План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Карнюхина Галина Михайловна

Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_baykal-zhemchuzhina_rossii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока: «Озеро Байкал – жемчужина России»

Цель: способствовать формированию любви и бережного отношения к природе, через познание её богатств и проблем.

Задачи урока:

воспитательная: учитель должен создать условия для выработки грамотной экологической позиции в вопросе устойчивого развития природы; способствовать воспитанию этических норм в вопросах экологии, чувства необходимости бережного отношения к родной природе; созданию условий для воспитания коммуникативности при решении общей задачи;

образовательная: познакомить учащихся с неповторимыми чертами (уникальностью) тектоники, гидрологии, климатологии, биологии озера Байкал; выявить проблемы озера, установить их причины и предложить пути их преодоления, используя имеющиеся биологические, географические и экологические знания;

развивающая: способствовать развитию умений критического мышления при работе с текстом и при письме; умений коллективного поиска и обработки информации; познавательного интереса и положительной мотивации к изучению географии.

Оборудование и материалы к уроку: презентация «Природа Байкала», мультимедийное оборудование для демонстрации, раздаточные карточки с дополнительными материалами по теме урока.

Тип урока. Изучение нового материала с использованием приёмов технологии развития критического мышления при чтении и письме.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

приёмы проведения

Примечания

I.Организационный момент. Активизация знаний учащихся - стадия вызова.

- Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие к удивительному природному объекту нашей страны. Вы о нём не раз слышали. Это самый глубокий резервуар пресной и чистой воды на земном шаре. Догадались, о чём нам говорит подсказка?

- Правильно. Тема нашего урока: «Озеро Байкал – жемчужина России».

- Как вы думаете, почему к данному природному объекту применимо такое сравнение?

- Как вы считаете, с какими особенностями Байкала мы с вами должны сегодня познакомиться?

- Цель нашего урока – расширение знаний  о богатстве природы нашей Родины на примере одного природного объекта, но какого!...

Сегодня нам предстоит мысленно опуститься на дно озера, перелистать календарь геологической истории, взмахнув воображаемым крылом, подняться ввысь и полюбоваться мощью и красотой Байкала, а также узнать, нет ли у озера обиды на человека.

Приём «подсказка»

Цели и задачи урока

Озеро Байкал – 1 слайд презентации

2-3 слайды презентации

1)Ценен, как жемчуг.

2)Жемчуг связан с водой, а Байкал – огромный резервуар воды.

3)Байкал «охраняется» окружающими его горами, как жемчужина в раковине.

1)Неповторимость воды и органического мира.

2)Уникальность.

3) Возможные проблемы

4-5 слайды презентации

II. Изучение нового материала – стадия осмысления.

1.Этап подготовки.

2. Этап выполнения работы по заданию.


БЕЛАЯ ШЛЯПА: Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?"; "Какой информации нам не хватает?"; "Как нам получить недостающую информацию?"; "Какие вопросы мы должны задавать?" Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы делаем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти в ней хорошие стороны. "Каковы преимущества?"; "Кому это выгодно?"; "Откуда появятся преимущества?"; "Каковы различные ценности?»

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: Это, возможно, самая полезная шляпа. И уж, несомненно, чаще всего используемая. Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность. Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
КРАСНАЯ ШЛЯПА: Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
СИНЯЯ ШЛЯПА: Синяя шляпа отводится для рассмотрения самого процесса мышления: "Что нам делать дальше?"; "Чего мы достигли на текущий момент?". Синяя шляпа используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в его результате. Синюю шляпу можно использовать, чтобы упорядочить последовательность применяемых шляп и просуммировать достигнутое1.
- Синяя шляпа сегодня досталась мне.

- Ребята, непременное условие работы в группе – все работают на одного, на того, кто будет представлять результаты. По его ответу будет оцениваться работа всех участников. На всю работу у нас 12 минут. Время пошло! Удачи!

3.Этап  формирования результатов выполнения групповой работы.

- Работа завершена, и сейчас нам предстоит услышать результаты. Пока выступает одна группа, остальным предстоит зафиксировать на листах то, что больше всего понравилось, запомнилось, удивило. Но сначала немного разомнём мышцы – круговые движения в плечевых суставах.

4. Этап формирования выводов по изучаемой теме.

- Ребята, из всего сказанного мне, как синей шляпе хочется сделать вывод: работали слаженно, молодцы! Можете высказывать своё мнение и давать оценку новому материалу. интересны и ваши предложения по дальнейшему развитию событий, связанных с Байкалом.  Сейчас мы сможем не только прочитать, но и увидеть ту красоту, о которой вели речь.

Пояснения учителя

самостоятельная Работа учащихся в группах

Отчёт учащегося по итогам работы в группе, демонстрация слайдов презентации.

2 минуты

Демонстрация видеофильма «Байкал – всемирное природное наследие»

На выполнение задание у вас всего 10-12 минут

III.Закрепление – стадия рефлексии.

- Ребята, таблица на доске пуста, и наша задача –  заполнить её графы перекрёстно. Представитель белой шляпы → творчество, зелёной → проблемы, чёрной → эмоции, красной → позитив, а жёлтой → только факты.

- Скажите, что вам запомнилось на уроке больше всего?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Что вас порадовало на уроке? (Выводы в таблицу заносит ученик).

Приёмы «Обратная связь», «заполнение кластера»

IV. Задание на дом:

- Предлагаю по выбору выполнить следующие задания:

1)напишите письмо от имени озера Байкал к человеку.

2)составьте контрольную работу из 10 вопросов о Байкале.

1http://www.ozon.ru/context/detail/id/2579077/

Стратегия «Шесть шляп мышления»

БЕЛАЯ ШЛЯПА: Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?"; "Какой информации нам не хватает?"; "Как нам получить недостающую информацию?"; "Какие вопросы мы должны задавать?" Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию.

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы делаем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти в ней хорошие стороны. "Каковы преимущества?"; "Кому это выгодно?"; "Откуда появятся преимущества?"; "Каковы различные ценности?»

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: Это, возможно, самая полезная шляпа. И уж, несомненно, чаще всего используемая. Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность. Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

КРАСНАЯ ШЛЯПА: Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

СИНЯЯ ШЛЯПА: Синяя шляпа отводится для рассмотрения самого процесса мышления: "Что нам делать дальше?"; "Чего мы достигли на текущий момент?". Синяя шляпа используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в его результате. Синюю шляпу можно использовать, чтобы упорядочить последовательность применяемых шляп и просуммировать достигнутое.

ОЗЕРО БАЙКАЛ – жемчужина России

          Байкал

Касанье голубых лекал,

И небо, павшее в Байкал,

В гранитной раме вырезной,

И весь - до капельки - родной.

                    М. Сергеев.

Географическое положение

Почти в центре огромного материка Евразии, на широте Москвы и Лондона в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. По общей площади озеро сравнимо с государством Бельгия.

   Озеро Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Особенно возросло внимание к этому удивительному озеру в последние 20 лет. Стараниями специалистов, ученых и общественных движений оз. Байкал включено в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (1996 г.).

Геология и геоморфология озера

Длина его 636 км, наибольшая ширина 79 км. Имея максимальную глубину 1637 м, озеро Байкал является самым глубоким озером мира.
Байкал сформировался около
30 мил. лет назад и является древнейшим озером мира. Тектоническая впадина, в которой расположено озеро, продолжает расширяться примерно на 2 см в год. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями землетрясения силой в 9 баллов. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).

История

Буряты называют Байкал «морем».

Русские на берегах появились в 1643 г. Казак  Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан  и жил в Забайкалье.

Байкал изучали: И.Д.Черский, Л.С.Берг, В. А. Обручев и другие. Жак Ив Кусто изучал воду озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).

Гидрология (лимнология)

Озера изучает наука лимнология.

Вода Байкала отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Белый диск Секки, применяемый для определения прозрачности воды, виден в Байкале до глубины 40 метров, тогда как прозрачность вод Каспийского моря не превышает 25 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (солёность воды равна 0,10/00) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды Байкала.

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.

Вода в озере круглый год холодная (температура -  +10 - +12°С).

Байкал уникален и огромным объёмом воды, который можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. В Байкале сосредоточено 20% мировых запасов поверхностных пресных вод, отвечающих по всем необходимым  параметрам лучшим стандартам качества чистой питьевой воды.

Климатология

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.

Зима в горах Южной Сибири очень холодная - средняя температура января -24°С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17°С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдаёт, остывая, тепло байкальская вода) +15°С - средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный  северо – западный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер - баргузин, или верховик - дует вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

Биология озера

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений.

70% обитателей озера - эндемики, т. е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относится голомянка - живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато - белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет, т. к. жир легче воды) и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Голомянка - глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000 м. Длина рыбки 18-20 см.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - омуль). Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов.  Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга – самый маленький олень, соболь, лисица, бурундук,  лось и другие.

Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей, целиком обусловленный особенностями природы озера.

Экология озера

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды.

Необходимы природоохранные мероприятия:

-  Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

-  Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу.

-  Запретить молевой (без связывания в плоты) сплав древесины по рекам.

-  Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

-  Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока на тему "Население России"

Урок в 8 классе на тему "Население Рооссии" проводиться с целью  определения причин , влияющих на изменение численности населения....

методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...

урок по теме Байкал-жемчужина Сибири

Проводится в групповой форме...

План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"

План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...

Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири".

Презентация  к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири"....

Урок по теме "Байкал-жемчужина Сибири"

Урок предназначен для 8 класса при изучении темы "Озера, реки России"...