Открытый урок " Северный Кавказ"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

РЯБЧИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ  МБОУ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА"

 

 

 

Конспект  интегрированного  урока

 географии  и  литературы

 по теме «Северный  Кавказ» в 9 классе

 

Цели  и задачи урока

 

  1. Дать  оценку ЭГП Северного Кавказа;
  2. Формировать  умение  сопоставлять  и анализировать тематические  карты, составлять  характеристику  ПТК по плану;
  3.  Учить находить знания  из  дополнительных  источников информации, продолжать отрабатывать  навыки  работы  с  картами;
  4. Воспитывать  чувство  прекрасного, гордость  за  свою  страну.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:физическая  и политико - административная  карты  России, школьные  атласы для 9 класса, репродукции  картин ландшафта гор Кавказа, произведение М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», «Герой  нашего времени».

ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.

 Сообщение темы, цели и формы проведения урока.

  1. Изучение нового материала.

     Учитель  географии.  Сегодня  мы приступаем  к  изучению одного из  красивейших  районов  России – Кавказа. Территория  Северного Кавказа в процентном соотношении  от территории  страны  составляет 2%, население 12%. Северный  Кавказ – это самый  многонациональный район  России.

Вопрос. Какое  представление  вы  имеете,  говоря «Северный Кавказ»?

Школьники отвечают:«Там была война».

     Учитель. Это  так. Но это и  здравница  и  житница  страны. И, одновременно – это  самый  нестабильный  район. А начнём  изучение этого  района с географического  положения и состава экономического  района.

Ответьте  на  вопросы:

  1. Что  является границей  между  Северный  Кавказом и Русской  равниной?
  2. С какими  государствами  граничит?
  3. Какими  морями  омывается?
  4. Определите, какие  субъекты  входят в состав Северного Кавказа

  Задание 1. Нанесите на  контурную  карту административные единицы Северного Кавказа. Определите  особенности ЭГП района ( два различных типа территории – горы  и равнины; запасы вольфрамово – молибденовых руд, месторождения  нефти  и газа, запасы  углей; благоприятный  климат; агроклиматические  ресурсы равнинной  территории).

Задание 2.Охарактеризуйте рельеф  Кавказа.

Школьники показывают  по карте Предкавказье, Большой  Кавказ и Закавказье. К России относится Предкавказье  и северная  часть  Большого Кавказа.

  Учитель  литературы. М.Ю.Лермонтов так  описывал Кавказские горы:

Кругом, налево и направо,

Как бы  остатки  пирамид,

Подъемлясь  к  небу величаво,

Гора из-за горы  глядит;

И дале  царь их пятиглавый,

Туманный, сизо – голубой,

Пугает  чудной  вышиной.

Известно, что М.Ю.Лермонтов был сослан на  Кавказ за  стихотворение «Смерть поэта», в котором обвинял самодержавие в гибели Пушкина.

(Демонстрируются репродукции картины «Вид Пятигорска»). В Пятигорске Лермонтов  не только талантливейший поэт, он  обладал большими  способностями к живописи. В Пятигорске  он написал повесть «Княжна Мери» и  роман «Герой  нашего  времени». В Пятигорске до  нашего  времени сохранились здания, в которые в те, далёкие годы  заходил Лермонтов.

Задание 2.По климатическим картам определите, в каких климатических поясах расположена Российская  часть Кавказа? (Школьник отвечают)

Задание 3. Какие   крупные  реки протекают  по  территории Северного Кавказа? Каков  характер  их  течения? (школьники называют)

Учитель  литературы.  А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов  писали  о реках Кавказа:           

                                Меж  горных  рек  несётся  Терек,

    Волнами  точит  дикий  берег,

    Клокочет  вкруг  огромных  скал. (А.С.Пушкиг)

 

 

Терек  воет, дик  и злобен,

Меж  утесистых  громад,

Буре  плач  его  подобен,

Слёзы  брызгами  летят.     (М.Ю.Лермонтов)

Задание 4. Определите  по  тексту  учебника и картам  атласа, какие  народы  проживают  на территории Северного Кавказа; Заполните таблицу. Сформулируйте  вывод.

 

Языковая  семья

Группа

Народы

 

 

 

 

На территории Северного Кавказа проживают, кроме  русского  населения, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, калмыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы и другие.  В настоящее  время имеют  место межнациональные территориальные конфликты, возникающие  на  политической почве.

Учитель литературы. Обычаи  и  традиции  народов Северного Кавказа формировались под  влиянием исторических  причин, природных условий, религии ислам. ( школьники делают  сообщение о народных художественных промыслах: изготовление холодного  оружия, ювелирные  украшения, гравировка, табасаранские ковры).

3. Закрепление

- Назовите  республики входящие  в состав Северного Кавказа и  их  столицы.

- Почему  Северный Кавказ самый неспокойный  район?

- Назовите  поэтов  и писателей, которые  писали о Кавказе?

 

Подведение  итогов. Сохранение  политической  стабильности, мирное  разрешение всех этнополитических   противоречий между  народами Северного  Кавказа. Тысячи  людей  прошли  через Кавказ, все  они  были  для Кавказа прохожими: одни  являлись друзьями, другие  недругами, третьи – гостями, а приёмных сыновей у него было мало.   К числу  немногих  … принадлежат два великих русских поэта А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Они любили Кавказ, а Кавказ  - их, и они стали навеки  великими  сынами Кавказа.

 

Домашнее  задание.

Прочитать в учебнике п.37, составить  кроссворд, подготовить 3 вопроса по данной теме.