Роль Сибири в экономике России (конференция).
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Ерошкина Ирина Васильевна

Урок-конференция с применением проектной и групповой технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_-osvoenie_sibiri.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция «Роль Сибири в экономике России» - 9 класс.

Цели:  показать роль макрорегиона в экономике  страны, раскрыть особенности территории Сибири и перспективы её развития, место в геоэкономическом пространстве;

совершенствовать формы компетентностного обучения учащихся, умение добывать знания самостоятельно;

развивать толерантность во взаимодействии в процессе совместной работы, аналитический и стратегический подход к решению проблем и возможных перспектив экономического развития территории;

воспитывать чувство гражданской ответственности и  любви к своей Родине.

Оборудование: физическая и экономическая карты России (Западной и Восточной Сибири), различные источники информации, подобранные учителем и учащимися, подготовленные презентации групп и отчёты их работы, мультимедийное оборудование.

Ход уроков:

I этап конференции (урок) – подготовительный:

1) объявление темы и задач конференции;

2) деление на группы;

3) распределение обязанностей в группе;

4) подготовка учащихся по предложенному плану (приложение) с использованием

    различных источников информации.

                                                                                                                                  Приложение.

План  экономико-географической

характеристики региона.

Направления работы

участников группы.

  1. Особенности ЭГП региона.            

               

экономико-географ

  1. Природные условия и ресурсы

территории.

географ

  1. Население и крупные города.

демограф

  1. Характеристика хозяйства:

А) промышленность

Б) сельское хозяйство

В) транспорт

экономико-географы

  1. Проблемы развития территории.

аналитик

  1. Перспективы развития – проекты

освоения:  районы создания промышленных зон, технополисов,

свободных зон, транспортных путей,

портов, рекреационных районов…

стратег

  1. Оформление результатов работы

группы, подготовка презентации.

художественный редактор

II этап конференции (урок) – проведение конференции.

На экране слова:                                                                                                                                «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

                                                                                                              М.В. Ломоносов.

Вводное слово учителя: Сибирь, состоящая из двух крупных частей – Западной и Восточной, самая крупная природная область на земном шаре. Её площадь превышает    10 млн. кв.км, что не уступает площади Европы и больше даже такого материка, как Австралия. Значительная протяжённость с запада на восток и с севера на юг  - это и большое разнообразие её природы. Сибирь отличается сложным рельефом, чрезвычайно суровым континентальным климатом и распространением на больших площадях многолетней мерзлоты. Тем не менее, люди освоили эту территорию, создали здесь города, построили промышленные предприятия. Однако, обзор хозяйственного развития территории показывает, что Сибирь выполняла прежде всего функции поставщика сырья и источника валюты для России. вначале это была пушнина, затем серебро и золото, уголь и сталь, а в наше время – лес и целлюлоза, нефть и природный газ, алюминий и никель. Многие из этих ресурсов уже исчерпаны в значительной мере. Эффективно ли дальнейшее развитие Сибири только как «сырьевого придатка» страны? Изменился ли в наше время смысл знаменитых слов, сказанных М.В. Ломоносовым два с половиной столетия назад: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном?»

   

Выступления групп учащихся представляющих различные регионы Сибири:

  1. Западная Сибирь (равнинная часть)
  2. Восточная Сибирь (север)
  3. Южная Сибирь (горная часть).

В основе отчёта групп – подготовленная презентация по региону, комментарии  «специалистов», представляющие разные направления работы; в заключительной части, после рассмотренных проблем территории, учащиеся предлагают разработанный проект использования региона Сибири, основываясь на анализе её территории.

Учащиеся других групп после представления проекта задают вопросы выступающим и могут предлагать и свои варианты использования территории, что выносится на общее обсуждение.

Итог урока:

 обсуждение проектов освоения Сибири (обмен  мнениями), вывод о перспективах освоения макрорегиона и его роли в экономике России и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль государства в экономике

Презентация к уроку экономики в 10 классе по теме "Роль государства в эконмике"...

Контрольная работа Роль государства в экономике. 9 (11) класс

Контрольная работа по разделу  Роль государства в экономике, включая тему Налоги. Может быть использована га уроках в 9 классе, если дети изучают предмет в средней школе, или в 11 классе, если эк...

« Роль края в экономике России. АПК Кубани - ведущая отрасль хозяйства».

тема нашего сегодняшнего урока «Роль края в экономике России. АПК Кубани -ведущая роль хозяйства». Знакомство с отраслями сельского хозяйства в крае являются ведущими, факторы их формирова...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...