«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»
статья по географии

Нестерова  Надежда Валентиновна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_prepodavaniya_geografii_v_shkole.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Преподавание географии в условиях ФГОС»

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии

в школе  и пути их решения»

Географическое образование призвано воспитывать географическую культуру, являющуюся существенной частью общей культуры человечества. К сожалению, с этой задачей оно (географическое образование) справляется все хуже и хуже. Причин такого положения дел множество.  Прежде всего – это тот факт, что география стала непопулярной наукой как в школе, так и  в ВУЗе: « детям преподают отечественную географию в школе. Но она по всем рейтингам является одним из самых непопулярных предметов. Школьники толком не понимают, зачем нужно учить науку о родной земле… Вчерашние ученики забывают 95% полученных географических знаний». В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а через систему Интернет, на улице, от родителей, наблюдений за окружающей жизнью, из средств массовой информации. На мой взгляд, именно это приводит к географической неграмотности школьников и всего общества в целом. Для примера: СМИ США более 20 лет назад предали широкой  гласности факты о слабом знании географии американцами, отметив, что  «географическая неграмотность – это  общенациональная проблема. В результате в1984 году появился основополагающий документ: «Основные направления географического образования – начальная и средняя школа», где огромное внимание уделялось работе с общественностью и государственными органами образования. Проблема была поднята на федеральный уровень, в результате чего был принят стандарт географического образования с красноречивым названием «География для жизни».

 В новых условиях работы Российской школы образование выступает средством воспитания. Географически образованный  человек обладает не только широтой кругозора, но и  широтой взгляда на мир в целом, понимания сложных взаимоотношений природных условий и человеческого бытия.

  В пылу споров последних лет о том, что  должно быть образование вообще, и географическое в частности важно не забывать, что главным отличием образованного человека является его способность трезво мыслить и анализировать. У образованного человека должны быть сформированы устойчивые взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Это означает, что полученные знания человек  использует в дальнейшем, как средство познания действительности. «Знать все на свете» нельзя, да и не нужно. Важно иметь «ключ»,  с помощью которого можно двигаться в нужном каждому человеку направлении, чтобы такой «ключ» успешно справлялся со своей задачей в  области географии, нужно дать учащемуся твердое представление о «прописных географических истинах». По этим понятием подразумеваются те базовые закономерности и явления, которые не противоречат здравому смыслу и общекультурной информации. Со временем могут появиться и появляются самые невероятные открытия, которые, казалось бы, переворачивают все существовавшее ранее представление с ног на голову. Однако время показывает, что все то, что противоречило прописным истинам,  оказывалось мифом или заблуждением. Примеров этому в последние годы довольно много. Вот один из них: учащиеся из СМИ узнали о том, что течение Гольфстрим в скором времени остановится и Европа замерзнет. Как должен реагировать учитель географии на такое вопиющее заблуждение? На помощь приходят две прописные географические истины:

  1. Гольфстрим до Европы не доходит, а заканчивается у восточного побережья Северной Америки  (в районе Ньюфаундленской банки). Примерно у 450с.ш. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение, направляющееся под действием Западных ветров к берегам Европы и далее в Северный Ледовитый океан.
  2. Гольфстрим, так же как и  другие течения Мирового океана, могут перестать течь, только если пассаты и западные ветры перестанут функционировать. Но пока наш земной шар, мчась по своей орбите, вращается вокруг своей оси, общая циркуляция атмосферы не изменится. Направление ветра  зависит от распределения давления и от отклоняющего действия вращения Земли.

Воздух стремится перемещаться от большего давления к меньшему по кратчайшему расстоянию, отклоняясь в северном полушарии вправо, а в южном влево (сила Кориолиса). Сделать эту географическую истину для детей прописной помогает следующее действие: нужно вырезать из картона или плотной бумаги диск, проткнуть его в центре карандашом – это будет «ось» Земли. На бумажный диск поместить подкрашенную каплю воды. Вращать карандашом против часовой стрелки.

Куда отклоняется капля? (вправо, так как мы живем в северном полушарии).

Итак, Гольфстрим не остановится, и Европа не замерзнет.

Но, может быть, Европе и другим регионам Земли грозит другая беда – глобальное потепление климата? Климатологи многих стран и уже давно бьют тревогу по этому поводу.

Глобальное потепление климата – это миф или реальность? Ответить на этот вопрос может исследовательская деятельность учащихся. Надо только помнить еще об одной прописной географической истине: климат какой-либо местности невозможно рассматривать изолированно – глобальный климат складывается из местных климатов, а местный климат определяется глобальным.

Исследованием изменений климата нашей местности мы с ребятами занялись более 15 лет назад. Во-первых, обработали данные метеонаблюдений, начиная с 1974г. Проанализировали температуры воздуха: среднесуточный, среднемесячный и среднегодовой ход температур. Анализ графиков позволил нам сделать следующие выводы: Средняя  многолетняя температура января составляет – 15,30; средняя многолетняя температура июля  +17,30; среднегодовая амплитуда температур воздуха 32,60. Это соответствует нашему умеренно-континентальному климату. На территории нашего района преобладает западный перенос воздушных масс, но, часто вторгается арктический воздух и континентальный умеренный  воздух. Так, за наблюдаемый период минимальные январские температуры были 30-31 декабря 1978 г. – 520.

За 38 наблюдаемых лет только 4 раза среднегодовая температура воздуха была отрицательной: в 1976, 1978, 1979, 1986 годах. Самым холодным был 1978 год. Среднегодовая температура -1,960.

С 1986 года среднегодовые температуры воздуха только положительные. Это уже свидетельствует о потеплении климата. Еще одно доказательство: длительность безморозного периода постепенно увеличивается. Если в 1976 году она составляла 5,5 месяцев, то после 1985г. уже 6 и  даже 7 месяцев.

Таким образом, налицо тенденция к  потеплению климата. Случайность это или закономерность? Если закономерность, то чем она вызвана: циклами солнечной активности – тогда это нормальное естественное явление. Если же  это необратимые изменения климата, вызванные деятельностью человека, то наши данные совпадают с наблюдениями метеорологов многих стран, и нашей планете угрожает глобальное потепление.

В заключении хочу отметить, что  исследовательско-познавательная деятельность учащихся позволяет решить не только проблему формирования географической грамотности самих учащихся, но и распространения ее в местном социуме.

Результатом выступления учащихся с темой своего исследования на научно-практических конференциях районного и областного уровня являются не  столько призовые места и дипломы, сколько повышение самооценки, что  очень важно для сельских школьников, а также их успешная социализация.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные:

  • навыки пользования измерительными инструментами;
  • навыки вычисления;
  • поиск информации;
  • анализ информации, синтез информации;
  • выдвижение гипотез;
  • создание алгоритмов деятельности;
  • постановка и решение проблем;
  • определение и понимание учебной задачи;
  • планирование учебной деятельности и работа по плану;
  • самоорганизация учебного труда;
  • взаимодействие с одноклассниками;
  • уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе;
  • слушать и слышать других;
  • точно выражать свои мысли.

Кроме того, определенной части учащихся занятия исследовательско-познавательной деятельностью помогают жизненно и  профессионально самоопределиться: за 12 последних лет (пока наша школа была средней) пятеро моих учеников поступили и успешно закончили географический факультет Пермского государственного университета, один – геологический факультет ПГУ. Еще трое юношей закончили и продолжают учиться в средних профессиональных учебных заведениях, выбрав своей профессией геологию.

В заключении не могу не сказать о новой проблеме преподавания географии в школе: переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (ФГОС ООО). Как учителю - стажисту совместить новации и традиции в школьной географии? Не значит ли это, что надо «выбросить» весь многолетний опыт преподавания географии и с «чистого листа» осваивать новые технологии?

Эта проблема носит глубоко личностный характер. Приступать к ее решению надо,  на мой взгляд, с того, что учитель, проанализировав свой опыт работы, ответил бы сам себе на вопросы:

• какие в моей практике есть технологии, которые помогут реализовать универсальные учебные действия (УУД)?

•  какой результат я бы хотел получить от деятельности детей на уроке?

Литература

  1. Душина И.В.  Школьная география: единство в многообразии. «География в школе»,  №4, 2013.
  2. Лобжанидзе А.А.  Проблемы современного школьного географического образования.  «География в школе»,  №3, 2013.
  3. Мартынкина  Д. Широка моя terra  incognita. «Аргументы и факты», январь, 2006.
  4. Савцова Т.М.  Почему география непопулярная наука? «География в школе», №1 2013.
  5. Старчакова И.В.  Современные аспекты использования объяснительно-иллюстративных технологий в практике школьного географического образования. «География в школе», №1, 2012.

Приложение

                                                                                                             Таблица 1.

Среднегодовые температуры воздуха

в д. Спешково Очерского района

1974 – 2012 г.г.

Годы

Средняя температура за год

Температура января

Температура июля

Годовая амплитуда

1974

+ 1,50

- 220

+ 190

410

1975

+ 1,50

- 90

+ 140

230

1976

- 1,50

- 150

+ 140

290

1977

+ 1,20

- 19,50

+ 17,20

36,70

1978

- 1,980

- 180

+ 16,30

34,30

1979

- 0,20

- 19,10

+ 180

37,10

1980

+ 1,20

- 18,80

+ 15,20

340

1981

+3,10

- 90

+ 220

310

1982

+ 20

- 180

+ 200

380

1983

+ 30

- 90

+ 190

280

1984

+ 0,60

- 11,50

+ 19,10

30,60

1985

+ 1,00

- 160

+ 170

330

1986

- 0,20

- 17,50

+ 140

31,50

1987

+ 0,50

- 220

+ 17,50

39,50

1988

+ 1,50

- 18,50

+ 210

39,50

1989

+ 20

- 11,50

+ 200

31,50

1990

+ 2,30

- 130

+ 19,40

32,40

1991

+ 2,60

- 15,30

+ 17,50

32,80

1992

+ 1,50

- 14,50

+ 160

30,50

1993

+ 0,80

- 9,80

+ 17,80

27,60

1994

+ 1,50

- 10,20

+ 150

25,20

1995

+ 3,10

- 13,80

+ 17,60

31,40

1996

+ 0,80

- 16,60

+ 17,50

33,80

1997

+ 0,90

- 20,50

+ 14,80

35,30

1998

+ 1,10

- 120

+ 19,50

31,50

1999

+ 1,20

- 150

+ 18,50

33,50

2000

+ 2,80

- 10,80

+ 21,30

32,10

2001

+ 2,30

- 9,50

+ 18,80

28,30

2002

+ 1,80

- 10,80

+ 19,50

30,30

2003

+ 2,80

- 13,30

+ 19,30

32,60

2004

+ 2,90

- 11,20

+ 20,80

32,00

2005

+ 3,00

- 11,20

+ 18,40

29,60

2006

+ 2,00

- 20,80

+ 16,80

37,60

2007

+ 2,60

- 60

+ 19,60

25,60

2008

+ 3,80

- 12,50

+ 19,50

32,00

2009

+ 2,360

- 140

+ 17,80

31,80

2010

+ 2,30

- 22,1290

+ 20,9770

43,1060

2011

+ 3,2490

- 15,1900

+ 20,6500

35,8400

2012

+ 2,7310

- 15,7380

+ 20,5160

36,2540


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные проблемы предпрофильного обучения суворовцев 5 курса (9 классов) и пути их решения на уроках литературы.

Теоретическое обоснование проблем предпрофильного обучения и практические пути их преодоления на уроках литературы....

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

Обобщение опыта по проблеме преподавания английского языка в начальной школе

Работая над проектами, я использую следующие этапы:Первый этап - подготовительный  включает в себя  формулировку темы, цель работы, обозначение временных рамок (урок, или несколько уроков, в...

Статья "Экологический аспект в преподавании курса «География» в школе."

Статья. Обсуждение проблем преподавания блока "Экология" в школе на уроках географии....

из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"

С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...

Из опыта работы «Особенности преподавания математики в коррекционной школе VIII вида»

Особенности  усвоения  математических  знаний,  умений  и  навыков  учащимися коррекционной  школы  VIII  вида....

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...