Рабочая программа по географии для 9 кл (по линии В.П.Дронова)
календарно-тематическое планирование (география, 9 класс) на тему

Сибагатуллина Хамида  Сабитовна

Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику "География России. Хозяйство и географические районы" Под редакцией В.П.Дронова (в двух книгах, .изд-во "Дрофа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса составлена на основе

  1. Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.-3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2009;
  2.  Программы для общеобразовательных учреждений : География. 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова.-3-е изд., стереотип.- М.: «Дрофа». 2010;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования МО РФ «Дрофа»,2009.

         Программа рассчитана на 68 часов, в неделю 2 часа, в том числе на контрольные и практические работы.

          Содержание программы  направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии. Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией.

             Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

            Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений в двух книгах. М.: Дрофа, 2004;  методическое пособие для учителя (И.И.Баринова, В.П.Дронов-М.:,2003).

         Цели и задачи:      

- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире,                                                                  - воспитание гражданственности и патриотизма учащихся,                                                          -уважение к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработке умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.                                                                                              

Оценочные практические работы:

 1.   Определение главных районов размещения отраслей  трудоемкого и      металлоемкого    машиностроения по картам.                                                                                                                                                          2.    Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, а также одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.                                  3.     Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства                                                                                                                    4.     Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-  Петербурга.                                                                                                                                                                        5. Определение по картам географического положения своей области.                                               4. Характеристика одной из транспортных магистралей по плану.                                                    6. Характеристика ЭГП района или области Центральной России.                                                7. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.                                                                                                                                       9. Составление характеристики промышленного узла.                                                                                                  10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин сформированности каждого из них.

Основное содержание учебного курса.

Введение. Хозяйство России.                                                                                                                                                                                                                                                                Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье. ТЭК; электроэнергетика; топливная, химическая, лесная, пищевая, легкая промышленность; машиностроение.                                                                                                                                         Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги.    Транспорт; связь; сфера обслуживания; наука.                                                                                                                          География крупных регионов России.                                                                                                Районирование России. Европейская Россия; Азиатская Россия.

Учебно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе

№пп

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете географии.

Вторичный сектор экономики

2

Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы

ТЭК, топливные ресурсы, топливно-энергетический баланс

Карты атласа

3

Топливная промышленность

Карты атласа

4

Практическая работа 1. Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Карты атласа, учебник, стат.материалы

5

Электроэнергетика

Типы электростанций, ЕЭС России

Карты атласа

6

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Традиционные и конструкционные материалы

7

Металлургия. География черной металлургии.

Черная металлургия, металлургическая база

Карты атласа

8

География цветной металлургии.

Цветная металлургия

Карты атласа

9

Химическая промышленность

Химическая промышленность

Карты атласа

10

География химической промышленности

Карты атласа

11

Лесная промышленность

Лесная и целлюлозно-обрабатывающая промышленность

Карты атласа

12

Машиностроение. География машиностроения.

Машиностроительный комплекс

Карты атласа

13

Практическая работа 2. Определение главных районов размещения отраслей  трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Карты атласа

14

Пищевая и легкая промышленность.

Пищевая и легкая промышленность

Карты атласа

15

Практическая работа 3. Определение по картам  основных районов выращивания зерновых  и технических культур, главных районов животноводства.

16

Третичный сектор экономии – отрасли, производящие разнообразные услуги. Состав и значение.

Услуга

17

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

Транспорт

Карты атласа

18

Другие виды транспорта. Связь.

19

 Практическая работа 4. Характеристика одной  из транспортных магистралей по плану.

Карты атласа, рис.учебника

20

Сфера обслуживания. Наука.

Сфера услуг, народные промыслы

21

Жилищное и рекреационное хозяйство.

ЖКХ

22

Обобщение и контроль знаний по теме «Хозяйство России».

23

Зачем районировать территорию России?

районирование

Карты атласа

24

Общая характеристика Европейской России

Карты атласа

25

Европейский север. Факторы формирования района.

Карты атласа

26

Природа  Европейского Севера

Карты атласа

27

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера.

Карты атласа

28

Северо-Западный район. Факторы формирования района.

СЭЗ

Карты атласа

29

Природа. Население и хозяйственное освоение Северо-запада.

Карты атласа

30

Хозяйство Северо-запада.

Карты атласа

31

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-запада.

Карты атласа, рисунки

32

Центральная Россия. Факторы формирования района.

Узловой район

Карты атласа

33

Природа. Население и хозяйственное освоение Центральной России.

Карты атласа

34

Московская столичная агломерация. Практическая работа 5. Сравнение ГП  и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

35

Хозяйство Центральной России.

Карты атласа

36

Практическая работа 6. Характеристика ЭГП района или области Центральной России.

Карты атласа, справочники

37

Европейский Юг. Факторы формирования района. Природа  Европейского Юга.

Карты атлас, рисунки

38

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

Карты атласа, справ.матер.

39

Хозяйство Европейского Юга.

Карты атласа

40

Поволжье. Факторы формирования района. Природа.

Карты атласа, рисунки

41

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

Карты атласа

42

Хозяйство Поволжья.

Карты атласа

43

Урал. Факторы формирования района. Природа Урала.

Карты атласа

44

Население и хозяйственное освоение Урала.

45

Хозяйство Урала

Карты атласа

46

Практическая работа 7. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

Карты атласа, стат. матер., доп.матер.

47

Практическая работа 8.Определение по картам ГП своей области (региона).

48

Азиатская Россия. Общая характеристика.

49

Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа.

Карты атласа, рисунки

50

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

51

Хозяйство Западной Сибири.

Карты атласа

52

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

Карты атласа

53

Природа Севера Восточной Сибири.

Карты атласа, рисунки

54

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

55

Хозяйство Севера Восточной Сибири

Карты атласа

56

Практическая работа 9. Характеристика Норильского промышленного узла.

Карты атласа, доп.матер.

57

Южная Сибирь. Факторы формирования района

Карты атласа

58

Кузнецко-Алтайский подрайон.

59

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

60

Дальний Восток. Факторы формирования района.

Очаговое освоение

Карты атласа

61

Природа Дальнего Востока

Карты атласа, доп.матер.

62

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

63

Хозяйство Дальнего Востока. Практическая работа 10. объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона).

Территориальная проблема

Карты атласа

64

Россия в современном мире. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами.

Мировое хозяйство, внешняя торговля

Карты атласа

65

Объекты мирового природного и культурного наследия

Карты атласа

66-67

Обобщающее повторение курса

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;                                                                          - специфику географического положения  и административно-территориального устройства России, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;                                                                                                       - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и людей от стихийных природных и техногенных явлений;  

Уметь                                                                                                                                                        выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;                                 - находить в разных источниках и анализировать информацию;                                                                 - давать характеристику района по плану;                                                                                                                         - определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;                                                                                                                                              называть субъекты федерации; старопромышленные районы и районы нового освоения;                                                                                                                                          оценивать:                                                                                                                                                     - изменения в развитии районов России;                                                                                                          - уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;                                                                                                                                           - положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.

Учебно-методические средства обучения                                                                                                                     Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений./ М.: Дрофа, 2011.      

УМК    

Географический атлас.9класс. М.: Дрофа,2009

Методическое пособие. География России. Баринова И.И., Дронов В.П. 8-9 кл. М.: Дрофа, 2003.