Доклад «Информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы»
материал

Максименко Любовь Васильевна

В докладе раскрываются  особенности применения ИКТ на уровне малокомплектной сельской школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад на НПК136 КБ

Предварительный просмотр:

ФМБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» в с.Кучумбетово

Доклад

 «Информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы»

Автор: учитель русского языка и литературы

ФМБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко

с. Перелюб» в с.Кучумбетово

 Максименко Любовь Васильевна

2024-2025 учебный год.

Цель доклада: раскрытие особенностей применения ИКТ на уровне малокомплектной сельской школы.

Развитие цифровой среды – современный процесс в образовании, а цифровые технологии – способ организации образовательной среды. Этот процесс не может не затронуть школьное образование, в том числе преподавание русского языка. Если этот процесс рассматривать как прогресс, то он должен улучшить российское образование с учётом таких оценок (измерителей), как: конструктивность – качественность – технологичность.

У нашего предмета – русский язык – особые цели и ценности предметного образования, для обеспечения которых требуются установки на: системность – согласованность – сообразность. Поэтому необходимо: построить систему информационного (теоретического и практического) обеспечения в русском языке, учитывая три его области: язык – речь – правописание, используя новые технологические возможности; согласовать предметные знания, действия, решения, результаты обучения с развитием и воспитанием личности; обосновать лингводидактический потенциал ИКТ по формированию навыков и умений; отобрать способы технического обеспечения процесса преподавания русского языка.

К условиям развития новой информационной (цифровой) среды относятся: чрезвычайная необходимость использовать интернет-пространство и онлайн-обучение; актуальность решения методических и профессиональных вопросов, связанных с выходом в интернет-сеть и отбором приёмов использования ИКТ-технологий; выработка терминологически точных употреблений и понимания слов, появившихся в последнее время в связи с быстрым техническим развитием (технология, интерактив, информация, ИКТ, электронный учебник, цифровизация, дистантное обучение, онлайн-обучение и др.); востребованность оперативного отклика на цифровизацию созданием образовательной модели на основе цифровизации.

Суть подхода к преподаванию русского языка и литературы можно выразить словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…».

Именно поэтому русский язык и литература по праву являются теми учебными предметами, ценность которых чрезвычайно высока. На этих уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, на примерах из произведений мастеров слова осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, посредством изучения языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин.

   Чтобы рождалось и утверждалось в школьниках чувство языковой самобытности, ощущение себя носителем родного языка, ответственности за его сохранение, предстоит сделать немало.

   В законе Российской Федерации «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Принцип активности и самостоятельности в обучении – один из основных в современной дидактике. Проблема развития творческих способностей учащихся очень актуальна и важна.

Цифровая эпоха привнесла значительные изменения в образовательный процесс, и работа учителя русского языка в малокомплектной школе не стала исключением. Малокомплектные школы, как правило, имеют небольшое количество учащихся и ограниченные ресурсы, что требует от педагогов особого подхода к организации обучения.

Школа - стержень сельской жизни. Она накрепко привязывает людей к земле. А что бывает с селом, когда в нем негде учить детей? Оно как дерево, которому подрезают корни, постепенно умирает. Являясь единственным интеллектуально - культурным центром на селе, школа оказывает значительное влияние на решение многих вопросов в социуме. Главными преимуществами малокомплектной школы являются:

небольшая наполняемость классов, позволяющая организовать индивидуальную работу с каждым ребёнком;

возможность более тесного общения детей и педагогов;

осуществление непосредственной частой связи с родителями.

Всё это создаёт предпосылки для того, чтобы создать в школе атмосферу психологического комфорта, сделать образовательный процесс наиболее адаптивным.

Однако малокомплектная школа имеет и свои минусы:

удалённость школы от крупных культурных центров;

низкий уровень жизни населения;

отсутствие детского сада на территории села;

большое количество родителей, не имеющих работы.

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

В сельской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких деревеньках многим обделены.

Жизнь показала, что Интернет - технологии стимулируют развитие наших интеллектуальных способностей, дают нам возможности получать дополнительную информацию быстро и удобно. Но, я считаю, что нужно помнить, что Интернет – лишь средство, а какие методы и формы использования применять, зависит от педагога. Обязательно нужно учитывать, что «всемирная паутина» засорена различной информацией, которая может не только ввести учащихся в заблуждение, но и нанести вред психике. Поэтому на моих уроках школьники используют Интернет только под моим контролем и пользуются теми ресурсами, которые необходимы для учебы.

Сегодня внедрение новых информационных технологий меняет традиционный взгляд на образование. Информационные технологии направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения. Основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности урока, поэтому на своих уроках я использую компьютер как:

• средство для предоставления учебного материала обучающимся с целью передачи знаний;

• средство информационной поддержки учебного процесса;

• дополнительный источник информации;

• средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;

• универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Изучив познавательные интересы обучающихся, я пришла к выводу, что русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки. Причина заключается в высокой сложности изучения: исключения из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Исходя из этого, я стараюсь повышать мотивацию на своих уроках за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, а также активного внедрения информационных технологий, способствующих развитию интереса и индивидуализации обучения. Конечно, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой отнимает много времени, но такие уроки приносят больше пользы и удовлетворения. Я использую в своей работе информационные технологии уже много лет  и это дает положительный результат:

Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика при введении нового материала;

Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку или на уроке. Я стараюсь готовить к уроку презентации, подбираю мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией, готовлю тесты обучающего и контролирующего характера, которые позволяют оперативно определить уровень восприятия и понимания изучаемого материала с использованием ПК( если попаду с уроком в компьютерный класс). Учащимся самим становится интересно проверить, что они смогли усвоить на уроке, а где остались у них «пробелы». Соответственно, домашнее задание учащиеся получают индивидуальное.

Я использую  презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийного проектора. Также в нашей школе есть возможность проведения урока в компьютерном классе, подключенном к Сети, и я использую ресурсы Интернета, как на уроке, так и во внеурочное время. Здесь может быть множество вариантов работы. В старших классах на уроках литературы мною апробировано обзорная лекция с использованием Интернет – ресурсов. Во внеурочной деятельности я использую такой вид работы, как виртуальная экскурсия (в частности, знакомство с музеями). Обучающиеся нашей школы редко бывают на экскурсиях, в музеях решить эту проблему, хотя бы частично помогают виртуальные экскурсии. И еще одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы.

На уроке с использованием современных технологий: Интернет, презентация, учебное электронное пособие,- устраняются многие негативные моменты: минимум бумаг, четкость и наглядность хода урока. Использование компьютерных технологий позволяет мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми знаниями.

Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Как говорилось выше, современные технологии позволяют использовать успешно на уроке презентации, выходы в Интернет. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную), создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В результате чего и возникает ситуация успеха. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащихся. Но не надо забывать основной признак педагогических технологий двусторонний характер процесса познания. Конечно, начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно наступит момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего учителя. И это, я считаю, самое главное в нашей работе.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая обучающимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций обучающихся.

Начиная с пятого класса, активно использую учебное электронное пособие (компьютерные программы «Фраза», «Репетитор», ) , так как опыт моей работы убедил меня в целесообразности использования этого вида работы. Большим успехом пользуются бесплатные образовательные платформы (такие как «Учи.ру», Яндекс-учебник), потому что функционал этих платформ учитывает детскую психологию и мотивирует школьников участвовать в олимпиадах, соревноваться друг с другом, получать грамоты и дипломы.

Но я, как и все учителя,  считаю , что использование детьми информационно-коммуникационных технологий должно проходить под строгим контролем взрослых,   во избежание просмотра нежелательного или деструктивного контента и формирования зависимости от электронных гаджетов. Мы в школе постоянно  проводим соответствующую работу с родителями школьников, объясняя на родительских собраниях необходимость контроля контента, используемого их детьми. Говорим, что родители как можно больше должны общаться со своими детьми, тогда интернет-ресурсы станут полезными в их интеллектуальном развитии, а дети не будут предпочитать виртуальный мир живому общению. Но, к сожалению  , родители перекладывают всю ответственность за воспитание детей на педагогов и школу. Между тем, основное воспитание ребенок получает в семье, а школа обучает и развивает социальные навыки.

Цифровые технологии выполняют важную роль в образовательном процессе сельской школы, но вместе с тем имеется ряд проблем для их широкого применения в обучении, которые требуют тщательной проработки. Очень важно, чтобы цифровой образовательный процесс не был хаотичным, осуществлялся на научно-методологической основе.

    Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет экономить время, более эстетично оформлять наглядность. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, игр, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических, пунктуационных правил. На своих уроках использую разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с  применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций. Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка происходит на различных этапах  и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я создаю электронное сопровождение в виде презентации, в которой отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.). На уроках русского языка использую специализированную программу: «Программа-тренажер по русскому языку "Фраза" (Гуру Софт, 2004);  В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи по русскому языку. Входя в программу, учащиеся регистрируются, выбирают номер класса, темы, вариант. При необходимости они могут воспользоваться подсказкой, а если ответ неправильный, то компьютер сам выдаст окно с правилом, которое следует еще раз повторить и обдумать вариант ответа. В конце работы ученики видят результат своей деятельности: количество тестовых вопросов, правильных и неправильных ответов, отметку,пользуюсь Сайтом Захарьиной Елены Алексеевны( https://saharina.ru/) и другими. Отсутствие ПК для всех учеников  компенсирую тем, что распечатываю тест (аналогичный или подобный) для всех, один ученик работает в режиме тестирования, затем выполняется или проверка в парах, или самопроверка. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов

Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения – принцип индивидуализации. При обучении с использованием компьютерных обучающих программ учащийся имеет возможность самостоятельно, в удобном для него темпе изучать новый материал или повторять пройденный; выполнять задания, соответствующие его уровню усвоения материала. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не является самоцелью, необходимо продумать место и формы их использования для решения проблем в обучении, которые невозможно решить иными средствами. Школьники отличаются по уровню познавательной активности. По степени включенности ученика в процесс обучения различают четыре типа активности: нулевой, ситуативный, исполнительский и творческий. Учащиеся с нулевым уровнем активности есть в любом классе. Они не отличаются негативным отношением, агрессией, им не присущ демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Ребят с такой группой в малокомплектной сельской школе становится все больше и больше. С точки зрения стратегии основой учебных взаимодействий является стремление учителя перевести учащихся с нулевой активности на уровень ситуативный. Активность учащихся этого уровня во многом зависит от эмоциональной стороны учебных взаимодействий: новизна занятия, определенная легкость в достижении результата, необычность приемов преподавания оказываются для них достаточно привлекательными. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то создаются предпосылки для постепенного перехода с относительно активного на активный исполнительский уровень познания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. К сожалению, таких учащихся в классах малокомплектной школы мало. Именно на таких учащихся приходится опираться на уроках учителю. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требования к такой системе заключаются в том, что: – тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; – в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос; – тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить; – вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности; – необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время; – для обучающихся с разным уровнем познавательной активности нужно давать индивидуально подобранные задания, только они закрепят их знания. Специфика обучения в сельской, особенно малокомплектной, школе общеизвестна. Она состоит в определенном информационном изолировании обучаемых, известных ограничениях по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения. Мы надеемся, что и в нашей маленькой сельской школе будут активнее внедряться современные информационные технологии, которыми будут пользоваться сельские учителя. А для формирования интереса к любому виду учебной деятельности необходимы, по меньшей мере, два условия: интерес самого учителя, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал требованиям завтрашнего дня.

Но на сегодняшний день есть и проблемы, затрудняющие эффективное использование ИКТ в условиях малокомплектной школы. С одной стороны наблюдается недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями, с другой стороны отсутствуют методические рекомендации по использованию данных технологий в преподавании предметов.

Использование современных информационных технологий, конечно, является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Все более важным становится умение творчески, эффективно применять огромные возможности Интернета в учебном процессе. И здесь учитель выступает главным координатором процесса внедрения Интернет-технологий в школе. Это довольно сложный механизм, для управления которым нужны знания и навыки пользования компьютерной техникой, умение продуктивно работать с информацией и постоянно совершенствовать свою квалификацию. Но все-таки, несмотря на увлеченность всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью. Информационно-коммуникационные технологии - всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития. 

Очень хочется, чтобы комплекс проблем, с которыми сталкиваются учителя сельской малокомплектной школы в процессе цифровизации был быстрее ликвидирован:

дефицит целевых средств;

отсутствие стабильно работающего подключения компьютерной техники в сельских школах к сети Интернет;

недостаток средств на поддержание компьютерной техники в рабочем состоянии и ее своевременное обновление.

Существующие проблемы с интернетом, особенно остро стоящие в малокомплектных школах (иногда его вообще  нет, а иногда имеют место «временные перебои») осложняют работу учителей и в целом тормозят процессы цифровизации в сельской школе. Также имеют место и проблемы с техникой. На сегодняшний день техника   в нашей школе уже отработала свой ресурс, морально и технически устарела: интерактивные доски вообще есть только в начальных классах, моноблоки с 2000-х годов. Кроме того, учителя  самостоятельно ремонтируют компьютерную технику, вышедшую из строя.

Но даже имеющейся устаревшей техники недостаточно. Учителя средних и старших классов открыты новым знаниям, готовы изучать новые технологии, соответственно хотят использовать интерактивные доски в образовательном процессе. Учителя высоко оценивают возможности использования цифровых технологий и в части онлайн - обучения, которые активно использовались во время удаленного обучения(например, во время пандемии, наводнения  или для тех, кто болеет больше месяца и эффективны для выполнения домашних заданий, а также поиска дополнительного материала. Например, отправляю школьникам учебный материал или ссылку на него для последующего обсуждения на уроке, но проблема остается (ПК до сих пор еще не у всех учащихся имеются).
Работа учителя русского языка в малокомплектной школе требует гибкости, креативности и способности адаптироваться к меняющимся условиям. В небольших классах сложно поддерживать интерес у всех учеников, особенно если они имеют разные уровни мотивации и способностей.
Несмотря на вызовы, такие школы могут стать местом для реализации инновационных подходов к обучению и воспитанию, где каждый ученик получает возможность развиваться в комфортной и поддерживающей среде.

В заключении хотелось бы сказать, что проблем много… но решать их необходимо, так этого требует современное общество. Данные проблемы решаемы, было бы желание решать их. Самые главные качества учителей – умение учиться самому и любить детей. Будет любовь к детям, будут и силы для преодоления препятствий, будет желание их преодолевать и будет терпение.. Здесь хорошо подходят следующие строки:

 «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель»                                                                                                                                                                        Лев Николаевич Толстой                                                    

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.

2. Темербекова А.А., Информационно-коммуникационные технологии в образовании - УМК, Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского университета,2010

3. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник: http://www.rusedu.info/Article74.html

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Статья об особенностях преподавания русского языка и литературы в классах с небольшой наполняемостью...

Использование проектных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы

Что такое ученический проект. Этапы работы над проектом. Способы формирования навыков исследовательской работы....

Использование проектной технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.

Объектом курсовой работы является метод проектов как один из методов обучения русскому языку и литературе. Данная работа содержит как теоретическую, так и практическую  части....

Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)

Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям....

Статья "Использование ИКТ в процессе преподавания калмыцкого языка и литературы в условиях малокомплектной школы"

Сегодня без процесса информатизации образования уже невозможно представить и обычную сельскую малокомплектную  школу. В своей работе использую  программы MS Office (Word, Power Point,) для с...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...