Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зайцевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на                                                                                                                              Утверждаю

педагогическом совете                                                                                                         директор     ___________Н.М.Герман

протокол № 1  от 29 августа 2016 года                                                                               Приказ № 20 «ё»    от   29.08.2016

                                                                                                     

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

  По предмету «география»    

Образовательная область -  общественно-научные предметы

Ступень обучения: основное общее 6  класс

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, сборника География. 5–9 классы. Рабочие программы Составитель С. В. Курчина М.: Дрофа,2015; на основе авторской программы  основного общего образования по географии 5 – 9 классы. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

                                                                                                                                                                                               

Составитель:

                                                                                          учитель биологии и географии

  Кравченко Нина Леонидовна                                                                                                

                                                                                                           

     

с. Зайцево

2016г

Пояснительная записка

             Рабочая программа по учебному предмету «география» в 6 классе составлена на основе:

  1. Нормативных документов

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010, №1897

- Федеральный  перечень учебников, рекомендуемых   к использованию при реализации   имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего , среднего общего образования  (Приказ  -(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 31 марта  2014 г. № 253 )

- Устав  МКОУ «Зайцевская СОШ» (утвержден приказом отдела образования  Администрации Тальменского района от 05.12.2011г.

- Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Зайцевская СОШ» на 2015-2019 учебный год ( утверждена приказом директора № 22 д от 24.08.2015 г.)

 -     «Положения о текущем и промежуточном контроле МКОУ «Зайцевская СОШ»( Пр. № 51 в от 30. 08. 2013г.)

  -  « Положения о критериях оценивания МКОУ «Зайцевская СОШ» ( Пр. № 21 д от 29.08. 2014 г.)

 2. Учебно-методических документов:

1.   География. 5–9 классы. Рабочие программы Составитель С. В. Курчина М.: Дрофа 2015

  1. Т. П. Герасимова Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. Учебник М: Дрофа, 2013
  2. Электронное приложение к учебнику Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс.  На www.drofa.ru
  3. Курчина С. В.  География.: Диагностические работы . 6 класс : учебно-методическое пособие к учебнику  Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой География. Начальный курс. 6 класс.  М: Дрофа./ М.: Дрофа 2015
  4.  Т. П. Громова География. Начальный курс. 6 класс.  методическое пособие к учебнику  Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой   М: Дрофа./ М.: Дрофа 2015

Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Цели обучения

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса  - развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе и в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • сформировать у учащихся представления о единстве компонентов природы, научить объяснять их взаимосвязи;
  • сформировать у учащихся представления о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
  • развить у учащихся знания о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях протекающих в природе процессов;
  • сформировать у учащихся практические умения при работе со специальными приборами и инструментами, необходимыми для получения географической информации;
  • развить у учащихся знаний о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
  • воспитать у учащихся любовь к своему краю, своей стране, уважение к другим народам и культурам.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2015г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:  практических  работ - 10. Проверочных работ 9.

Для реализации данной программы предусматриваются:

Формы организации учебного процесса в виде уроков.

Преподавание курса географии в 6 классе строится на основе системно-деятельностного подхода.

Методы обучения:  рассказ, объяснение,  лекция, беседа, инструктаж,  демонстрации,  проблемная ситуация, игра, обобщение, работа с учебником, выполнение заданий рабочей тетради,  самостоятельная работа, практические работы,  устный опрос (индивидуальный, фронтальный),   проверка домашних работ,   проверочные работы (в виде тестовых и письменных заданий).

Средства обучения: печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал); электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии, презентации, фильмы на цифровых носителях); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); учебные приборы.

          Обучение ведется на русском языке.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследова- тельской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • строить простые планы местности;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
  • сохранения окружающей среды и социально- ответственного поведения в ней;
  • адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Связь с образовательной программой школы

  • ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Выпускник научится:
  • • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
  • • выступать с аудиовидеоподдержкой;
  • • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
  • • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • •  формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
  • •  проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам,
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
  • • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
  • ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Выпускник научится:
  • • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
  • • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
  • • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный  проект;
  • • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
  • • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
  •  СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
  • Выпускник научится:
  • • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • — определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
  • — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • — выделять главную и избыточную информацию;
  • —  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
  • Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
  • Выпускник научится:
  • • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • Работа с текстом: оценка информации
  • Выпускник научится:
  • • откликаться на содержание текста:
  • — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • — находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • • критически относиться к рекламной информации;
  • • находить способы проверки противоречивой информации;
  • • определять достоверную информацию в случае наличия противоречиивой или конфликтной ситуации.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).

Содержание курса «География. Начальный курс.6 класс»

Введение  (1ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна — спутник Земли

Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли (9ч)

Тема 1. План местности  (4ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направление по плану.

 Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

 Составление простейших планов местности. Глазомерная съёмка. Полярная съёмка. Маршрутная съёмка.

Практические работы: 

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

Тема 2: Географическая карта.(5ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного  шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физической карте высот и глубин. Изображение на физической карте высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практическая работа:

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

 Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки (22ч)

Тема 3: Литосфера (5ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различия равнин по высоте. Изменение равнин во времени.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа:

5. Описание форм рельефа.

Тема 4: Гидросфера  (6ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота

Практическая работа. 

6. Составление описания внутренних вод.

Тема 5: Атмосфера  (7ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы. 

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

  Тема 6: Биосфера . Географическая оболочка. (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера

Практическая работа.

10. Составление характеристики природного комплекса.

Раздел 3: Население Земли (3 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

- называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

- производить простейшую съемку местности;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

- называть и показывать основные географические объекты;

- работать с контурной картой;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

- описывать погоду и климат своей местности;

- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

- называть меры по охране природы;

- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

- приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

- составлять описание природного комплекса;

- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- классифицировать информацию;

- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т. п.)

 Личностные результаты

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- пониманием ценности здорового образа жизни;

- основами экологической культуры.

Планируемы результаты изучения курса «География. Начальный курс. 6 класс»

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

3. По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности.

4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.

1. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.

2. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

3. Строить простые планы местности.

4. Создавать простейшие географические карты различного содержания.

5. Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

7. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

Формы контроля качества усвоения содержания учебной программы обучающимися:

Устные контрольные работы: ответы на  вопросы; проверочные работы по терминам; работа с текстом учебника; работа с рисунками, схемами, таблицами; выступления с докладами (сообщениями) по определенной учителем или самостоятельно выбранной теме; комментирование (анализ) ситуаций;  участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; другие контрольные работы, выполняемые устно.

Письменные контрольные работы: письменные ответы на вопросы; диагностические тестовые работы; биологические диктанты; конспектирование; самостоятельные работы с учебником; проверочные работы по терминам; самостоятельная проверочная работа; письменные домашние задания; решение биологических задач с записью решения; создание и редактирование электронных документов (материалов); работа с рисунками, схемами, таблицами; выполнение тестов (в том числе интерактивных); заполнение рабочей тетради; мини-сочинения;  другие контрольные работы, результаты которых представляются в письменном (наглядном) виде.

Практические  контрольные работы: проведение научных наблюдений; постановка лабораторных опытов (в том числе в домашних условиях); практические (лабораторные) работы; изготовление макетов (действующих моделей и т. д.); выполнение учебно-исследовательской работы с подготовкой письменного отчета о ходе и результатах работы; разработка проектов на уроке и во внеурочное время; другие контрольные работы практической направленности.

Комбинированные контрольные работы: сочетание форм устного и письменного контроля.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Практические работы

Проверочные работы

1

Введение.

1

2

2

Раздел 1. Виды изображения поверхности Земли

Тема 1. План местности

9

4

4

3

2

1

3

Тема 2. Географическая карта

5

1

1

4

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки.

Тема 1. Литосфера

22

5

6

1

4

1

5

Тема 2. Гидросфера

6

1

1

6

Тема 3. Атмосфера

7

3

1

7

Тема 4. Биосфера.

4

1

1

8

Раздел 3. Население Земли

3

1

Итого

35

10

9

Тематическое планирование курса «География. Начальный курс. 6 класс»

урока

Раздел, тема

кол-во часов

Урок

Практическая часть

Виды деятельности обучающихся

Примечание

1

Введение

(1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца»

Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

2

Тема 1: План местности (4 ч.)

Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа 1. Изображение здания школы в масштабе.

Пр. 1

Работа с планом местности. Умение выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный.

3

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Пр. 2

Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности.

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины.

5

Составление простейших планов местности. Практическая работа 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Пр. 3

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

6

Тема 2: Географическая карта

(5 ч)

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний.

7

Градусная сеть на глобусе и картах.

Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов.

8

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Пр. 4

Определение географических координат объектов.

9

Изображение на физических картах высот и глубин

Определение по картам высот и глубин объектов

10

Обобщение и контроль знаний по разделу  «Виды изображений поверхности Земли»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки (22 часа)

11

Тема 1: Литосфера (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение

 Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению

12

Движения земной коры. Вулканизм

 Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения

13

Рельеф суши. Горы.

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке

14

Равнины суши. Практическая работа 5. Составление описания форм рельефа.

Пр. 5

Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов.

15

Рельеф дна Мирового океана

Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов

16

Тема 2: Гидросфера (6 ч)

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей

17

Движение воды в океане

Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений

18

Подземные воды

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды».

19

Реки

Составление описания реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

20

Озера. Практическая работа 6. Составление описания внутренних вод.

Пр. 6

Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища.

21

Ледники

Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты

22

Тема 3: Атмосфера (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение

Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем

23

Температура воздуха. Практическая работа 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

Пр. 7

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом.

24

Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа 8. Построение розы ветров.

Пр. 8

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. Построение розы ветров

25

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Пр. 9

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

26

Погода

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для территории своей местности

27

Климат

 Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на формирование климата своей местности

28

Причины, влияющие на климат

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь

29

Тема 4: Биосфера. Географическая оболочка (4 часа)

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира

30

Распространение организмов в Мировом океане

Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений

31

Природный комплекс. Практическая работа 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК)

Пр. 10

Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану.

32

Обобщение и контроль знаний по разделу  «Строение Земли. Земные оболочки»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.

Раздел 3: Население Земли (3 ч)

33

Население Земли

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, особенностей быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, численности их населения; городов с населением более 10 млн. человек

34

Человек и природа

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)

35

Обобщение  знаний по разделу «Население Земли»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

Литература для учителя.

  1. География. 5–9 классы. Рабочие программы Составитель С. В. Курчина М.: Дрофа 2015
  2. Т. П. Герасимова Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. Учебник М: Дрофа, 2013
  3. Курчина С. В.  География.: Диагностические работы . 6 класс : учебно-методическое пособие к учебнику  Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой География. Начальный курс. 6 класс.  М: Дрофа./ М.: Дрофа 2015
  4.  Т. П. Громова География. Начальный курс. 6 класс.  методическое пособие к учебнику  Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой   М: Дрофа./ М.: Дрофа 2015

5 . Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа

6. Карташева Т. А. География. Начальный курс 6 кл.  рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой   М: Дрофа./ М.: Дрофа 2016

Литература для учащихся

1. Учебник:  Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. Учебник М: Дрофа 2013

2. Козловский Е. Г., Разумовская О. К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники
3. В. X. Янаев, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Климанов Викт.В., Климанов Вл.В. Земли и страны: Учебное пособие по географии.  — М.: Московский лицей, 1996.        

5. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

6. Карташева Т. А. География. Начальный курс 6 кл.  рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой   М: Дрофа./ М.: Дрофа 2016

7. . Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.

Учебное оборудование

  1. школьная метеостанция «МЕТЕО-КЛ»
  2. модель Строение Земли.
  3. глобус физический – 4 шт.
  4. измеритель осадков
  5. компасы
  6. коллекция горных пород
  7. шкала твердости
  8. портреты ученых-географов
  9. коллекция Топливо

Таблицы:

1.Размеры Земли и Солнца

2.Смена времен года

3.Внутреннее строение Земли

4.Эндогенные процессы

5.Строение вулкана

6.Экзогенные процессы (1)

7.Экзогенные процессы (2)

8.Экзогенные процессы (3)

9. топографическая карта

10. план местности.

11. Азимут. Ориентирование на местности.

12. Определение высоты холма и крутизны склона.

13. Искажения изображений земной поверхности на картах мира.

Цифровые образовательные ресурсы:

(для  просмотра используется оборудование библиотеки и кабинета информатики - по возможности)

  1. История географических открытий  
  2. Как устроен океан
  3. Физическая география России
  4. География Мир .Элект. Картографическое пособие 2013
  5. География  Планета Земля. Электр. Прил. к  уч. Лобжанидзе 5-6 класс 2013
  6. Экономь электроэнергию. Береги природу
  7. 90 лет Тальменскому району.

Лист изменений и дополнений

№п/п

Изменения и дополнения

обоснование

учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по географии составлена в требованиями нового стандарта (ФГОС) и ориентирована на ис­пользование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плеша­кова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012)...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...