Воздушные массы и климатические пояса Земли
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Онищук Марина Михайловна

Конспект урока, проведенного в 7 классе в октябре 2011 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии

тема: «Воздушные массы и климатические пояса Земли».

Учитель: Онищук М.М.

2011 г.


Тема. Воздушные массы и климатические пояса Земли.

Цель. Познакомить учащихся с основными видами воздушных масс; климатическими поясами и их типами, особенностями их распространения, свойствами основных компонентов климата.

Учить учащихся работать с картой «Климатические пояса и области мира».

Воспитывать аккуратность и внимательное отношение к работе, умение работать в микрогруппе.

Оборудование: беспроводная метеостанция, интерактивная карта, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  1. Наша сегодняшняя работа пройдет под девизом: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное!»

Прослушайте несколько четверостиший, проанализируйте их с географической точки зрения и ответьте на вопрос: о чем они?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

А.С. Пушкин

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом,

И ветер начал и вкривь и вкось

Качать сады над нашим домом…

Н.М. Рубцов

  1. Что такое погода?
  2. Давайте вспомним элементы погоды. В этом нам поможет наш метеоролог…

(Ученик работает с метеостанцией, дает необходимые комментарии.)

  1. Подумайте и скажите, какие еще понятия связаны с  элементами погоды: температурой, влажностью, атмосферным давлением?

  1. Сообщение темы и задач урока.
  1. Сегодня на уроке вы познакомитесь с типами воздушными масс и климатическим поясами Земли, научитесь определять климатические пояса. На уроке нам сегодня будут помогать: метеоролог, климатологи-консультанты, интересная работа предстоит вам с представителем турагентства. А полученные знания и навыки вы попробуете применить на практике.
  1. Работа над новым материалом.

Воздушные массы.

  1. Ребята, вспомните, что такое воздушные массы?
  2. Как воздушные массы влияют на погоду?
  3. Воздушные массы бывают разными.
  4. Сегодня мы остановимся только на самых крупных из них.
  5. С чем связано  существование крупных воздушных масс?
  6. Крупные воздушные массы подчиняются закону зональности. Что это означает?
  7. Зональных воздушных масс немного. Всего 4. Давайте назовем их.
  8. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. Пользуясь инструкцией, которая есть у вас на столах, определите свойства воздушной массы.
  1. группа – экваториальная воздушная масса
  2. группа – тропическая воздушная масса
  3. группа – умеренная воздушная масса
  4. группа – арктическая (антарктическая) воздушная масса

Инструкция к выполнению задания:

Определение свойств воздушной массы.

  1.  Чтобы определить свойства воздушной массы вам необходимо вспомнить расположение поясов планеты (тепловых, увлажнения, атмосферного давления). Воспользуйтесь учебником (рис. 38, 39 стр. 58-59).
  2. Определите район (место) формирования воздушной массы.
  3. Соотнесите район формирования воздушной массы с поясами планеты и определите свойства воздушной массы (область атмосферного давления, температуру, степень увлажнения). Данные внесите в таблицу.

Типы воздушных масс

ЭВМ

НД

Жарко,

влажно

ТВМ

ВД

Жарко,

сухо

УВМ

Давление разное, температура изменяется по сезонам, влажно

АВМ

ВД

Температуры низкие, осадков мало

(Проводится проверка выполненной работы.)

Климатические пояса.

  1. Вспомните, как мы называем средний многолетний режим погоды, характерный для данной местности? Климат территории формируется под действием зональных воздушных масс.
  2. Вот мы и обнаружили еще одну систему поясовнашей планеты. Это – климатические пояса.
  3. А что такое, по-вашему мнению, климатический пояс?

(Слушаются разные варианты ответов.)

  1.  Вы предложили разные варианты. В конце вашей работы вы попробуете снова дать это определение.
  1. Климатические пояса бывают основные и переходные.

(Работа с интерактивной картой «Климатические пояса и области мира».)

  1. Давайте рассмотрим климатические пояса несколько подробнее и предоставим слово ведущим специалиста нашего класса климатологам-консультантам. (Учитель на доске вывешивает таблички с названиями основных и переходных климатических поясов. Каждая группа представляет результат выполнения своего опережающего домашнего задания с использованием интерактивной карты, также можно использовать презентацию, если нет интерактивной карты).

Основные климатические пояса

экваториальный                тропический                умеренный                 арктический

Переходные климатические пояса

субэкваториальный                субтропический                        субарктический

        

  1. Попробуйте снова дать определение понятию «климатические пояса».Климатические пояса – это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга степенью нагрева солнечными лучами и сезонной сменой воздушных масс.
  1. Закрепление нового материала.

- А сейчас предоставим слово представителю туристического агентства.

- На нашей планете много удивительных уголков с неповторимой природой, памятниками истории, архитектуры, с особыми климатическими условиями. Я предлагаю вашему вниманию несколько буклетов. Попробуйте, используя полученные на уроке знания, определить, в каком климатическом поясе находится тот или иной объект.

(Учащиеся получают буклеты, анализируют информацию, оглашают результат своей работы.)

- Мы обязательно совершим путешествие и в Сочи, и в Арктику, и в Карелию, и в индонезийский город Баликпапан, но оно будет у нас виртуальным.

  1. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какое применение могут иметь полученные вами на уроке знания?

- Как вы оцениваете свою работу?

(Оценка работы учащихся, выставление оценок.)

  1. Домашнее задание.

§10, вопросы стр.68.



Предварительный просмотр:

Это загадочный и суровый край. Здесь земная поверхность прогревается достаточно слабо, что является причиной суровых климатических условий. Растительный и животный мир этого района достаточно скуден.

В течение всего года здесь господствует холодный воздух. Суровость климатических условий также усиливают продолжительные полярные ночи. Температура воздуха в зимнее время может опускаться до -60°С. Лето короткое и довольно холодное. Туристы мало посещают этот край, но  интерес к нему растет. 



Предварительный просмотр:

Баликпапан.

Индонезия – красивая островная страна, которая расположена на территории более чем 18 000 островов в Юго-Восточной Азии. Это самое большое островное государство в мире. Некоторые из крупных и известных островов Индонезии – это Борнео, Суматра, Ява, Сулавеси, Бали, Комодо и другие.

На острове Борнео находится удивительный город Баликпапан. Температура здесь стабильна от +28°С до +30°С. Осадки здесь распределены в течении года равномерно. Осадки ежедневные, влажность очень высока.

Необыкновенные памятники архитектуры в этом сказочном городе. Баликпапан стал  излюбленным местом отдыха для туристов из       многих стран.



Предварительный просмотр:

Магическая Карелия.

Карелия – лучшее место на планете для принятия важных решений. Здесь лучшее место для интеллектуальной работы, для творчества. Сюда всегда стремились и стремятся художники, поэты, писатели, ученые.

Карелия – край озер, которых здесь насчитывается около 60 000. Карелия – край неповторимых природных ландшафтов.

Климат Карелии мягкий, с обилием осадков. Зима снежная, прохладная, но обычно без сильных морозов. Лето непродолжительное и прохладное с большим количеством осадков. В течение года господствует умеренная воздушная масса.

 



Предварительный просмотр:

Сочи.

Сочи – это уникальное курортное место России, удивительная по красоте природа, целебный климат, ласковое и теплое море, свои источники минеральных вод.

Летом сюда приходит тропический воздух, и температура воздуха достигает +35°С. Зимой приходит умеренная воздушная масса, и температура воздуха достигает +7°С.  Сочи – самое теплое место России.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные и переходные климатические пояса Земли

Слайд 2

Весь год преобладает экваториальная воздушная масса. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом и преобладания восходящих потоков воздуха, наблюдаются высокие температуры воздуха в течение года. Выпадает большое количество осадков . Экваториальный пояс

Слайд 3

В течение года преобладают тропические воздушные массы, которые летом имеют очень высокую температуру. Зимой воздух прохладнее, тропические воздушные массы очень сухие. Дожди – редкое явление не только на равнинах суши, но и над океаном . Тропические пояса

Слайд 4

В течение года господствуют умеренные воздушные массы. Ясно выражены времена года – зима и лето, так как высота Солнца резко меняется по сезонам. Годовое количество осадков в этом поясе в целом значительное . Умеренные пояса

Слайд 5

В течение года преобладает арктическая (антарктическая) воздушная масса с очень низкими температурами. Поскольку для воздуха характерно нисходящее движение, осадков выпадает мало . Арктический и антарктический пояса

Слайд 6

Летом (северного полушария) климат формирует экваториальная, зимой – тропическая воздушные массы. Зима отличается сухостью. Над океанами формируются тропические циклоны. Субэкваториальный пояс

Слайд 7

Летом климат формирует тропическая, зимой-умеренная воздушные массы. Характерны значительные сезонные изменения температур и осадков . Субтропические пояса

Слайд 8

Летом (северного полушария) климат формирует умеренная воздушная масса, зимой – арктическая (антарктическая). Холодный сезон года наиболее продолжителен . Субарктический и субантарктический пояса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Климатические пояса Земли 7 класс

План-конспект урока и презентация по теме "Климатические пояса Земли"  в 7 классе....

урок "климатические пояса Земли"

Урок « Климатические пояса Земли»Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.Задачи урока:Повторить и закрепи...

География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли

География, 7 класс. Карточка по теме «Климат. Климатические пояса земли». 2 варианта с ответами....

Разработка урока Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Цель урока ознакомить учащихся с климатическими поясами Земли и факторами, которые влияют образование климата....

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли

Технологическая карта урока географии в 7 классе...

Климатические пояса Земли

Знакомство учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, представление об основных и переходных климатических поясах. ...

Презентация по географии на тему "Климатические пояса Земли "(7 класс)

презентация для урока географии в 7 классе в разделе "Природа Земли" УМК "Полярная звезда" под редакцией Алексеева А.И....