Географические диктанты как форма фронтального письменного опроса
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения.

Все формы и методы опроса предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний.

Они призваны к одной цели: - за 10-15 минут урока оценит знания и умения как можно большего количества учащихся.

Географические диктанты – своего рода небольшая по объему, фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем.Систематическое применение подобной формы проверки приучает учащихся постоянно быть активным на всех этапах урока, добросовестно относиться к выполнению домашних заданий, обращаться к дополнительной литературе и справочникам, чаще получать информацию о степени и качестве усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktanty_dlya_9_klassa.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем – совершенствование системы проверки и оценки знаний, учащихся и умение применять эти знания для выполнения практических работ. Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения. Необходима система проверки, при которой бы продолжался процесс, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся. От того насколько организована проверка знаний, характер и содержание проверяемых знаний, зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем, с целью объективного подхода к решению этой проблемы.

Сейчас существуют разнообразные формы и методы проверки знаний и умений (вплоть до компьютерных программ). Эффективность их применения зависит от мастерства и творческой деятельности каждого учителя.

Основными формами и методами проверки качества усвоения изучаемого материала являются устный опрос, при  котором 2-3 ученика дают обстоятельные ответы на главные вопросы, запланированные для проверки усвоения на данном уроке, фронтальный (письменный или устный) опрос, выполнение программных практических работ и т.д. Часто применяют комбинированный опрос, когда наряду с устным опросом сочетаются и использование карточек, и многое др.

Все методы призваны к одной цели: - за 10-15 минут урока оценит знания и умения как можно большего количества учащихся.

Все формы и методы опроса предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний.

«Навык – это автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания». Любой навык, прием учебной деятельности нуждается в постоянной тренировке. Закрепление навыков, тренировка памяти и внимания «автоматизирует» выполнение определенных действий. Любой навык, любой прием учебной деятельности нуждается в закреплении, постоянной тренировке.

Термин «метод опроса» следует понимать так: как спрашивать, как вести опрос, как проверять знания учащихся. От формулировки вопроса будет зависеть метод проверки знаний. Можно поставить конкретные вопросы, на которые учащиеся (3-4 человека) дают устные ответы, применяя карты. Они могут отвечать на проблемные вопросы, опираясь на текст учебника или дополнительную литературу; могут провести сравнения и т.д.

Любой метод проверки знаний материала, усвоения темы приемлем и значим.

Географические диктанты – своего рода небольшая по объему, фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем.

На первый взгляд, при проведении диктанта складывается впечатление, что работает один учитель, а учащиеся, молча, слушают и дают ответы в виде ряда цифр. Но, для правильного ответа необходима предварительная, кропотливая подготовка, запоминание определенных терминов. Без такой работы по подготовке ответы будут не верными.

 Такая форма письменной и фронтальной проверки не умаляет ценности ответа, а просто до минимума сводит механическую работу учащихся; сокращаются время и затраченная энергия на проведение проверки усвоения знаний всего класса. При такой форме проверки знаний, учащиеся не дают развернутого ответа, но это не значит, что ответы менее ценны, так как большая часть времени отводится на мыслительную деятельность (воспоминание, рассуждение, сопоставление, умозаключение). Большое значение в обучении предмета отводится терминологии и номенклатуре, т.к. при объяснении тех или иных процессов и явлений именно научные термины и номенклатуру опирается весь процесс объяснения нового материала. В ходе выполнения диктанта приводятся в определенную систему полученные знания, совершенствуются умения и навыки учебной работы. Систематическое применение подобной формы проверки приучает учащихся постоянно быть активным на всех этапах урока, добросовестно относиться к выполнению домашних заданий, обращаться к дополнительной литературе и справочникам, чаще получать информацию о степени и качестве усвоения учебного материала

Диктанты по физической географии в 6-8 классах составлены П. М. Юрковым и изданы в 1984 году издательством «Просвещение». Для учащихся 9-10 классов, где изучается экономическая география России и мира, таких диктантов нет.

В своей работе, систематизировав такой метод, я продолжила использование диктантов для проверки  знаний  научной терминологии и усвоения полученных знаний по экономической географии. Диктанты составлены для учебников, изданных под редакцией В. Я. Рома, В. П. Дронова и А. И. Алексеева, В. В. Николиной «География населения и хозяйства России» - 9 класс.

Диктанты составлены по темам и разделам учебников. В них включены основные понятия и термины, используемые для объяснения материала и необходимые учащимся для понимания объясняемой темы.

Географические диктанты не являются основной формой проверки знаний учащихся в практической деятельности учителя. Эта форма применяется в сочетании с другими формами проверки знаний и умений.

Тема: «РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА»

  1. Экономическая география
  2. Геополитическое положение
  3. ЭГП
  4. Н. Н. Баранский
  5. Ю. Г. Саушкин
  6. Компоненты природы
  7. Политическая география
  8. Социально-экономическая география
  9. Географический прогноз
  10. Экология

  1. Основоположник современной российской экономической географии
  2. Положение страны на экономической карте
  3. Общественная географическая наука, изучающая размещение населения и хозяйства
  4. Эконом.географ, разработавший теоретические основы социально-экономической географии
  5. Положение страны на политической карте; по отношению к др. странам
  6. Наука, изучающая состояние окружающей природной среды
  7. Наука, изучающая политическую жизнь страны
  8. Задача географической науки, призванная изучить какое будущее возможно для данной территории
  9. Отдельные элементы природы, участвующие в формировании природных комплексов
  10.  Наука, которая решает задачи взаимодействия общества и природы

Ключ: 3 5 2 1 4 9 7 10 8 6

Тема:  «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

  1. Природные условия
  2. Адаптация
  3. Биотические условия
  4. Экологическая ситуация
  5. Природные ресурсы
  6. Ресурсоемкость
  7. Рекреационные ресурсы
  8. Антропоклиматическое районирование
  9. Культура
  10. Трансграничные переносы


  1. Природные богатства, используемые человеком в его хозяйственной деятельности
  2. Окружающая человека природная среда
  3. Приспособление организма человека к изменяющимся природным и социальным условиям окружающей среды
  4. Характер растительности и животного мира, оказывающие непосредственное воздействие на человека через возбудителей различных болезней
  5. Состояние окружающей среды на определенной территории
  6. Ресурсы, способствующие отдыху человека
  7. Внебиологическая адаптация
  8. Соотношение между потребляемыми ресурсами и производимой продукцией
  9. Перенос загрязняющих веществ воздушными и водными путями
  10. Районирование климата по его воздействию на организм человека

Ключ:  2 3 4 5 1 8 6 10 7 9

Тема: «НАСЕЛЕНИЕ»

  1. Демография
  2. Воспроизводство населения
  3. Демографический взрыв
  4. Экономически активное население
  5. Многонациональное государство
  6. Однонациональное государство
  7. Миграция
  8. Урбанизация
  9. Городская агломерация
  10. «Утечка умов»

  1. Переселение населения из одних районов в другие
  2. Рост городов, численности городского населения и распространения городского образа жизни
  3. Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и занято в непроизводственной сфере
  4. Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост и т.д.
  5. Переманивание иностранных ученых
  6. Государство, где этнические и политические границы совпадают
  7. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста
  8. Государства, имеющие федеративное или конфедеративное административно-территориальное устройство, и в них проживают десятки и сотни народов
  9. Быстрый рост численности населения в странах второго типа воспроизводства
  10. Территориальная группировка городских и сельских поселений

Ключ: 4 7 9 3 8 6 1 2 10 5

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ХОЗЯЙСТВО. СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА»

  1. Хозяйство
  2. Отрасль
  3. Территориальное разделение труда
  4. Субсидия
  5. Приватизация
  6. Основные производственные фонды
  7. Межотраслевые комплексы
  8. Индустриализация
  9. Технология
  10. Традиционная экономика
  11. Рыночная экономика
  12. Постиндустриальное общество

  1. Денежные средства, выделяемые государством каким-либо регионам, отраслям
  2. Взаимодействие людей, средств производства и предметов труда, т.е. способ обеспечить средства существования
  3. Передача принадлежащей государству собственности частным владельцам
  4. Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию
  5. Специализация (ориентация на производство однородной продукции) каждой местности на тех продуктах, для производства которых имеются наиболее благоприятные условия
  6. Тип экономического уклада, который возник первоначально и в некоторых районах страны, существует и сейчас
  7. Используемы в материальном производстве машины, оборудования, здания, сооружения
  8. Создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства
  9. Тип экономического уклада, который возник в России в 1861 году
  10. Группы, взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга
  11. Общество, в котором основной ценностью станет информация
  12. Способ производства

Ключ: 2 4 5 1 3 7 10 8 12 6 9 11

Тема: «МАШИНОСТРОЕНИЕ»

  1. Машиностроительный комплекс
  2. Специализация
  3. Кооперирование
  4. Ростсельмаш
  5. ГАЗ
  6. КАМАЗ
  7. Уралмаш
  8. Фактор
  9. Трудоемкость
  10. Себестоимость
  11. Импорт
  12. Экспорт

  1. Ориентация на выпуск однородной продукции
  2. Завод в г. Набережные Челны по выпуску большегрузных автомобилей
  3. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовых изделий
  4. Завод г. Екатеринбург, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы и др. металлоемкие машины.
  5. Комплекс, объединяющий производство разнообразных машин
  6. Завод, выпускающий сельскохозяйственную технику
  7. Машиностроительный завод в г. Н.Новгород
  8. Ввоз товаров в страну
  9. Основное условие, причина чего-либо
  10. Сумма затрат на производство единицы продукции
  11. Вывоз товаров из страны
  12. Производства, требующие больших затрат труда.

Ключ: 5 1 3 6 7 2 4 9 12 10 8 11

Тема: «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»

  1. Терминал
  2. ГЭС
  3. ГРЭС
  4. ЕЭС
  5. АЭС
  6. ТЭК
  7. Месторождение
  8. Бассейн
  9. Самотлор
  10. Ямбург
  11. Кузбасс
  12. Донбасс

  1. Электростанции, работающие за счет энергии падающей воды
  2. Объединение электростанции в группы, с помощью линий высоковольтных передач
  3. Обособленная специализированная часть транспортного узла
  4. Электростанции, использующие урановую руду
  5. Конденсационные электростанции, обслуживающие большие территории
  6. Крупнейшее месторождение каменного угля в Сибири
  7. Комплекс по добыче разных видов топлива, выработки электроэнергии и транспортировки их до потребителя
  8. Крупнейшее месторождение нефти в Западной Сибири
  9. Угольный бассейн России, имеющий выгодное географическое положение
  10. Территория, на которой ведется промышленная разработка полезного ископаемого
  11. Крупнейшее месторождение газа в Западной Сибири
  12. Обширная территория, на которой сосредоточено несколько крупных месторождений полезного ископаемого

Ключ: 3 1 5 2 4 7 10 12 8 11 6 9

Тема: «МЕТАЛЛУРГИЯ»

  1. Металлургический комплекс
  2. Череповец
  3. Комбинат
  4. КМА
  5. Новокузнецк
  6. Металлургическая база
  7. Конструкционные материалы
  8. Прокат
  9. Норильск
  10. Бокситы
  11. Братск

  1. Большое предприятие  по выплавке металла, объединяющий весь процесс от обогащения руды до производства проката
  2. Комплекс по производству разнообразных металлов
  3. Крупнейший центр черной металлургии в Сибири
  4. Самое крупное месторождение железной руды в нашей стране
  5. Город, в котором построен металлургический комбинат, использующий руды Кольско-Карельского месторождения
  6. Готовые изделия, производимые на металлургическом комбинате
  7. Группа металлургических предприятий, использующие общие сырьевые и топливные ресурсы
  8. Сырье, для получения алюминия
  9. Материалы, используемые для производства готовых изделий
  10. Крупный центр по выплавке меди и никеля
  11. Самый крупный центр по выплавке алюминия в нашей стране

Ключ: 2 5 1 4 3 7 9 6 10 8 11

Тема: «ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

  1. Химизация
  2. АПК
  3. Мелиорация
  4. Земледелие
  5. Основная химия
  6. ЦБК
  7. Технические культуры
  8. Трелевка
  9. Воронежская обл.
  10. Псковская обл.
  11. ХБК
  12. Легкая промышленность

  1. Работы по улучшения земель
  2. Выращивание сельскохозяйственных культур
  3. Широкое применение химических веществ, материалов и технологий во всех сферах жизни
  4. Производство кислот, щелочей, минеральных удобрений
  5. Совокупность отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителя
  6. Деревообрабатывающие предприятия, потребляющие много воды
  7. Вывоз древесины из мест рубки к транспортным путям
  8. Объединенные технологическими связями три производства легкой промышленности, расположенные в одном месте
  9. Сельскохозяйственные культуры, используемые для производства масла, волокон, сахара и т.д.
  10. Область России, где выращивают ценные зерновые культуры
  11. Отрасль промышленности, которую включают в АПК
  12. Область России, где выращивают лен-долгунец

Ключ: 3 5 1 2 4 6 9 7 10 12 8 11

Тема: «ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС. СФЕРА ОБСЛУЖИВАНЯ»

  1. Транспортный узел
  2. Магистраль
  3. Услуга
  4. БАМ
  5. Транспортный комплекс
  6. Инфраструктурный комплекс
  7. Коммуникационная система
  8. Грузооборот
  9. Каботаж
  10. Пропусканная способность
  11. Транссибирская магистраль
  12. Южно-сибирская магистраль
  13. Центр обслуживания

  1. Главный путь сообщения
  2. Железнодорожный путь от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре
  3. Пункты, в которых пересекаются несколько видов транспортных путей
  4. Особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности
  5. Комплекс, объединяющий разнообразные виды транспорта
  6. Произведение количества грузов (в тоннах) на расстояние их перевозки (км)
  7. Железнодорожная магистраль, построенная в 1903 году
  8. Система, включающая транспорт и связь
  9. Плавание судов между портами своей страны
  10. Комплекс, который объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги
  11. Дорога, соединяющая Алтай, Кузбасс и Урал
  12. Количество транспортных средств, которое может проходить через транспортные пути, станции, порты в единицу времени
  13. Населенные пункты или район города, притягивающий к себе потребителей услуг извне

Ключ: 3 1 4 2 5 10 8 6 9 12 7 11 13

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный опрос по повести "Станционный смотритель"(добавлен 05.01.2012)

Письменный опрос позволяет выяснить, как  внимательно и вдумчиво  ученик работал с текстом художественного произведения...

Карточки для письменного опроса. 8 кл

Карточки для письменного опроса по физике в 8 классе по теме "Электричсекие явления". Включают 5-6 заданий разного типа....

Викторины (небольшой письменный опрос по материалу изученного произведения) по литературе для 5 класса

Викторины (на7-10 минут) необходимы учителю, чтобы проверить усвоение материала учениками. Они привлекают и учителя, и детей к деталям, пробуждают интерес к произведению и учат  внимательному отн...

Письменный опрос по физике в форме тестов, контрольных заданий, 9 класс

Контроль за достижением результатов базового уровня обучения на основе уровневой дифференциации при подготовке к ГИА по физике....

Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы

О технологии индивидуального и фронтального опроса...

Географические диктанты, как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся

   Проверка знаний подводит итог главного труда школьника-учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспит...

Отзывы учеников: фронтальный онлайн-опрос

Эссе на тему...Такое разное дистанционное обучение: https://padlet.com/ludaserzh/8y7ivi6egfdmx0phДистанционное обучение. Достоинства и недостатки: https://padlet.com/ludaserzh/x8ocwxipfl4vw...