из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"
статья по русскому языку на тему

Канаева Любовь Леонидовна

С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства. В широком смысле российская школа всегда была полиэтнической, поскольку на территории Российской империи – Советского Союза – Российской Федерации насчитывалось свыше 100 национальностей

 Я хочу поделиться своим опытом работы в классах, где есть дети -  инофоны. Это серьезная проблема. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchat_opyt.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами

( из опыта работы)

С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства. В широком смысле российская школа всегда была полиэтнической, поскольку на территории Российской империи – Советского Союза – Российской Федерации насчитывалось свыше 100 национальностей

 Я хочу поделиться своим опытом работы в классах, где есть дети -  инофоны. Это серьезная проблема. Теоретически она почти не разработана, отсутствует и специальная подготовка учителей, нет учебных пособий и программ, поэтому самостоятельно приходится решать следующие задачи:

 - Обучать всех ребят в классе нормам орфоэпии;

 - Прививать им орфографическую и пунктуационную грамотность;

 - Расширять словарный запас школьников;

 - Развивать у них правильную во всех отношениях речь;

 - Обучать детей-инофонов государственному языку, не снижая показателей общей филологической подготовки всех учащихся и не нарушая требований стандарта образования;

 - Готовить всех учащихся сначала к сдаче ОГЭ, а затем и к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

         Но перед этим нужно решить еще одну важную задачу – задачу - выравнивания, так как всем предъявляются одни и те же требования: обучение ведётся по одним учебникам и по одной программе, нет дифференцированных заданий для проведения регионального экзамена.

         Опираясь на свой опыт работы в школе, скажу, что в основе работы с учащимися среднего звена лежит дифференцированный подход. В старших же классах целесообразнее использовать модульно-блочную систему, занимаясь с разноуровневыми группами учащихся (отдельно с каждой).

Часто бывает просто необходимо адаптировать содержание параграфа, изменить привычную формулировку определений. В этом мне помогают опорные конспекты под редакцией Юрия Степановича Меженко или разработанные самостоятельно. А составлять опорные схемы-конспекты мы учимся уже с 5 класса на уроках литературы, выполняя творческие проекты.

 приключения

          Достижению поставленных задач  способствует  целенаправленное использование естественной речевой русскоговорящей среды, создание информационно-образовательной коммуникативной среды через уроки-конференции, уроки-соревнования, защиту проектов, активное привлечение учащихся к участию в предметных неделях, конкурсах, олимпиадах.

          В процессе работы  с такими детьми  хорошо зарекомендовали себя следующие виды учебной деятельности:

 - Списывание текстов разных стилей.

 - Сочинение сказок и рассказов по схеме-конспекту.

 - Построчное рисование стихотворений.

 - Работа по образцу. Подобные упражнения есть в любом учебнике русского языка для учащихся средней школы.

 - Обязательная работа со словарями.

 - Упражнения на введение слов в контексте.

 - Работа с использованием алгоритмов.

 - Конструирование предложений по вопросам.

 - Письмо по памяти.

         С этой работы можно начинать урок, записывая по одному предложению, по одному четверостишию, выученному дома, постепенно расширяя объём задания. Материалом для письма по памяти могут служить пословицы, поговорки, стихи русских классиков. Для более быстрого заучивания я предлагаю такую форму работы,  как построчное рисование стихотворений. Использовать этот метод для тренировки памяти и развития образного мышления можно не только в 5 классе. После выразительного чтения стихотворения выясняется, из скольких строф состоит стихотворение. (Например, три строфы – лист альбома делится на три горизонтальные полосы) Затем выясняется, сколько строчек в каждой из строф, и выполняются соответственно вертикальные полосы. Так получается заготовка для дальнейшей работы, а затем начинается самое интересное для детей: создание образов и их изображение, нанесение их на бумагу – в клеточки : прочитывается строка – заполняется клеточка. В клеточки наносятся любые рисунки, образы, символы, которые помогут затем восстановить в   памяти необходимую строчку из стихотворения.

         Это всё хорошо, но самым трудным для ученика-инофона, не владеющего элементарными знаниями по русскому языку, является самостоятельное выполнение домашнего задания. С одной стороны, учащиеся просто ленятся, а с другой – не умеют разобраться в заданиях к упражнению и при его выполнении оказываются беспомощными. В работе с такими детьми не стоит делать на уроке большое количество разнотипных упражнений. Лучше отработать один тип упражнений и на уроке, и дома. Лишь в этом случае можно рассчитывать на успешное выполнение домашнего задания данным контингентом учащихся.

         Таким образом, в течение всего процесса обучения русскому языку целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.

         Я считаю, что силами одних учителей, работающих  с детьми – инофонами,  эту проблему  решить очень сложно:

1.Следует провести коррекцию учебных планов с целью увеличения часов на изучение русского языка и литературы.

2.Нужен учебник, содержащий вариативный учебный материал. Большим подспорьем является учебник Е.А.  Быстровой  «Изучаем русский язык» 5-7 класс.

 Учебник подготовлен в рамках и на средства Федеральной целевой программы  «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Это пособие рекомендовано для того, чтобы в  сжатые сроки активизировать сложившиеся речевые умения и навыки учащихся, обеспечить общение на русском языке в учебной и бытовой сферах.  Скорректировать имеющиеся и сформировать новые знания в области русского языка. Обеспечить «мягкое» включение детей в процесс обучения. Подготовить их к пониманию речи преподавателей-предметников, чтению учебной литературы по разным предметам школьного цикла. В соответствии с этим  курс включает в себя три раздела:

  • Вводно-разговорный.
  • Вводно-предметный. 
  • Корректировочный.

Данное пособие я рекомендую использовать только как дополнительный методический материал к уроку. Перейти на обучение нерусских учащихся только по этому учебному пособию считаю нецелесообразным, так как данное пособие не готовит учащихся к итоговой аттестации в 9 классе, не говоря уже о едином государственном экзамене, а  вводно-разговорный и вводно-предметный курсы желательно и целесообразно вводить ещё на первой  ступени обучения.

Следует обратить внимание учащихся на рубрики, которые помещены на страницах учебника: «Обратите внимание!», «Запомните!», «Различайте!», «Поиграем!», «Немного юмора».  

 Работая над морфологией в 5-7 классах, я также обращалась к учебнику под редакцией Е.А.Быстровой «Изучаем русский язык 5-7 класс». В нём дан материал, который направлен на преодоление трудностей при  изучении таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,  глагол, местоимение.

Одной из наиболее трудных категорий в изучении русского языка как неродного является  род имён существительных. Это обусловлено, прежде всего, тем, что это логически немотивированная категория. Трудности она вызывает и потому, что отсутствует в родном языке учащихся. Материал по преодолению этой трудности рассматривается с разных позиций. Например, род существительных можно определить по полу, по окончаниям в именительном падеже, по суффиксам, причём упражнения, данные в учебнике, предусматривают возможность образования существительных не только мужского, но и женского рода.     

В уроки русского языка  можно включать упражнения, сказки, загадки, игровые моменты типа «Кто быстрее?», «Отдохнём, поиграем!», «Давайте поговорим!», «Знаете ли вы?», предлагаемые Е.А.Быстровой. 

Стоило бы пересмотреть и существующие нормы оценок диагностических контрольных работ для  детей-инофонов.

         Уверенное владение русским языком - залог успешной социализации и адаптации детей в обществе. Мои ученики   осваивают программу, сдают выпускные экзамены, активно участвуют во внеклассных мероприятиях, быстро находят друзей среди русскоязычных сверстников

Особым аспектом работы является взаимодействие школы с родителями детей-мигрантов. Необходимо говорить на тему толерантного отношения и уважения к разным культурам и национальностям не только на классных часах, но и на родительских собраниях. Важно проводить мероприятия, участниками которых являются ученики и их родители (еще лучше, если команда будет смешанной).

Только в целенаправленной, последовательной совместной деятельности можно достичь результатов. Все это поможет сплотить нас и сделать одной большой многонациональной семьей, где каждый важен и необходим для здорового, благоприятного развития нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

Проблемы преподавания русского языка в условиях новых ФГОС

В этом материале предсьтавлена презентация выслупления на окружной конференции и на педагогическом совете образовательного учреждения...

Обобщение опыта по проблеме преподавания английского языка в начальной школе

Работая над проектами, я использую следующие этапы:Первый этап - подготовительный  включает в себя  формулировку темы, цель работы, обозначение временных рамок (урок, или несколько уроков, в...

Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК

О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...

Взгляд на проблему преподавания русского языка детям-билингвам и детям-инофонам

В статье говорится о проблемах, возникающих у учителя руского языка при работе с детьми-билингвами и детьми-инофонами. В рассуждениях учитель опирается на собственный опыт....

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...