Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе
статья по русскому языку по теме
В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе. В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кужакова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ Есинская СОШ Аскизского района Республики Хакасия
Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе
В Есинской школе Аскизского района Республики Хакасия для большинства учащихся хакасский язык является родным (в школе обучается около 80% детей хакасов по национальности). В семье родители говорят со своими детьми на родном (хакасском) языке, т.к. правильно считают, что бережное отношение к родному языку – это одно из главных требований к речи учащихся в школе и дома.
Русский язык изучается в школе как неродной, поэтому формирование языковой компетенции, совершенствование речи, сохранение чистоты, развитие языкового вкуса – это ежедневная целенаправленная и кропотливая работа. Любовь к русскому языку, желание учить его доказывается детьми, начиная с начальной школы.
Участие детей в различных предметных конкурсах (русский язык и литература, хакасский язык и литература, краеведение), других творческих мероприятиях содействует развитию творческого потенциала, приобретению знаний и умений, необходимых для взрослой самостоятельной жизни (Таблица 1).
Таблица 1. Сведения об участии обучающихся в творческих конкурсах по предмету
Сроки | Мероприятие | Участник | Результат |
2011 | Муниципальная НПК учащихся Аскизского района | Бастаева Ксения | Свидетельство участника |
Республиканская акция «Создаем страну Читалию» | Кужакова Елизавета | Благодарственное письмо | |
2012 | VI кустовая НПК, посвящённая 150-летию хакасского ученого Н.Ф.Катанова | Кужакова Анастасия | 1 место, Грамота |
Районный детский конкурс творческих коллективов «Фольклор родной земли» | Осина Анастасия | Свидетельство участника | |
Республиканская НПК «Жизнь и творчество Н.Ф.Катанова» (к 150-летию со дня рождения) | Чистыгашева Анастасия | Сертификат участника | |
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 7 чел. | Сертификат участника | |
2013 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 11 чел. | Сертификат участника |
Учитель русского языка на уроках воспитывает любовь к родной природе, используя такие направления работы, как сочинения, эссе, олимпиады (Таблица 2).
Таблица 2. Сведения об участии обучающихся в творческих конкурсах по другим предметам
Сроки | Мероприятие | Участник | Результат |
2012 | Муниципальный этап детского экологического форума «Зеленая планета-2012» | Тумоякова Алена | Сертификат участника |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады по обществознанию | 1 чел. | Призёр |
Технология личностно ориентированного обучения позволяет при помощи вопросов нравственной тематики подтолкнуть учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению личности. Эта технология также предполагает включение в процесс метода дискуссии, рассчитанного на старшеклассников. К 9 классу ученики уже самостоятельно высказывают свою точку зрения, позицию. Вопросы для дискуссии формулирую так, чтобы они поняли, что подобные проблемы существуют и что нужно быть готовым активно участвовать в решении этих проблем, применяя полученные на уроках знания.
Метод ролевых игр позволяет ученикам попробовать себя в роли взрослого человека, он помогает ориентироваться в мире профессий, оценивать поступки различных персонажей.
Проектная технология, всегда вызывающая у детей огромный интерес, включает возможность для развития креативности, фантазии, выдумки учащихся, и получения материального результата. Работая над проектами, учащиеся приобретают опыт организаторской работы, лидерские качества, учатся принимать решения. Проектная деятельность позволяет соединить теорию с практическими навыками.
Повышение интереса учащихся к русскому языку и литературе, активизация познавательной деятельности, самостоятельный поиск информации, создание ситуации успеха – задачи, которые решаются благодаря использованию ИКТ на уроках. Уникальные возможности открываются перед учениками благодаря появлению в школе электронных средств обучения. С большим желанием школьники создают презентации (учатся в совершенстве владеть компьютером, работать с ним, искать материал в интернете и т.д.)
Свою ИКТ-компетентность и активную творческую деятельность подтверждаю участием в проекте федеральной инновационной площадки в сфере образования Минобрнауки России (Справка об успешном прохождении сертификации соответствия требованиям к компьютерной грамотности в системе образования» выдана Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Европейским центром по качеству, ФГАУ «Государственный НИИ ИТТ «Информика» МОиН РФ), а также созданием персонального сайта в социальной сети работников образования, имеющем официальный статус электронного средства массовой информации (http://nsportal.ru/natalya-kuzhakova), и участием в различных дистанционных мероприятиях (Таблица 3)
Таблица 3. Сведения об участии в дистанционных мероприятиях
Сроки | Мероприятие | Вид деятельности | Результат |
2013 | Международная заочная НПК ««Актуальные вопросы образования и науки» (Тамбов, 30.12.2013г.) | Статья «Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы» | Публикация в сборнике материалов и на сайте ucom.ru |
2013 | Интернет-журнал педагогического мастерства «Вопросы образования и воспитания (методическая работа)» педагогического клуба «Наука и творчество» | Статья «Этнопедагогические идеи в воспитании обучающихся сельской национальной школы» | Публикация на сайте https:// sites.google. com/ site/ klybnayka, свидетельство |
Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться формирования положительной мотивации обучения, понимания ценности ЗОЖ, формирования положительных нравственных чувств, качеств характера, положительных поступков, создания благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растут и развиваются дети среднего и старшего школьного возраста. Посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения вношу своим собственным примером – показываю детям, что обязательно нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, участвовать в соревнованиях (Таблица 4)
Таблица 4. Сведения об участии в спортивных соревнованиях)
Сроки | Мероприятие | Вид деятельности | Результат |
2003-2013 | Соревнования среди педагогических работников и коллективов ОУ района | Соревнования по волейболу и лёгкой атлетике | 1, 2, 3, 4 места |
2013 | Районный турнир по волейболу среди женских команд, посвящённый 68-й годовщине Великой Победы | Соревнования | 3 место, грамота |
Результатом успешного применения современных технологий являются итоги государственной аттестации по предмету (Таблица 5)
Таблица 5. Сведения о результатах ЕГЭ
Сроки | Русский язык (средний балл ЕГЭ) | Успеваемость |
2011 | 54 | 100% |
2013 | 62 | 100% |
Руководствуюсь следующими принципами педагогической работы:
- Создаю в классе благоприятный психологический климат;
- Обязательно провожу диалоговую форму общения;
- Организую совместную творческую деятельность;
- Выявляю мнения каждого ученика по поводу разных вопросов;
- Поощряю, создаю ситуацию успеха.
Ведя воспитательную работу, лично и вместе с детьми участвую в различных научных мероприятиях (Таблица 6):
Таблица 6. Сведения об участии в научных мероприятиях
Сро-ки | Мероприятие | Вид деятельности | Результат |
2011 | Районные Макаренковские педчтения «Формирование ключевых компетенций и их значение в становлении духовно-нравственных качеств личности» | Доклад «Ключевые компетентности и их значение в становлении духовно-нравственных качеств личности» | Свидетельство |
Межрегиональная НПК «Этнокультурное образование: проблемы, идеи, инновации» | Доклад «Воспитательные программы МБОУ Есинская СОШ с этнокультурным содержанием» | Сертификат | |
2012 | Кустовая НПК, посвящённая 150-летию Н.Ф.Катанова | Доклад «Н.Ф.Катанов – известный ученый, тюрколог» | Сертификат участия |
Республиканский конкурс на лучший музей боевой и трудовой славы, действующий на базе ОУ | Участие в номинации «Славен трудом человек» | 2 место, Грамота |
Надеюсь, что в будущем мои ученики станут достойными гражданами своей страны, выберут активную жизненную позицию, будут ответственно относиться к своим правам и обязанностям.
Список литературы
1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
2. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
3. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны
Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...
Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы
Статья об особенностях преподавания русского языка и литературы в классах с небольшой наполняемостью...
из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"
С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...
Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы
Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...
Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы
Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...
Организация внеклассной работы на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе
В настоящее время современная общеобразовательная школа утратила первостепенное значение в передачи знаний и опыта будущему поколению. Сегодня вся необходимая информация находится в открытом...
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Статья из сборника "Моя образовательная инициатива" (сост.: Т. П. Горявская. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру»)...