Байкал – жемчужина России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Колошко Наталья Георгиевна

Изучение природы Байкала и прилегающей территории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykal.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Посудичская основная общеобразовательная школа.

                     Открытый урок географии

                                   в 8 классе

       на тему: «Байкал – жемчужина России».

 

                           Учитель Колошко Н.Г.

         

                       Посудичи  2012 год.

Тема:  «Байкал – жемчужина России».   

           

Цель:

 - расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать значение Байкала для хозяйственной деятельности России;

- продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов;

- продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей местности.

Тип урока:

по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной, групповой, индивидуальной деятельности.

Методы работы:

частично – поисковый, словесный, наглядный, самостоятельная, практическая, аналитическая деятельность.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы, учебник, СД диск, компьютер.

Планируемые результаты:

  1. Представление об озере Байкал как уникальном природном комплексе.
  2. Умение оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природу моря.
  3. Развитие мыслительной деятельности и самостоятельности принятия решения, но основе имеющихся знаний и новой информации.

                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.

                  А) Работа с картой. Форма «Ручеек».

                  Б) Игра: из букв слова «лимнология» составить возможные слова существительные. Пример:  Нил, миля, гол.

Один ученик работает на компьютере с тестами.

3. Изучения нового материала.

1)Вступительное слово учителя: ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Наш путь длиною (   ) мы «пройдём» за 40 минут. Вы будете сегодня лётчиками, моряками, машинистами, исследователями  и кем только пожелаете. Станцию, где мы сейчас находимся, давайте назовём «Сообразилия». А находимся мы в пункте с координатами 53 град. с.ш., 34 град. в.д. Место прибытия 55 град. с.ш., 107 град. в д.

Отправляйся скорее и сообрази:

  1. Куда ты прибудешь?
  2. На каком виде транспорта ты отправишься?
  3. Твоя роль в путешествии?
  4. Каким путём пройдешь, что встретится на твоём пути: горы, равнины.
  5. Расстояние. Направление.

Проверка работ:  (учащиеся рассказывают очень коротко по всем 5 пунктам, кто быстрее добрался, а  другим поможет наша дружба). Выслушать 2-3 ученика.

Тема нашего урока «Байкал – жемчужина России». Проблемы Байкала.

2) Мы прибыли на станцию «Биография».

А) 1 ученик работает со стихотворением «Байкал» И.И.Ландо.

Задание для работы:

- прочитай стихотворение, найди в тексте географическую информацию;

- сделай вывод о размерах озера, географическом положении озера.

Байкал как зеркало лежит. Гора в него глядится.

То тучка воды затемнит, то солнце в них лучится.

О нем писали: «Чаша вод!» Да. Но какая чаша!

Как грозен там водоворот, когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море чаша глубока. Прозрачная водица!

Россия очень велика, а вся могла б напиться.

Б) 2ой ученик готовит справку – информацию о происхождении названия озера.    Приложение №1.

В) с остальными учащимися работает учитель: «Потолкуем».

- общие сведения об озере (протяженность, глубина, рельеф дна, острова и т. д).

- возникновение озера. Возраст.

- площадь озера -31500 кв.км. Объём воды-23000 куб.м. Ширина-80 км., длина с с-в на юз-з -636 км., длина береговой линии- 2000км.

С результатами своей работы знакомят 1 и 2 ученики.

3)А сейчас мы отправимся на метеорологическую станцию «Раз дождинка, два дождинка».

А) 1 ученик – справка- информация «Климат озера Байкал».

Б) со всеми остальными  «Потолкуем».

-работа с климатической картой и учебником с. 227,  определить  Т., О., Д., тип климата восточного и западного побережья озера. Почему климат разный?

Словарная работа: сарма, баргузин, верховик, култук.

Выступление  1го учащегося. (Климат…) Приложение №2

4) Учитель: Нас заждались уже на станции «Обитатели. Знакомые незнакомцы» члены команды Кусто. Они нам расскажут о животном и растительном мире озера. (Энциклопедия, учебник с.226 - 227,  материалы газет).

Выступление учеников. Приложение №3

5) Учитель: Ничто в природе не существует изолированно, а в тесной взаимосвязи. Реки регулируют  уровень воды и ее свойства в озере, растительный мир – уровень грунтовых вод, а хозяйственная деятельность человека нарушает равновесие в озере. Пришла пора познакомиться с соседями озера. А наша станция называется «Ау, или соседи».

Выступление учащихся  по вопросу «Почвы». Знаете ли вы, что?

   Загадка.      Приложение №4.

6) Учитель: На берегах Байкала  проживает около 70 тысяч человек. Примерно в 2-3 раза больше, чем постоянных жителей, здесь бывает приезжих. Здесь построено ряд городов: Ангарск, Иркутск, Горячинск, Северобайкальск. А в них, естественно, ведётся хозяйственная деятельность, бурное развитие хозяйства (лов рыбы, судоходство, лесосплав, рекреация, ГЭС).

Байкал не мог избежать влияния человеческой деятельности, из чего вытекает ряд проблем по сохранности уникального чуда природы.

Учитель: к сожалению, в последние десятилетия к озеру привлечено внимание в связи не с его уникальностью и красотой, а со строительством двух комбинатов:  целлюлозного на южном берегу озера и картонного в низовьях Селенги – основного источника, питающего Байкал водой.

Выступление уч-ся. Проблемы озера.

Для решения этих проблем требуется много усилий людей и правительства, средств, умений рационально и умело использовать природные богатства озера и прилегающих территорий.

Для этого я приглашаю вас на станцию «Уеду на Байкал» принять участие в разработке решений по спасению Байкала.

(Ученики готовят проект решения проблем).

Учитель читает стихотворение:

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал-

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Что б его воды не «целлюлозило»,

Что б достоянием народа стал

Славное море – священный Байкал.

Выступление учащегося  по решению проблем.

Заключение:

Вам представилась возможность уехать на  Байкал.

Поделитесь со всеми, что Вы станете там делать...? (Можно предложить высказаться присутствующим).

Итоги: Для меня было новым, …   Я узнал, что…..Теперь меня волнует….

Дома: п.39, составить схему-рисунок для ответа товарищу.

                         

Приложение.

№1. Всем будет интересно знать о происхождении названия озера Байкал. Эвенки называли его Лема (море), якуты - байкуль (богатый) – «Богатое озеро», байхал – «большой водоем».

А в легенде рассказывается следующее о названии Байкала. Русские давно слыхали, что где – то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал пришли и стали к большим  рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что около озера, которое день и ночь кипит, люди живут. Узнали те русские, что озеро богато рыбой, а по берегам  разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали купцы и казаки торопиться к тому морю – озеру. Шли не спали, коней не кормили, каждый хотел к озеру попасть, посмотреть, какое оно есть, почему оно кипит без отдыха. Шли те купцы долго, несколько лет. Много умерло их по дороге, но живые всё - таки дошли и видят перед собой шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что поднимешь голову – шапка слетает, а верхушки не видно. Снова стали купцы с казаками думать, как же дальше быть. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дни, ни месяцы не считал, хотели они уже с последними собраться и назад идти. Но тут пришёл бурят и сына своего привёл, сказав: «Не обойти мне с вами Байкал, стар я стал – годы давно ушли, берите сына, у него глаза светлее, а ноги оленьи». Ушел старик в тайгу, а сын повел их на берег моря и сказал: «Байкал». Русские спросили его: «Что это такое?» Он ответил: «По – нашему, значит огненное место, раньше огонь был, земля провалилась, и стало море.  С тех пор мы зовем наше море Байкал». Русским название понравилось, и стали они называть это море Байкалом.

№2.   «Раз дождинка, два дождинка».

Температура воды в открытом Б. летом очень низка: в августе, когда Т воды относительно более высока, она в среднем ровна 9 – 10 град., у берегов несколько выше. Б. замерзает поздно, только в начале января; это объясняется частью весьма медленным охлаждением громадных масс воды,  частью – осенними бурями;  вскрывается в мае. Начиная с глубины 200м, температура воды в Б. несколько ниже 4 град. С глубины 900м она равна 3.4град., на 1600м она понижается примерно до 3град. Прозрачность воды очень велика.  На Б. наблюдаются приливы и отливы,  правда,  ничтожной  амплитуды, в бухте песчаной в среднем всего 1см.  Есть сейши – стоячие волны:  наиболее продолжительные и высокие имеют период в 4 часа 38 мин. и амплитуду до 14см. Среднее количество осадков 600мм. Т. января на побережье составляет всего -14-17град., июля - +15-+18град. Годовая  амплитуда среднемесячных Т 31-31град. На Б. дуют сильные ветры: верховик, баргузин, култук, сарма. Сарма  - это ураганный ветер, достигающий скорости более 40м/с. Знаете ли вы?

Прозрачность морской воды определяют с помощью диска Секки – прибора настолько простого, что и назвать его прибором как – то неудобно. Это всего лишь белый диск диаметром 30см. Его опускают в горизонтальном положении с борта судна в воду и отмечают, до какой глубины белое пятно под водой остаётся видимым. На Б. это пятно видно до глубины 40-70м.

№3.  Очень своеобразен и интересен органический мир Б. Из обитающих 2630 видов и разновидностей животных и растений около 2/3 встречается только в этом озере. Б. – единственная в своем роде лаборатория, создавшая столь значительную коллекцию небывалых растений и животных. Более 70% обитателей Б. встречаются в других водоемах планеты. К числу таких видов относится голомянка розовато – белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка с воздушным, точно сотканными из паутины длинными нежными плавниками. Это живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше +10град. В голомянке находится так много жира, что мёртвая она не тонет, а плавает на поверхности. Очень разнообразны бычки – подкаменщики. Есть среди них неуклюжие, большеголовые, серо-зеленые, очень похожие на жаб. Есть проворные, яркоокрашенные, с огромными плавниками, похожими на крылья тропических бабочек. Из млекопитающих в Б.  великолепно освоилось типично морское животное – тюлень, или байкальская нерпа, близкая к ледовитоморской полосатой нерпе. Промысловое значение имеют хариус, сиг, налим, байкальский осетр, таймень, и знаменитый байкальский омуль, которым угощали местные жители аквалангистов Жана – Ива Кусто , во всех его видах.  Б. омуль – небольшая рыбка длиной 30-40 см. Фауна Б., по-видимому, пресноводного происхождения, помимо тюленя, недавнего переселенца из Ледовитого океана, в ней почти нет морских элементов.

№4. «Ау или соседи».

Растительность восточного побережья представлена следующими видами: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Наибольшую площадь занимает тайга. Шумит она здесь невнятным ровным шумом. Хорошо и беззаботно находиться здесь на траве, среди сосен зеленых в тихой и безвестной стороне. Самый холодный месяц здесь январь – 25град., а в июле - +18град. Осадков выпадает 400мм. Снег ложится в октябре, тает в апреле – мае. Почвы разные, основной тип – подзолистые. Животный мир разнообразен: лось, марал, кабарга, медведь, изюбр, горный козёл. Основное богатство тайги – ценный мех белки, соболя, горностая. Невообразимое богатство грибов.

                                     А знаете ли вы?

Орехи кедра – это 36%  жирного масла, крахмал, клетчатка, витамины. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат 0,65мг. витамина В, до 10мг.  витамина Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Масло орехов используют в парфюмерии, консервировании. Орехи по питательным качествам превосходят такие продукты как молоко, мясо.

Ягоды брусники не только вкусны, но и полезны. Даже листья брусники лечат. Чего только нет в листьях брусники? А чай с брусничным вареньем? Это просто наслаждение!  Клюква – очень долго может храниться, благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку.

  Вторичный лес или смешанный лес. На западном берегу оз.Б. находится зона смешанных лесов. Климат чуть теплее, чем на восточном берегу. Почвы бурые лесные, серые лесные. Растительный мир разнообразен – осина, тополь, берёза, липа, клен, встречается ель и сосна. В этом лесу обитают лоси, белки, зайцы, косули, рыси.

                         А теперь загадка.

Стоит дерево кудряво, на этом дереве 5 угодьев. 1 угодье – хворому здоровье, 2-разбитому крепость, 3-заперто море, 4-малому угроза, 5-ночной свет. (Веник, береста, разбитая посуда, стянутая берестой, кнут, лучина).

№5. Проблемы Байкала.

Экологическая ситуация в районе определяется в первую очередь критическим состоянием оз.Б., сложившимся  в результате влияния на озеро окружающей территории. Горнопромышленный и лесопромышленный типы освоения этой территории с очагами высокой концентрации предприятий экологически наиболее «грязных» базовых отраслей предопределили загрязнение воздушного и водного бассейнов. 6 городов относятся к числу наиболее грязных в стране: они «производят» ежегодно более2млн.т. выбросов и 1,5 млн.куб.м. загрязнённых стоков; сведение и ухудшение качества лесов в прижелезнодорожной зоне. В условиях континентального, холодного климата и горного рельефа выбросы и стоки  образуют большие шлейфы загрязнений (1200-1400 км.) и вместе с тем создают очаги сохраняющихся длительное время загрязнений у их источников. Под их влиянием, также как под влиянием вырубок лесов, оказываются не только оз. Б., но и зарегулированные системой водохранилищ р. Ангара с притоками, истоки рек Лены и Тунгуски. Сохранение байкальского резервуара чистой воды, безусловно, приоритетная проблема района. Решение её позитивно отразится и на других регионах, расположенных в районе рек Енисея и Лены.

№6. Решение проблем Байкала.

  1. Запретить  сброс в озеро и впадающие в него реки производственных, бытовых и прочих отходов;
  2. Учитывая особо важную роль лесов в деле регулирования водного режима озера и предохранения почвы от эрозии, лесные ресурсы использовать без ущерба на них. На склонах крутизной свыше 45град. сплошные рубки леса запретить;
  3. Вдоль берегов нерестовых озёр и рек выделить зелёные зоны, в которых запретить лесозаготовки и применения химических средств для борьбы с вредными насекомыми;
  4. На побережье Байкала предусмотреть только организованный туризм;
  5. Заранее определить места для строительства санаториев, домов отдыха и туристических баз, а также заповедные участки;.

Всё это позволит сохранить чистоту и красоту уникального байкальского природного комплекса.

Объявить  озеро Байкал заповедником.

А Я  УЕДУ НА БАЙКАЛ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

Байкал - жемчужина России

Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важн...

Байкал - жемчужина России.

Урок географии в 8 классе по теме: «Байкал – жемчужина России » представляется в номинации «Разработка Урока с применением ресурсов сети Интернет» Урок имеет воспитатель...

урок-проект "Байкал-жемчужина России"

Урок по географии в 9 классе...

"Байкал - жемчужина России"

Разработка урока для учащихся 8 классов, в которой представлены интересные факты, доказывающие уникальность данного географического объекта....

Презентация "Байкал - жемчужина России"

Презентация к уроку "Байкал - жемчужина России"...

План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"

Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо....