Практическая работа как составная часть курса географии средней школы
статья по географии по теме

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc58.01 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы

Программа по географии для средней школы, учитывая необходимость связи обучения с жизнью, пре дусматривает во всех классах обязательные практиче ские работы с выделением на их выполнение специаль ного времени.

Важным средством усиления практической направ ленности преподавания географии является система практических работ, которая содействует сознательному усвоению учащимися знаний и формированию умений и навыков географического характера.

Правильная организация практических работ обеспе чивает развитие мышления у учащихся, так как в про цессе проведения их широко применяются сравнения, анализ, обобщения. Эти работы способствуют усвоению сущности явлений и понятий, изучаемых в школьных курсах географии, развитию культуры речи и творче скому подходу к учебной работе.

Целенаправленные и правильно методически орга низованные практические работы помогают всесторонне му раскрытию явлений природы, это критерий знаний учащихся и средство привития политехнических умений и навыков. Практические работы способствуют разви тию очень важных волевых качеств ученика, необходи мых в жизни: настойчивости, упорства в труде и в прео долении трудностей, чувства ответственности, трудолю бия, прилежания, аккуратности и исполнительности, а также поднимают общую культуру.

Выполняя ту или иную практическую работу, уча щиеся овладевают определенным кругом знаний, приоб ретают навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал по географии, на котором было построено зада ние. В практических работах знания конкретизируются: то, что было только в мыслях, становится веществен ным, ощутимым, зримым, реальным.

При выполнении практических работ у учащихся вы рабатываются необходимые умения и навыки, проявля ется и развивается инициатива, творчество, что очень важно в воспитательном отношении. Практические ра боты предупреждают преждевременное переутомление, выполняются с большим желанием, интересом и делови тостью. География имеет широкие возможности для про ведения самых разнообразных практических работ, но программой курса предусматриваются очень немногие их виды. А так как проведение практических работ связано с определенными трудностями, то некоторые учителя не всегда проводят в классе и тот их минимум, который им рекомендован.

Необходимо практические работы проводить в непо средственной связи с изучаемым теоретическим материа лом. Они должны иметь место на всех этапах педагоги ческого процесса. Цель практических работ может быть разной. Одни из них формируют и совершенствуют гео графические знания, другие развивают те или иные прак тические умения, навыки и помогают глубже осмыслить и усвоить изучаемый материал. Но ясно одно, что к про ведению их необходимо приступать с самого начала си стематического преподавания географии, с постепенным усложнением содержания даваемых заданий и последо вательным нарастанием степени самостоятельности уча щихся при их выполнении.

Качество знаний, умений и навыков, полученных уча щимися от практических работ, определяется в основном характером их организации и предполагает большую мыслительную активность учащихся, напряжение их вни мания, воли, привлечение накопленного ими опыта и при менение ранее приобретенных знаний.

Первые практические работы носят обучающий полу самостоятельный характер и проводятся под непосред ственным    руководством    и    наблюдением    учителя    в классе (учитель следит за выполнением работы, делает замечания, дает указания, иногда оказывает необходи мую помощь). Когда учитель видит, что учащиеся под готовлены к выполнению той или иной практической работы, только тогда ему следует давать ее.

Полусамостоятельный характер работ имеет целью не только приобретение новых знаний, но и подготавли вает учащихся к тому, чтобы они впоследствии работали вполне самостоятельно.

Большое значение имеет и то, как составлено задание и как оно преподносится учащимся. Задания, выполняе мые механически, без нужного понимания и активной мыслительной работы,   педагогически   нецелесообразны.

Любая практическая работа должна быть посильна для учащегося и достаточно трудна для него. Важно вос питывать у учащихся умение тратить на работу мини мум времени. Для этого учитель должен сам предвари тельно проделать эту работу, чтобы определить, сколько ученику потребуется времени на ее выполнение. Задерж ка с выполнением задания свидетельствует о том, что ученик или плохо владеет методами ее выполнения, или не понимает существа задания.

При организации проведения практических работ нужно, чтобы учащиеся были методически подготовлены к их выполнению, чтобы задания основывались на имею щихся у них знаниях, чтобы задание было ясно и четко сформулировано и все внимание учащихся было сосре доточено на главном, чтобы у них был стимул проявить новые усилия в работе и в самостоятельном преодоле нии трудностей.

Практические работы учителю необходимо тщательно проверять, чтобы предостерегать учащихся от повторе ния ошибок при выполнении последующих работ.

Практические работы можно проводить при изучении нового материала, где они не только обеспечивают актив ность, но позволяют также дифференцировать подход к учащимся, определять степень усвоения изучаемого материала, вскрывают затруднения и позволяют свое временно оказывать индивидуальную помощь.

Интерес учащихся и внимание к изучаемому на уроке вопросу нередко зависит не столько от элементов занимательности в рассказе учителя, сколько от удоволь ствия, которое доставляет ученику его трудовое усилие.

Практические работы могут иметь место при объяс нении нового материала, закреплении знаний, в процес се применения усвоенных знаний, а также при выпол нении домашних заданий. Необходимость проведения практических работ по географии частей света и важ нейших государств объясняется тем, что это первый стра новедческий курс, где начинается систематическое изу чение конкретной географии, где учащиеся впервые зна комятся со всем разнообразием карт и учатся составлять географические характеристики. В зависимости от того как учащиеся на этом этапе овладеют практическими умениями и навыками, будет идти дальнейшее, более глубокое изучение географии своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения в курсе математики средней школы"

В работе рассматриваются различные виды уравнений, которые проходят в 5-6 класссах, 7-9 классах и 10-11 классах.  /В помощь начинающему учителю/...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста....

Практические работы краеведческого характера в курсе географии 6 класса

В 6 классе на изучение географии отведен 1 час в неделю + 0,5 часа – школьный компонент. В соответствии с Концепцией краеведческого образованиядетей и молодежи Костромской области (период реализации с...

Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей

Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120...

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...