Жемчужина России- Байкал
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

 

 

Урок в 8 классе по теме: «Жемчужина России - Байкал».

 

Образовательные цели:

показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека.

Развивающие цели:

ØСформировать знания о природе уникального озера Байкал;

ØРасширить и улучшить знания учащихся о внутренних водах России;

ØРазвить творческие способности у учащихся в ходе выполнения творческих заданий;

ØРазвивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач.

Воспитательные цели:

ØРасширить кругозор учащихся о природе своей Родины;

ØВоспитывать чувства прекрасного;

ØЛюбовь к Родине;

ØФормировать экологическое воспитание;

ØРазвивать умение вести групповую исследовательскую работу; самостоятельного поиска решения;

ØФормировать чувства коллективизма, ответственность каждого за конечный результат.

 

Материалы и оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проект, обучающие программы,  атласы, дополнительная литература, учебник, рабочая тетрадь.

 

 

                                          Ход урока.

 

І – организационный момент.

 

 

ІІ –Постановка познавательной задачи урока.

 

1. Проверочный тест по теме: «Горы Юга Сибири».

1. В состав гор Южной Сибири не входят:

а) Алтай;

б) Саяны;

в) Урал;

г) Западная Сибирь;

д) хребты Забайкалья и Прибайкалья;

 

2. Установить соответствия:

1) Поднятые блоки                                    а) землетрясения

2) Опущенные блоки                                 б) горные хребты

3) Движения земной коры                         в) межгорные котловины

3. Высшей точкой Сибири является гора ___________________________

 

4. Наиболее крупные котловины:

а) Минусинская;

б) Тувинская;

в) Байкальская;

г)______________________

 

5. Климат гор Южной Сибири:

а) умеренно – континентальный;

б) континентальный;

в) резко континентальный.

 

6. Реки гор Южной Сибири:

а) Волга;

б) Обь;

в) Енисей;

г) Лена;

Амур.

 

7. Природные зоны гор Южной Сибири:

а) Горная тундра;

б) Тайга;

в) Смешанные и широколиственные леса;

г) Степь;

д) Пустыня.

 

Ответы на тест. 1. в,г.  2. 1 – б, 2 – в, 3 – а.

3. Белуха,  4. Кузнецкая,  5. в, 6. в,г. 7. а, б, в, г.

 

 

 

Тестирование проводится в течении 5 минут, после проведения теста самопроверка. На доске критерии оценок: кто выполнил правильно 7 заданий – «5»;  5 – 6 заданий – «4»;   4 задания – «3».

 Резюме: кто выполнил работу на «5», «4», «3». Кто желает, может поставить свою оценку в дневник.

ІІІ – этап урока. Работа с учебником с целью постановки темы следующего урока.

Учитель: Что еще нас может заинтересовать в Сибири?  Ответ учащихся -  Байкал            

Найдите определение и главную характеристику озера из текста учебника – это и будет темой нашего урока. Вывод темы урока на доске.

Тема «Жемчужина Сибири - Байкал».

На сегодняшнем уроке мы должны доказать, что Байкал действительно является жемчужиной Сибири.

Учитель: у вас на столах лежат карточки, где написано:

 

Я знаю

Хочу знать

Узнал новое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, что вызнаете об озере Байкал?  Запишите в колонку  «Я знаю».

 

Работа в группах.

1.     Задание №2. Слова, что они обозначают?

2.      Слова: уникальность, 15 – 20 млн. лет,  Ангара, Прозрачность, эндемики, нерпа, сарма, Ольхон, тревога.

3.      Комментарии учащихся. В колонку № 2 . записываются слова, на которые ученики не смогли дать объяснение.

4.     Задание 3. У вас на столах лежит кластер. Сейчас мы попробуем его заполнить, продолжив работу в группах. Но сначала ответьте на вопросы: По какому плану мы изучаем географически объекты, дополните кластер.

Выбор темы исследовательской работы на ромашке.

3. Используя дополнительный материал и   учебник, поработаем в группах. Каждая группа занимается своей исследовательской работой.

Каждая группа учащихся отвечает на поставленные вопросы.

Работают группы: Гидрологов, климатологов, биологи и зоологи, экологи, и геологи.

Работа и демонстрация слайдов по теме реки Байкала и животный мир Байкала.

 

5.     На доске записываются слова, на которые получили ответы во время групповой работы.

6.     Демонстрация фильма, с последующим ответом на вопросы

 А) сколько островов на Байкале?

Б) Какой остров самый большой?

В) как он называется?

 Подведение итогов урока:

 Доказали ли мы, что Байкал – действительно жемчужина Сибири, и какие доказательства вы можете предложить, отвечая на этот вопрос.

 Выслушиваются все ответы учащихся по данному вопросу. Выставление оценок.

 

 

УРОКПОТЕМЕ«БАЙКАЛ»

(VIIIкласс)


За несколько уроков до изучения этой темы была организована экспедиция из трех отрядов: Iотряд — географы-исследователи, IIотряд — зоологи, IIIотряд — экологи.

В ходе экспедиции учащиеся собра­ли богатый материал об озере Байкал. После предварительной подготовки на одном из уроков была проведена кон­ференция, где каждый отряд отчитал­ся о проделанной работе.

Отчет о работе экспедиции прини­мала экспертная группа (комиссия) в составе нескольких учителей и уча­щихся старших классов. Во вступи­тельном слове я поздравила всех уча­стников экспедиции с завершением работы и предоставила слово для от­чета начальникам отрядов, так как они координировали работу своей группы. На доске учащиеся подготовили кон­тур озера Байкал, иллюстрации об озере и его окрестностях. По ходу отчета вокруг контура появлялись на­рисованные учащимися данные о про­исхождении, строении, величине, рас-


тительном и животном мире. Учени­ки в своих тетрадях вели конспекты.

Iотряд представил общие сведения об озере, IIотряд рассказал об энде­миках (голомянка, байкальский омуль, тюлень) и других представителях ор­ганического мира, IIIотряд подчерк­нул, что озеро Байкал — единствен­ный своеобразный объект на нашей планете. Отметил важность природо­охранных мероприятий.

В конце урока были подведены ито­ги. После чего я прочитала свое сти­хотворение.

Чиста, уникальна, прозрачна вода. Безмолвна, но полная жизни тайга. Шумит и волнуется бешеный вал — Таким мне запомнился древний Байкал. Красавица дочь — Ангара удалая Свой путь начинает из этого края, А с нею три сотни речушек и рек, Все устремили к Байкалу свой бег. С тревогой смотрю я в завтрашний день: Будут ли жить там омуль, тюлень? Как сохранить заповедное озеро, Чтоб его воды не «целлюлозило», Чтоб достоянием народа стал Славное море — священный Байкал?