Главные вкладки

    Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
    методическая разработка (география, 6 класс) по теме

    Мучкин Павел Петрович

    Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orientirovanie_na_mestnosti.docx40.31 КБ
    Файл orientrovanie._azimut.pptx1.23 МБ

    Предварительный просмотр:

     

    Мастер - класс

     

    Ориентирование на местности. Азимут.

    Разработал и провёл

    учитель географии

    Гимназии №4 г. Можайска

    Мучкин  Павел Петрович

    Можайск

    2012

    Ориентирование на местности. Азимут

    (слайд 1)

    Цели урока
    1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.
    2. Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
    3
    . Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.  

    Оборудование урока:
    компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры,  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

    Ход урока.

    Эпиграф к уроку: 
    Стрелка компаса на север 
    Показала направленье. 
    И по плану ты проверил 
    Путь дальнейшего движенья.

    - Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.
    - Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
    Ориентирование — это умение находить стороны горизонта. 
    -Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
    -Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

     Отгадайте загадку:
    Эта линия всё время
    Между небом и землёй.
    Хоть весь год к ней прошагаем,
    А на месте мы с тобой.

    -Что называют линией горизонта? 
    ( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске )
    Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
    Между ними – промежуточные стороны. Назовите  направления промежуточных сторон.?

    (слайд 2,3)

     Способы ориентирования

    (слайд 4,5)
    -Ориентироваться можно разными способами.
    -Какие способы ориентирования вам известны?  

    -В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

     -Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
     Ориентирование по Луне. 
    Ориентирование по местным приметам.
    Ориентирование по звездам. ( слайд 7)
    Ориентирование по деревьям

    Ориентирование по Солнцу.

     (слайд 6)
    -Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
    Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам 
    ( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

     Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. 

    (слайд 8)
    При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

    Правила работы с компасом.

    (слайд 9)
    1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
    2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
    З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
    Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.  

    Задание.

    (слайд 13)
    Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.
    В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

    Учитель  

    После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
    На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

     
    Азимут и его определение

    (слайд10,11,12)
    -Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

    Между севером и точкой 
    Отсчитай по солнцу градус- 
    Это азимут. Он точно 
    Курс тебе укажет сразу.

    - Что же такое азимут? Прочитайте определение.  

    - Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
    (учитель показывает на демонстрационной модели компаса  приёмы определения азимутов).

    Задание.
    (слайд14,15)

    Нахождение азимута по плану.
    1. Определить направление на север.
    2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
    3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

       Рефлексия.

    (слайд 16)
    Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):
    1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
    1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
    2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
    3.Н - З, Р=400м, А= ? 
    4.Н - Ю, Р=500м, А= ? 
    5.Н –В, Р=400м, А= ?
    6. Н-С, Р=500, А= ?

    (слайд17)

    Учитель   

    (слайд18)

    1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
    2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
    З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
    4. С какой стороны на деревьях растет мох?
    5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
    б. В какой стороне восходит Солнце?

    Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ориентирование на местности. Азимут

    Слайд 2

    Стороны горизонта (румбы) Горизонт – видимое вокруг нас пространство. Линия горизонта – граница видимого пространства, где нам кажется, что небо «сходится» с землей.

    Слайд 3

    Ориентирование по местным признакам

    Слайд 5

    Ориентирование с помощью часов и солнца

    Слайд 6

    Ориентирование по звездам

    Слайд 7

    КОМПАС - прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Изобретен в Китае 2000 лет назад. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк). Используется в навигации, геодезии, военном деле. Прибор для ориентирования

    Слайд 8

    Ориентирование компаса

    Слайд 9

    Азимут Азимут – угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет. Определяется по часовой стрелке от 0° до 360°.

    Слайд 10

    Определение азимута

    Слайд 11

    Лучшими картографами прошлого были голландцы, поэтому румбы часто называются по-голландски: север - норд ( nord ), юг - зюйд ( zuiden ), восток - ост ( ost ), запад - вест ( west ).

    Слайд 12

    Определите: 1. В каком направлении от вас находятся: школьная доска, дверь, среднее окно, учитель. Определите азимуты этих направлений. 2. Ваш дом находится: I вариант - на северо-востоке от школы; II вариант - на юго-западе от школы. По какому азимуту вы идете в школу и возвраща-етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север. С дом школа

    Слайд 13

    Пройти от растущего на поляне дуба 400 м по азимуту 100 ° , а затем 600 м по азимуту 180 ° и 200 м по азимуту 120 ° .

    Слайд 14

    С в 1 см - 100 м 400м А=100 600м А=180 200м А=120 о о о

    Слайд 15

    Задание : Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: масштаб 1:10000 1.Направление(Н) – СВ Расстояние (Р) – 300м Азимут(А) – 45 2.Н – ЮВ, Р- 300м 3.Н – З, Р – 400м 4.Н – Ю, Р – 500м 5.Н – В, Р – 400м 6.Н – С, Р – 500м

    Слайд 16

    ответ

    Слайд 17

    ИТОГ УРОКА 1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса? 2. Какая сторона горизонта находится напротив востока? З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях? 4. С какой стороны на деревьях растет мох? 5. С какой стороны муравьи строят муравейник? б. В какой стороне восходит Солнце? Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

    Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

    ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.

    Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

    ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.

    Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

    "Азимут. Ориентирование на местности."

    Разработка урока географии в 5 классе...

    Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема "Ориентирование на местности. Азимут".

    Технологическая карта урока географии в 5 классе составлена на основе учебной линии "Полярная звезда". Это первый урок в разделе "План и карта"....

    Методическая разработка на тему: «Азимут и ориентирование на местности»

    Ценностный компонент занятия: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность ...