Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе
статья по русскому языку по теме

Кужакова Наталья Николаевна

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кужакова Наталья Николаевна

учитель русского языка и литературы МБОУ Есинская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

kuzhakova.nn@mail.ru 

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В Есинской школе Аскизского района Республики Хакасия для большинства учащихся хакасский язык является родным (в школе обучается около 80% детей хакасов по национальности). В семье родители говорят со своими детьми на родном (хакасском) языке, т.к. правильно считают, что бережное отношение к родному языку – это одно из главных требований к речи учащихся в школе и дома.

Русский язык изучается в школе как неродной, поэтому формирование языковой компетенции, совершенствование речи, сохранение чистоты, развитие языкового вкуса – это ежедневная целенаправленная и кропотливая работа. Любовь к русскому языку, желание учить его доказывается детьми, начиная с начальной школы.

Участие детей в различных предметных конкурсах (русский язык и литература, хакасский язык и литература, краеведение), других творческих мероприятиях содействует развитию творческого потенциала, приобретению знаний и умений, необходимых для взрослой самостоятельной жизни (Таблица 1).

Таблица 1. Сведения об участии обучающихся в творческих конкурсах по предмету

Сроки

Мероприятие

Участник

Результат

2011

Муниципальная НПК учащихся Аскизского района

Бастаева Ксения

Свидетельство участника

Республиканская акция «Создаем страну Читалию»

Кужакова Елизавета

Благодарственное письмо

2012

VI кустовая НПК, посвящённая 150-летию хакасского ученого Н.Ф.Катанова

Кужакова Анастасия

1 место, Грамота

Районный детский конкурс творческих коллективов «Фольклор родной земли»

Осина Анастасия

Свидетельство участника

Республиканская НПК «Жизнь и творчество Н.Ф.Катанова» (к 150-летию со дня рождения)

Чистыгашева Анастасия

Сертификат участника

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

7 чел.

Сертификат участника

2013

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

11 чел.

Сертификат участника

Учитель русского языка на уроках воспитывает любовь к родной природе, используя такие направления работы, как сочинения, эссе, олимпиады (Таблица 2).

Таблица 2. Сведения об участии обучающихся в творческих конкурсах по другим предметам

Сроки

Мероприятие

Участник

Результат

2012

Муниципальный этап детского экологического форума «Зеленая планета-2012»

Тумоякова Алена

Сертификат участника

Муниципальный этап всероссийской олимпиады по обществознанию

1 чел.

Призёр

Технология личностно ориентированного обучения позволяет при помощи вопросов нравственной тематики подтолкнуть учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению личности. Эта технология также предполагает включение в процесс метода дискуссии, рассчитанного на старшеклассников. К 9 классу ученики уже самостоятельно высказывают свою точку зрения, позицию. Вопросы для дискуссии формулирую так, чтобы они поняли, что подобные проблемы существуют и что нужно быть готовым активно участвовать в решении этих проблем, применяя полученные на уроках знания.

Метод ролевых игр позволяет ученикам попробовать себя в роли взрослого человека, он помогает ориентироваться в мире профессий, оценивать поступки различных персонажей.

Проектная технология, всегда вызывающая у детей огромный интерес, включает возможность для развития креативности, фантазии, выдумки учащихся, и получения материального результата. Работая над проектами, учащиеся приобретают опыт организаторской работы, лидерские качества, учатся принимать решения. Проектная деятельность позволяет соединить теорию с практическими навыками.

Повышение интереса учащихся к русскому языку и литературе, активизация познавательной деятельности, самостоятельный поиск информации, создание ситуации успеха – задачи, которые решаются благодаря использованию ИКТ на уроках. Уникальные возможности открываются перед учениками благодаря появлению в школе электронных средств обучения. С большим желанием школьники создают презентации (учатся в совершенстве владеть компьютером, работать с ним, искать материал в интернете и т.д.)

Свою ИКТ-компетентность и активную творческую деятельность подтверждаю участием в проекте федеральной инновационной площадки в сфере образования Минобрнауки России (Справка об успешном прохождении сертификации соответствия требованиям к компьютерной грамотности в системе образования» выдана Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Европейским центром по качеству, ФГАУ «Государственный НИИ ИТТ «Информика» МОиН РФ), а также созданием персонального сайта в социальной сети работников образования, имеющем официальный статус электронного средства массовой информации (http://nsportal.ru/natalya-kuzhakova), и участием в различных дистанционных мероприятиях (Таблица 3)

Таблица 3. Сведения об участии в дистанционных мероприятиях

Сроки

Мероприятие

Вид деятельности

Результат

2013

Международная заочная НПК ««Актуальные вопросы образования и науки» (Тамбов, 30.12.2013г.)

Статья «Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы»

Публикация в сборнике материалов и на сайте ucom.ru

2013

Интернет-журнал педагогического мастерства  «Вопросы образования и воспитания (методическая работа)» педагогического клуба «Наука и творчество»

Статья «Этнопедагогические идеи в воспитании обучающихся сельской национальной школы»

Публикация на сайте https:// sites.google. com/ site/ klybnayka, свидетельство 

Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться формирования положительной мотивации обучения, понимания ценности ЗОЖ, формирования положительных нравственных чувств, качеств характера, положительных поступков, создания благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растут и развиваются дети среднего и старшего школьного возраста. Посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения вношу своим собственным примером – показываю детям, что обязательно нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, участвовать в соревнованиях (Таблица 4)

Таблица 4. Сведения об участии в спортивных соревнованиях)

Сроки

Мероприятие

Вид деятельности

Результат

2003-2013

Соревнования среди педагогических работников и коллективов ОУ района

Соревнования по волейболу и лёгкой атлетике

1, 2, 3, 4 места

2013

Районный турнир по волейболу среди женских команд, посвящённый 68-й годовщине Великой Победы

Соревнования

3 место, грамота

Результатом успешного применения современных технологий являются итоги государственной аттестации по предмету (Таблица 5)

Таблица 5. Сведения о результатах ЕГЭ

Сроки

Русский язык (средний балл ЕГЭ)

Успеваемость

2011

54

100%

2013

62

100%

Руководствуюсь следующими принципами педагогической работы:

  • Создаю в классе благоприятный психологический климат;
  • Обязательно провожу диалоговую форму общения;
  • Организую совместную творческую деятельность;
  • Выявляю мнения каждого ученика по поводу разных вопросов;
  • Поощряю, создаю ситуацию успеха.

Ведя воспитательную работу, лично и вместе с детьми участвую в различных научных мероприятиях (Таблица 6):

Таблица 6. Сведения об участии в научных мероприятиях

Сро-ки

Мероприятие

Вид деятельности

Результат

2011

Районные Макаренковские педчтения «Формирование ключевых компетенций и их значение в становлении духовно-нравственных качеств личности»

Доклад «Ключевые компетентности и их значение в становлении духовно-нравственных качеств личности»

Свидетельство

Межрегиональная НПК «Этнокультурное образование: проблемы, идеи, инновации»

Доклад «Воспитательные программы МБОУ Есинская СОШ с этнокультурным содержанием»

Сертификат

2012

Кустовая НПК, посвящённая 150-летию Н.Ф.Катанова

Доклад «Н.Ф.Катанов – известный ученый, тюрколог»

Сертификат участия

Республиканский конкурс на лучший музей боевой и трудовой славы, действующий на базе ОУ

Участие в номинации «Славен трудом человек»

2 место, Грамота

Надеюсь, что в будущем мои ученики станут достойными гражданами своей страны, выберут активную жизненную позицию, будут ответственно относиться к своим правам и обязанностям.

Список литературы

1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011

2. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008

3. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Статья об особенностях преподавания русского языка и литературы в классах с небольшой наполняемостью...

из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"

С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...

Организация внеклассной работы на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе

В настоящее время современная общеобразовательная школа утратила первостепенное значение в передачи знаний и опыта будущему поколению. Сегодня вся необходимая информация находится в открытом...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Статья из сборника "Моя образовательная инициатива" (сост.: Т. П. Горявская. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру»)...