Методическая разработка на тему: «Азимут и ориентирование на местности»
план-конспект занятия (5 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Ценностный компонент занятия: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azimut.docx183.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр краеведения и туризма»

Методическая разработка на тему:

«Азимут и ориентирование на местности»

Описание: эмблема ЦКиТ цвет

Подготовила

педагог дополнительного образования

Сергеева Т.А.

Мичуринск 2019 г.

Цели :

выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;

формировать умение работать с компасом;

сформировать понятие азимут;

продолжить формировать у учащихся умение работать с планом местности.

Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

Ценностный компонент занятия: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Тип урока: вводный.

Организация урока.

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

Ход занятия:

Лес…вы заблудились…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Цель нашего урока: Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Давайте вы попробуете самостоятельно назвать мне тему урока. При необходимости  пдо уточняет: “Ориентирование на местности. Азимут”.

Что такое Ориентирование? (Слайд 2).

Слово “ориентир” означает “восток”, отсюда и происходит слово “ориентирование”.

 В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

 Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно – знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Перечислите способы ориентирования по местным признакам. (Слайд 3–6).

Что для этого нужно знать и уметь? (Стороны горизонта.) (Слайд 7).

Что вы знаете про стороны горизонта? (Основных – 4, промежуточных – 4.) (Слайд 8–9).

ПДО  предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.

По стране в поход идем –

 Друга мы с собой берем.

 Он не даст нам заблудиться,

 От маршрута уклониться.

 Нам покажет верный друг

 Путь на север и на юг. (Слайд 10).

Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. (Слайд 11).

Далее изучаем, как правила работы с компасом. (Слайд 12).

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 13).

Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.

Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

Укажите величину угла на предмет.

Мы с вами определили Азимут.

Так что такое Азимут?

(пдо направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – Угол.) (Слайд 14).

Далее пдо проговаривает, а ученики фиксируют в рабочую тетрадь последовательность определения азимута. (Слайд 15).

Давайте с вами определим азимут на предметы. (Слайд 16).

А теперь немножко усложним нашу задачу, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете .

3. Этап обобщения знаний, информации о домашнем задании, подведения итогов урока. (Слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов"

Вданной разработке показано, чем отличается форма личностно-ориентированного классного часа от традиционной, даны рекомендации по разработке личностно-ориентированного классного часа....

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Методическая разработка урока географии в 5 классе "План местности и географическая карта"

Урок по ФГОС. Третий урок раздела "Виды изображений поверхности Земли".  Используемые учебники и учебные пособия:1 Учебник  География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин....

Открытый урок по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности",

Открытый урок по географии 5 класса показан на базе МБОУ "СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь", проведен 23 октября 2018 года....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Образовательный квест дистанционное краеведческое ориентирование «ОГНЕННЫЕ РУБЕЖИ»

Информационная эпоха предполагает новые способы обработки и передачи информации. Информационно – компьютерные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизни. Подростки, как ни...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты

Азимут (определение, понятие). Определение азимута.                   Движение по азимуту...

Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты

Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности...