Главные вкладки

    "Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Гафарова Алфинур  Замилевна

    План- конспект урока по географии 7 класс,  на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon relef_zemli._seysmicheskie_poyasa_zemli_7_klass.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок.

    Тема: Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли.

    -создать условия для ознакомления учащихся с процессами, которые формируют рельеф; способствовать  формированию представления о закономерностях размещения крупных форм рельефа на поверхности Земли;

    Создать условия для обоснования причин разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

    -продолжать развивать умение чтения карты «Строение земной коры» и научить сравнить и сопоставить  с физической картой.

    - способствовать воспитанию толерантности.

    Оснащение урока: Физическая карта мира, карта «Строение земной коры», атлас, контурная карта, учебник, тетради, диск «География 7 кл»

     Ход урока

    I.Этап вызова.  Всё закрыто, кроме тетрадей. Включен проектор, показывает слайды  

     ( различные горные вершины, равнины, океан, извержение вулкана, наводнение, волны в океане и т.д.) На доске написаны слова: Земля, Плита, платформа, земная кора, литосфера, вулкан,  Анды, Кордильеры, Аппалачи, Гималаи, Урал, Скандинавские, Драконовы, Верхоянский хребет,  Русская равнина, Амазонская низменность,  Марианская впадина, Ключевская сопка.

    - Скажите ребята, какие ассоциации возникают у вас при просмотре слайдов и читая эти слова? Оставьте место для записи названия темы и напишите пожалуйста свои мысли в тетрадях.

    (Примерные ответы – рельеф или очертания земной поверхности, совокупность её неровностей).

    - Давайте откроем учебники и прочитаем на странице 28 два  абзаца и сравним  свои записи в тетрадях.

     Вспомним из курса 6-го класса, что такое рельеф? И заполним схему:

    Рельеф

    Материки                                                         Впадины океанов

    Горы   Равнины                                  Котловина СОХ Желоба Островные дуги

    II. Этап осмысления.

    -  На прошлом уроке мы рассмотрели литосферные плиты. Давайте, как А. Вегенер, выдвинем гипотезу на тему: Что же происходит на границе литосферных плит, напишите в тетрадях.

    А теперь  откройте атласы на странице 6-7 и сравните с вашими записями.

    1. Рассмотрите рисунок «Расхождение литосферных плит в зоне срединно- океанического хребта»

    - по строению какие плиты взаимодействуют?

    - Если граничат две океанические литосферные плиты, что происходит на их границе?

    -        Что образуется в месте расхождения двух литосферных плит?

    - Что происходит с океаном?

    - А теперь откроем карту атласа на странице 4-5 и посмотрим на доске карту «Строение земной коры» и найдем на карте указанные на рисунках плиты, найдем это место на карте на странице 2-3 Запишем вывод. Отметим на контурных картах.

    Вывод. Вдоль границы расхождения двух литосферных плит образуется новая земная кора за счет поднятия магмы.

    2. Рассмотрите рисунок «Столкно вение материковой и океанической  литосферных плит».

    - Какие плиты по строению взаимодействуют?

      -Расскажите о направлениях перемещения материковой и океанической литосферных плит?

    -Опираясь на знания о строении материкового и океаническо го типов земной коры, объясните, почему погружается океаниче ская плита?

    -Какие формы рельефа дна образуются при столкновении ма териковой и океанической литосферных плит?

    - А теперь откроем карту атласа на странице 4-5 и посмотрим на доске карту «Строение земной коры» и найдем на карте указанные на рисунках плиты, найдем это место на карте на странице 2-Запишем вывод.

    Вывод. При столкновении материковой и океанической плит, первая погружается и уходит под мантию, в результате вдоль гра ниц материков часто образуются глубоководные желоба (Курило-Камчатский, Марианский, Филиппинский) и островные дуги.

    Отметим на контурных картах.

    3. Рассмотрите рисунок «Столкно вение литосферных плит».

    -Какие плиты по строению взаимодействуют?

    -Если граничат две материковые литосферные плиты, что происходит на их границе?

    -        Что образуется в месте столкновения двух литосферных плит?

    - А теперь откроем карту атласа на странице 4-5 и посмотрим на доске карту «Строение земной коры» и найдем на карте указанные на рисунках плиты, найдем это место на карте на странице 2-Запишем вывод.

    Вывод. Вдоль границы столкновения континентальных лито сферных плит (они как бы наползают друг на друга) образуются планетарные пояса сжатия (горные дуги Альп, Гималаев и др.)

    Отметим на контурных картах.

    Ядрами крупнейших литосферных плит являются устойчивые участки земной коры - это платформы. Платформа - это результат длительного развития земной коры.

    4. По карте «Строение земной коры» назовите крупнейшие древние платформы? Вспомните, сколько платформ входит в состав каждого материка?

    На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.

    1. Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежу точное положение занимает Китайская.)

     5. Сравните две карты «Строение земной коры» и «Физическая карта мира». Выявите взаимосвязь между древними платформами и современными формами рельефа. Сопоставляя кар ты, учащиеся заполняют таблицу.

    Карта «Строение земной коры»

    Физическая карта мира

    Платформа

    Форма рельефа

    Абс. высота, м

    Южно-Американская

    Восточно-Европейская

    Сибирская

    Индийская

    Вывод: На основании данной работы школьники делают важный вывод, что древним платформам соответствуют равнинные области.

    Отметим на контурных картах.

     

    6. К ядрам платформ постепенно присоединялись более молодые участки земной коры, выраженные в рельефе горами, - это складчатые пояса.

    1. Что располагается между платформами? (Области складча тости.)
    2. Чему соответствуют на физической карте платформы и складчатые области.

    Дополните связи:

    а) платформы - (равнины),

    6)        область древней складчатости - (средневысотные горы),

    ОЗК-сминание в складки- разрушение складок- образование платформ-  глыбообразование-  старые глыбовые горы (Старые горы)

    ОЗК-  сминание в складки- разрушение складок- образование платформ- глыбообразование- средние глыбово-складчатые горы (Средние горы)
    в) область новой складчатости - (высокие горы).

     ОЗК-  сминание в складки (Молодые горы)

    Сравните две карты, заполните таблицу  и установите взаимосвязь между возрастом и высотой гор.

    Горы

    Возраст

    Высота, м

    Наибольшая высота, м

    Анды

    От 30 млн лет до на стоящего времени

    Более 5 000

    Аконкагуа, 6960

    Кордильеры

    От 160 до 70 млн лет

    1000-3000

    4317

    Аппалачи

    От 460 до 230 млн лет

    500-1000

    Митчелл, 2 037

    Вывод. Чем моложе горы, тем они выше. Отметим на контурных картах.

    1. Чему соответствуют зоны землетрясений и современного го рообразования?

    Каким областям соответствуют эпицентры и даты катастро фических землетрясений? Сделайте вывод: причины землетрясений и извержения вул канов.

    Отметим на контурных картах действующие и некоторые потухшие вулканы (Чимборасо, Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма, Руис, Шивелуч, Кроноцкая Сопка)

    III. Этап рефлексии. Ребята, чему мы сегодня научились, что узнали для себя нового и полезного. Предложите, как бы вы назвали сегодняшнюю тему урока?

    Ответы учащихся.

    Тема записывается на доске и в тетрадях, где оставили место для записи темы.

     И сможете ли вы дать ответы на поставленные вопросы:

    1. Почему одной из задач современной науки является опреде ление границ литосферных плит? Какие процессы происходят вдоль границ?
    2. Объясните закономерности расположения крупных равнин земного шара. Как связаны их местоположения и тип земной коры?
    3. Объясните закономерности расположения главных горных систем земного шара .

    Ответы учащихся и выводы ( Записываем в тетрадь).

    Закономерности размещения крупных форм рельефа Земли

                                                                  Формы рельефа

    Горы

    Равнины

    Складчатые
    пояса        

    Платформы

                                                                   Виды земной коры

    Открываем учебники и читаем на стр 31

     Еще  раз проверяем по контурной карте  крупные формы рельефа и действующие вулканы.

    Оценка деятельности учащихся.

    Домашнее задание. вспомнить и повторить тему «Литосфера и рельеф Земли».

    Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Климатические пояса Земли 7 класс

    План-конспект урока и презентация по теме "Климатические пояса Земли"  в 7 классе....

    урок "климатические пояса Земли"

    Урок « Климатические пояса Земли»Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.Задачи урока:Повторить и закрепи...

    Воздушные массы и климатические пояса Земли

    Конспект урока, проведенного в 7 классе в октябре 2011 года....

    География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли

    География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли». 2 варианта с ответами....

    Тест по географии 7 класс по темам "Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли"

    Тест по географии 7 класса для проверки знаний учащихся основных понятий по темам "Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли".  Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А...

    Сейсмические пояса

    Презентация по географии 7 класса....

    Рельеф Земли. Практическая работа № 2 Сопоставление карт геология – рельеф. Описание формы рельефа.

    Методическая разработка урока по географии для 6 класса.Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, срав...