает научное общество учащихся  «Ноосфера» (приложение 2).

Среди направлений проектно-исследовательской работы:

эколого-биологическое, археологическое, лингвокультурологическое,

историческое краеведение, экологический театр.

Работа строится  на основе плана МО естественно-научного  цикла,

функционирования   творческих объединений  по направлениям.

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.

 Обучающиеся  привлекаются к совместной работе с педагогами и одновременно являются авторами некоторых проектов, реализация которых проходит  при помощи и поддержке педагогов.

С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: найти  информацию, проанализировать, найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершить ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Одним из направлений работы руководимого мною  туристическо-краеведческого кружка НОУ «Ноосфера»  является   краеведческий аспект изучения малых рек Саратовской области (приложение3).

  Малые реки – это реки протяженностью до 200 км.

В Саратовской области  в природном и культурно - краеведческом  аспекте наиболее интересными  для наблюдений, на мой взгляд,  являются реки, относящиеся к Волго-Донскому бассейну Терешка, Медведица, Хопер.

С 2006 года я провожу  летние  водные образовательные походы в которых участвуют ученики, родители, учителя (приложение 4 ).

Совместно с региональной организацией «Союз юных экологов», в рамках проекта  «Подари реке жизнь», разработан социально-значимый проект  «Малая река-большая ответственность»  Проект  относится      к области прикладных исследований, сочетает в себе экологический ,лингвокультурологический,  социально-исторический краеведческий  аспект.

Цель: историческая -  состоит  в  формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути родного края, важнейших событиях и известных деятелях Саратовской области, личностного отношения к истории своей малой Родины, а также в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма;

 При этом предполагается решение следующих  задач:  

В области исторического краеведения

  1. дать учащимся представление об основных моментах  истории родного края;
  2. показать место и роль Саратовской губернии в отечественной истории;
  3. выявить специфику родного края как региона, включающего в себя различные национальности и народности, конфессии,
  4. формировать основы  лингвокультурологического и топонимического исследования,
  5. развивать  творческую  и исполнительную активности учащихся в процессе освоения местного  краеведческого материала;

       В области  экологического исследования:

                - изучить изменения рельефа на протяжении маршрута,

-изучить древесную прибрежную и околоводную растительность,

-выявить животных, обитающих в прибрежной зоне.

-провести мониторинг химического анализа воды.

-по возможности очистить прибрежные  зоны  рек от мусора.

Так происходит вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.

    Образовательный  проект изучения рек  состоит из практической и теоретической частей,  причем последняя занимает большую часть времени.

Исследование проводится в три этапа.[5]

Первый этап – постановочный (проводится весной) – выбор и осмысление темы машрута. Изучение литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (практическая часть)– прохождение маршрута, комплекса мероприятий и их систематическое проведение, накопление материала, первичная  его систематизация.

Третий этап – интерпретационно- оформительский (– обработка полученных результатов, проверка гипотез,поиск дополнительной информации, обработка и систематизация материала.

Во время практической части идет непосредственное участие  обучающихся в сборе информации: берутся пробы воды, ведутся наблюдения  в природе, во время экскурсий проводятся  интервью-опросы  жителей прибрежных населенных пунктов. В беседах  с местными жителями  учащиеся   узнают  уникальные исторические  факты, о них нельзя прочитать в книгах, данных нет в интернете, так как многое из того, что рассказывают старожилы  сохранено лишь в их памяти и зачастую информация исчезает вместе с населенным пунктом (приложение 5).

За 6 лет водных походов (порой 3 маршрута за лето)  накопился обширный методический материал. Каждый маршрут дает новое открытие:

 -аномальное гнездо молний на р. Терешка. Здесь на площади 30м. подземными молниями были поражены  практически все деревья  рощи  ивы древовидной.   Такие поражения наблюдались нами прошлым летом на Медведицкой гряде и связывались с возникновением невидимых плазмоидов, фиксирующихся лишь на пленке. На Терешке   обширная зона поражений еще не встречалась. Роща была открыта случайно во время вынужденной стоянки  на левом берегу реки недалеко  от  с. Синодское.

Но настоящим открытием  стало  посещение школьных музеев  по маршрутам:

 В селе Синодское    в школьном музее, хранят память о земляке-герое    Панфилове-защитнике Москвы. Его слова  «Велика Россия,а отступать некуда позади Москва» знает каждый школьник. Работники музея, школьные учителя-регулярно проводят экскурсии и приглашают  всех желающих.

Медяниково  на р.Терешка , вымирающее русское село, постепенно заселяется  жителями с Северного Кавказа. Среди экспонатов  краеведческого музея средней школы   есть  уникальные предметы древнего русского быта.

Из заброшенных  деревень  к учителям - энтузиастам  старожилы    несут старинные  русские  вещи-святыни с целью  сберечь, сохранить от беспамятства.  

Они могли бы быть интересны и областным музеям.

 Не будет школы..не будет села, так говорили жители с. Потьма на Хопре.

 Музей в школе с. Куракино на р. Хопер  держится лишь на энтузиазме учителя истории Нины Михайловны. Зато  любой первый  встречный  мальчишка  расскажет вам в подробностях о жизни  бриллиантового  князя   А.Б.Куракина, его дворце, дворцовых балах, крепостном театре, оркестре (приложение 6 ).

Еще одно открытие,сделанное школьниками, село Отрадино, которое регулярно путают с Отрадным,  близ Бельщино на Хопре. Его  уже нет на карте. И не зная о нем, просто так  туда не попадешь. Лишь  развалины дома, конюшни, сохранившиеся здания   да старожилы расскажут о доброй барыне Орлихе, которая лечила крестьян в своей больнице, что парк разбивали пленные французы, что был здесь водопровод, прекрасный сад  и наведывались известные художники  на пленеры (приложение7).

Заброшенная Зубриловка, побывав в которой не забудешь  Девичью башню, храм с масонскими росписями, сам  красавец дворец…. поднимаясь по лестнице  которого  из года в год видишь  продолжающее разрушение.

        В советское время  в саду возле дворца существовало место,   отмеченное специальной табличкой, оповещавшей, что на этом месте любил отдыхать великий баснописец. Место было обнесено цепью,в середине рос дуб. В лихие 90-е цепь выломана, дуб спилен табличка и скамеечка исчезли ,как исчезли табилички, оповещавшие, что дворец является памятником истории,а церковь памятником культуры и оба памятника охраняются государством…

31 июля в12ч в присутствии главы местной администрации состоялось открытие памятного знака, привезенного и установленного Саратовской экспедицией, с участием лицеистов. Он представляет гранитную полированную плиту, на кирпичном постаменте Текст гласит Здесь в 1788-1800гг. будущий баснописец И.А.Крылов обдумывал шутотрагедию «Трумф»(«Подщипа»)(приложение 8).

На следующий год местной администрацией были установлены в парке лавочки, восстановлены  столбы вокруг молодого дубка .Хочется верить, что дело  восстановления  исторически значимого для России места сдвинется  с мертвой точки и дети к этому причастны. Заинтересовавшись, перечитав  шутотрагедию И.А.Крылова,  дети поставили ее на  сцене лицейского театра.

  В с. Ключи на р. Хопер   бабушка  научила печь жаворонков, дала рецепт древней мамалыги, отвела на место старой церкви, рассказала  о герое Норове, заявлявшем  императору, пытавшемуся сорвать  с него  георгиевский крест.  «Не Вы вешали…не Вам снимать…», Скачихе и Свищевке  об Антоновском движении и легендах о банде Маруси Косовой .

Турковский и Аткарский  краеведческие музеи поражают обилием экспонатов и трепетностью  с которой  работники  музеев рассказывают о каждом предмете.

              Данные, полученные  во время практической части похода  используются  как материал для  дальнейшего исследования. Результатом являются  выступления на   ученических научно-практических конференций различного уровня (приложение  9 ).

 Ученики составляют отчеты о  экскурсионных маршрутов с топонимической основой, совместно с родителями  разрабатывают исторические игры на местности (Зубриловка)(10 ), участвуют в региональных конкурсах

(приложение  11), издают путеводители (приложение 12).

Ведется огромная просветительская деятельность. Краеведение из сухих слов превращается в краелюбие, так охарактеризовал процесс Ю.Л.Чернышов - журналист, известный краевед,член  региональной организации «Союз юных экологов», непосредственный участник совместных походов.

Материалы и открытия  экспедиций лицея  2010 года  легли в основу  выступлений   на «Всероссийской научной конференции памяти   Казанцева  в Москве в культурном центре Максимилиана Волошина»(приложение 13 ). Научно-практической конференции в Саратовской Академии художеств «Искусство и власть в городском пространстве» (14 ).

 Так как образовательные байдарочные  походы организуются на протяжении ряда лет, появляется возможность мониторинговых исследований.

Данные, полученные  в  экспедиционный период  на маршрутах  в дальнейшем обрабатываются и  расширяются за счет камеральной  научно-поисковой деятельности учащихся: лабораторные исследования, работы в  архивах музеев  города, встреч с ведущими специалистами  экологами, краеведами, этнографами, использования специальной литературы и Интернет ресурсов.

Все необходимые виды исследовательских работ приводят к выработке  постепенному формированию  ключевых компетенций обучающегося.

Результативность исследовательской работы:

1. Полученные данные представляются  учащимися на городских, региональных и Всероссийских конференциях.

2. Из года в год с 2006г. наблюдается, описывается состояние рек и степень разрушения усадеб, мониторинг состояния воды и прибрежной полосы р.Хопер, Терешка, Медведица.

3.  Разработаны маршруты и составлены тексты экскурсий по посещениям исторических мест р.Хопер, Терешка.

4.  Разработаны тексты викторин, историческая игра на местности в Зубриловском комплексе, делающие маршруты информационно насыщенными  и познавательными для широкого круга  путешествующих по малым рекам.

5.   Собрана часть иллюстративного и документального материала для раздела школьного музея «Русское поместье» Прихоперье. Природа  и история.

6. Собран фото - материал для планируемого к изданию справочника-путеводителя по малым рекам Поволжья.

7.  На сцене школьного театра  вновь  идут  театральные постановки, впервые ставившиеся на подмостках  театров  Голицыных-Прозоровских в Зубрилово, крепостного театра  А.Б. Куракина в Надеждино (приложение 11)

8.Идет процесс формирования ключевых компетенций  личности обучающегося.

                        Работа в этом направлении продолжается.

                       Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.( [6])

 Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.  

   Изучать:

 • уметь извлекать пользу из опыта;

 • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

 • организовывать свои собственные приемы изучения;

 • уметь решать проблемы;

 • самостоятельно заниматься своим обучением.  

 Искать:

 • запрашивать различные базы данных;

 • опрашивать окружение;

 • консультироваться у эксперта;

 • получать информацию;

 • уметь работать с документами и классифицировать их.

 Думать:

 • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

 • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

 • уметь противостоять неуверенности и сложности;

 • занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение;

  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

 • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

 Сотрудничать:

 • уметь сотрудничать и работать в группе;

 • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

 • уметь договариваться;

 • уметь разрабатывать и выполнять обязательства.

 Приниматься за дело:

 • включаться в проект;

 • нести ответственность;

 • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

 • доказывать солидарность;

 • уметь организовывать свою работу;

 • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.( [7] )

Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, дает ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания и искусству взаимодействия с окружающим  миром , сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное,  креативное, оригинальное решение, организовать вокруг себя необходимое  пространство.Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

          Исследовательская деятельность учащихся  на уроке и  во внеурочное время  создает  условия в образовательном пространстве, обеспечивающие  не только образование, но и воспитание вышеуказанных  личностных качеств.

работая на социальный заказ государства:

формирование порядочной, толерантной,  конкурентноспособной  личности.

 .                                      

                                      Используемая литература:

1.   Дереклеева Н.И.Научно-исследовательская работа в школе.-М.:Веребум-М,2001.48с.

2.    Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель,2008.-204с.

3.    Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей/под редакцией А.П.Тряпициной.-СПб.:КАРО ,2005.-80с.

4.  СтепановС.С. Психологический словарь для родителей.- М.,1961.

5.  Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. 2006. - №4. – С. 14-22.

6.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии.-1980.-№6

7.  Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.

8. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.

 9.     Энциклопедический словарь, -М.,1985 г.).

10.   eidos.ru›Интернет-журнал›2005/1212.htm

        BestReferat.ru›referat-188298.html


[1] .     Энциклопедический словарь, -М.,1985 г.).

[2] СтепановС.С. Психологический словарь для родителей.- М.,1961.

[3] Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. 2006. - №4. – С. 14-22.

[4] Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель,2008.-204с.

[5] .   Дереклеева Н.И.Научно-исследовательская работа в школе.-М.:Веребум-М,2001.48с.

[6] Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.

[7] eidos.ru›Интернет-журнал›2005/1212.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

     Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность, как основа формирования ключевых компетенций обучающихся

Доводы, до которых человекдодумывается сам, обычноубеждают его больше, нежели те,которые пришли в голову другим.Б.ПаскальГлавное изменение в обществе, влияюшщее на ситувцию в сфере образования -...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...


 

Комментарии

Лущик Марина Александровна

Татьяна Александровна, спасибо за вашу статью.