Презентация на тему "Реки"
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме

Презентация к уроку "Реки". Содержит иллюстрации, схемы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «КЯТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
                   БУИНСКОГО РАЙОНА  РТ"

                  Цели и задачи урока:

Назвать воды суши, изучить части речной системы; познакомиться с понятиями «река», «исток», «устье»,  «приток», «водораздел», «бассейн рек».

  Учить показывать на карте реки; находить речные системы крупнейших рек мира и России.

                Оборудование урока:

Физические карты мира, России, атласы, контурные карты, презентация к уроку.

   

Урок подготовила учитель географии Тихонова А.Л.

1 . Орг. Момент.

Проверка рабочего места.

2. Изучение новой темы.

-- Темой нашего урока будет отгадка следующей загадки.

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Или: Не конь, а бежит.

          Не лес, а шумит.

-- Вы уже поняли, что темой нашего урока будет «Река».

Запишем тему «Воды суши. Река».

Мы с вами на уроке  познакомимся с новыми понятиями «река», «исток», «приток», «водораздел», бассейн реки». Научимся находить и показывать на карте крупнейшие реки мира и России, поговорим о нашей реки Свияге и совершим путешествие по великой реке мира Нил. Итак, в добрый путь за знаниями!

 Много великих и прекрасных художников изображали на  своих картинах реки. (По слайдам презентации назвать картины и их авторов). Не только художники, но и поэты и писатели  посвящали свои произведения рекам. (Дети читают стихи).

  « О, Волга, колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я!»

          (Н. Некрасов)

                                    Дары Терека.

Терек воет дик и злобен,

Меж увесистых громад.

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид,

И, приветливо, ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

    (М. Лермонтов).

--Ребята, даже в стихах видно плавное течение реки Волги и стремительный и шумный бег горной реки Терек.

Реки для человека чрезвычайно важны. Недаром историк В.О. Ключевский так сказал о значение рек.

«…Нашу русскую историю во многом предначертали реки…на реке русский человек оживал и жил с нею душа в душу. Он любил свою реку…При переселениях река указывала ему путь, при поселении она – его неизменная соседка: он жался к ней. На её пойменном берегу ставил своё жильё, село или деревню…Для торговца она – готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога…

- Ребята, а на берегу какой реки мы проживаем? (на Свияге). Верно, и нашим малым рекам России будет в дальнейшем посвящён целый урок, где мы более подробно и детально познакомимся с нашей рекой.

 - Итак, что же такое РЕКА? (Дети дают свои определения). Давайте сравним ваши высказывания с точным определением реки по учебнику.     

  Далее по определению: Постоянные потоки – сплошной линией, временные – штрихами. В Африке они называются вади, В Австралии  - криками.

--Когда показывают реки на карте, то указку перемещают вдоль линии – от истоков к устью.

Исток  --начало реки. (По презентации). Это может быть простой родник, ледник, болото, другая река.

(По карте) Совершим воображаемое путешествие по реке от её истока к устью. Справа от нас будет располагаться правый берег, с лева. Соответственно, левый берег. Река на своём бегу принимает притоки; правые и левые. Для Волги река Ока – правый приток, Кама – левый приток. Приток, запишем в тетрадь.

  Главная река и её притоки образуют речную систему.

Река собирает свои воды с ручьёв, с подземных вод. И эту территорию суши, с площади которой все воды текут в реку называют бассейном реки. Самый большой бассейн в мире у реки Амазонка – 7180 кв. км; в России – у реки Обь – 2990 кв. км. Мы проживаем на территории  бассейна великой реки Волги.

  Между 2-мя соседними бассейнами проходит линия водораздела. В горах она ярко выражена и совпадает с линией главного хребта. Например, Верхоянский хребет является водоразделом рек Лена и Яна. (По карте показать и на слайде) На равнинах водоразделом находится на плоских возвышенностях.

    И вот река заканчивает свой путь. Путь у рек различен. Самая длинная река в мире (по карте показать)

Нил – 6671 км,  далее по порядку:

Амазонка -  6420 км

Миссисипи – 6400 км

Янцзы – 5800 км

Обь с Иртышом – 5510 км

Хуанхэ – 4845 км

Волга – 3531 км

Нева – 74 км.

Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – называют устьем. Основные типы устьев рек – простые устья, эстуарии, дельты.

 Основными типами устьев  являются: простые, эстуарии и дельты. Эстуарии – воронкообразные устья, расширяющие в сторону моря и имеют большие глубины. Устье в виде эстуария имеют российские реки Амур и Енисей. Дельта реки – низменность. Сложенная речными наносами и прорезанная многочисленными протоками. Дельта реки формируется постепенно. Дельту имеют реки     Амазонка,  Лена, Волга, Нил.

2. Первичное закрепление:

Чтение терминов по тетради. Работа по слайду: повторение частей реки.

Исследовательская работа. Описание географического положения реки Нил.

Совершим путешествие по самой длинной реке мира Нил. (Ученик рассказывает и вывешивает листочки с основными значениями)

По слайду:

1.Положение реки на градусной сетке.

2. Начало (исток) реки.

3.Притоки реки. Названия притоков.

5. Названия стран, по которым протекает река.

6. Устье реки. Его тип.

7. Длина реки.

Аналогично дети описывают реку Волгу.

Работа в к/картах. Обозначение рек: Амазонка, Нил, Волга, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Амур, Миссисипи.

5. Итог урока: С чем познакомились на уроке. Названия частей рек.

6. Домашнее задание: П. 35, работа в к/картах.

7. Оценки.

Загадки о реках:

  1. Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

                (Лена-Луна)

  1. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «л» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                (Елисей - Енисей)

  1. Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

  1. С "К" - коль к карте обратиться –

Это Турции столица.

С  "Г" - Сибирская река,

Полноводна, глубока.

(Анкара - Ангара.)

  1. Междометие - слог первый.

Среди птиц ищи второй.

Третий - буква.

По Уралу протекаю я рекой.

                        (чу-сова-я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...